Содержание


Египетские звездочеты
М. Э. Матье

Едва только заходило солнце и желтизна гор, окаймлявших горизонт Нильской долины на востоке и на западе, начинала синеть и превращаться сначала в лиловую лазурь, а затем в темные массы причудливых очертаний - на плоские кровли египетских храмов поднимались молчаливые жрецы. В строго определенном порядке рассаживались они попарно, один против другого, и начинали свои наблюдения над звездами.

Представим себе ночь в Фивах и юного ученика, сидящего рядом с опытным жрецом-астрономом на одной из крыш главного храма всего Египта - Карнакского храма царя богов Амона-Ра.

Спит расположенный на восточном берегу Нила огромный город, великолепная столица самого могущественного государства мира в XV в. до н.э.

Широкой серебряной лентой вьется Нил. А дальше за ним, на пустынном скалистом западном берегу - город мертвых, обширное фиванское кладбище. Ближе к Нилу виднеются громады вытянувшихся в ряд заупокойных царских храмов. Справа этот ряд начинается белеющими в темноте террасами колоннад храма царицы Хатшепсуг, слева он заканчивается храмом Аменхотепа III, перед пилонами которого возвышаются гигантскими стражами две колоссальные статуи этого царя. От храмов спускаются вниз, к пристаням на Ниле, длинные аллеи сфинксов.

А напротив этих пристаней, на восточном берегу, - две другие пристани, и от них новые аллеи сфинксов поднимаются к воротам главных святилищ Фив - Карнакскому храму Амона-Ра и к Луксорскому храму, силуэты гигантских колонн которого поднимают к темному небу огромные каменные цветы своих капителей.

Около храмов темнеют деревья священных рощ и сверкает гладь озер.

Тишина изредка нарушается лаем собак и воем шакалов в горах западного берега.

Кое-где мелькают огни факелов. Во дворе храма горят светильники. Легкий ветер колеблет их пламя и заставляет трепетать флаги на высоких кедровых мачтах у храмовых ворот.

Учитель ведет наблюдение. Он сидит лицом к северу. В руке у него два незамысловатых "инструмента": простой отвес и дощечка с расщепом.

Против наблюдателя, лицом к нему, сидит его помощник, который тоже держит отвес. Его фигура четко вырисовывается на фоне звездного неба. Одна звезда видна у его плеча, другая - у локтя, третья - над головой.

Учитель наблюдает за расположением звезд, глядя через расщеп дощечки так, чтобы от его глаза можно было бы провести воображаемую линию через расщеп дощечки и оба отвеса - его собственный и помощника - к Полярной звезде. Эта линия является, в сущности, меридианом местности, пользуясь которым и определяли положение различных звезд. Разумеется, этот меридиан не имеет ничего общего с тем, которым пользуются в современной астрономии или географии: египетский меридиан - это полуденная линия.

Рядом с учителем лежит разграфленный папирус, на котором в центре нарисована фигура сидящего человека, соответствующая фигуре помощника. И вот вокруг этой фигуры учитель и рисует звезды так, как он их видит в определенный час вокруг фигуры помощника, отмечая в соответствующей строке папируса час наблюдения и название звезды. Постепенно у него получается своеобразная звездная карта. Такие карты чертились для каждого часа каждой ночи в году. Некоторые из них дошли до нас, и, изучив их, египтологи и астрономы смогли выяснить ряд интересных данных относительно познаний египтян в астрономии.


Схема для наблюдения за звездами (Новое царство)

Названия звезд на этих картах показали, что египетские астрономы соединяли звезды в созвездия, которые представлялись им в виде различных священных животных или богов. Дошли до нас и изображения подобных созвездий. Среди них чаще всего встречается созвездие, которое мы называем Малой Медведицей, в него входит Полярная звезда. Оно изображалось египтянами то в виде бедра быка, то в виде животного с головой быка. Известны были им и некоторые планеты: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн, но, разумеется, египетские астрономы называли их иначе.

Для того чтобы иметь возможность вести наблюдение над звездами и отмечать эти наблюдения на звездных картах, жрец-наблюдатель должен был всегда точно знать время, следовательно, - иметь при себе часы. И действительно, около учителя мы и увидели бы также древнеегипетские "часы". Это каменный сосуд в форме усеченного конуса, обращенного узким концом книзу. В сосуд налита вода, внизу же имеется маленькое отверстие, через которое вода вытекает по каплям.

На внутренних стенках такого сосуда имеются небольшие точки-выемки. Они расположены в 12 вертикальных столбцах, каждый из которых имеет по 12 таких точек. Каждый столбец соответствует одному из месяцев года, а точки в пределах столбцов - часу. То обстоятельство, что точки, отмечавшие время в различных столбцах, находятся на одном уровне, связано с тем, что учитывалась различная продолжительность ночи в разные периоды года.

По счастливой случайности известно имя человека, изобретшего такие водяные часы. Это был некий египтянин по имени Аменемхет, живший в XV в. до н.э. Вот что он рассказывает о своем изобретении: "Я нашел, что ночь времени наводнения длиной в 14 часов, в то время как ночь времени жатвы в 12 часов... я нашел возрастание продолжительности ночи от месяца к месяцу и уменьшение от месяца к месяцу... Я сделал "мерхит"' рассчитанный на год. Он был приятнее для царя Верхнего и Нижнего Египта Аменхотепа I Правогласного, чем все другие. Он был правилен для каждого дня года. Никогда не делалось ничего подобного в предыдущие времена... Каждый час наступал в свое время. Вода вытекала из одного отверстия".

Задолго до этого египтяне изобрели солнечные часы. Они были основаны на том, что тень, падающая от какого-либо предмета, в течение дня меняет положение. Такие часы представляли собой дощечку с загнутым концом. От этого конца на дощечку падала тень, и в зависимости от того, на какое место дощечки приходился конец тени, определялось время. В первую половину дня дощечку ставили так, чтобы загнутый конец был обращен к востоку, а в полдень дощечку поворачивали загнутым концом к западу. На самой дощечке наносили 5 отметок; таким образом она делилась на 6 частей, по количеству часов в четверти суток. Позже были изобретены часы в виде двусторонней лестницы. Такие часы не надо было поворачивать, и они давали возможность устанавливать время с большей точностью.

Естественно, что любые солнечные часы годились только для вычисления времени в течение дня, после же захода солнца высчитывать время надо было уже каким-то иным способом. Вот для ночного-то времени и были изобретены водяные часы.

Изучая ночью движение звезд, египетский школьник постепенно привыкал к самостоятельным наблюдениям. Днем же он заучивал остальные сведения по астрономии.

Однако ему приходилось заучивать не только данные, основанные на фактах, полученных при наблюдениях. Дело в том, что, несмотря на всю значительность сведений, которыми располагала египетская астрономия, наблюдения над звездами были в Египте неразрывно связаны с астрологией, т. е. с верой в тесную связь земных событий, судеб отдельных людей и целых народов с движением звезд.

Египтяне верили, что по звездам можно заранее предвидеть будущее. Жрецы составляли особые календари, где были указаны "счастливые" и "несчастливые" дни и даже части дня. Бывали и такие, когда нельзя было начинать никакого дела, нельзя было даже выходить из дому, - иначе человеку грозило несчастье.

Подобные суеверные представления, основанные на непонимании подлинной связи явлений природы между собой, продолжали существовать в Египте до конца его истории и наряду с подлинно научными сведениями были заимствованы из Египта другими народами древности, а затем и средневековья.


Стр. 16 из 17 СодержаниеНазадВперед

Hosted by uCoz