Вернемся к двум портретам царицы тех времен, когда она была в расцвете молодости и красоты.

Черты лица, манера и техника работы голов из песчаника и раскрашенного известняка так близки, что нет никакого сомнения в том, что обе головки сделаны одним мастером и обе изображают Нефертити. Правда, одно время в немецких каталогах головка из песчаника называлась "голова царевны" - ее считали портретом одной из царских дочерей. Теперь окончательно установлено, что это сама царица.

Интересный опыт сделала одна московская художница. Она надела на слепок головки из песчаника такую же корону, как у большой головы, - и тогда стало совершенно ясно, что перед нами два портрета Нефертити.


Эхнатон и Нефертити с детьми

Пожалуй, ни от одной египетской царицы до нас не дошло такого количества изображений, как от Нефертити. Мы знаем скульптурные портреты различных периодов ее жизни. Еще больше дошло до нас рельефов с Нефертити: то она вдвоем с Эхнатоном, то в кругу своей семьи, то в окружении придворных.

Из этих рельефов мы узнаем, что у Эхнатона и Нефертити было шесть дочерей, и, судя по характеру изображений, их связывала нежная любовь.

В той же мастерской Тутмоса сохранилась большая цветная стела. Эхнатон и Нефертити сидят друг против друга. У царицы на коленях две младшие дочери. Старшая стоит перед отцом, который протягивает ей серьгу. И над всей этой группой сияет солнечный диск.

Эта стела относится, вероятно, к началу царствования Эхнатона, так как три старшие царевны еще маленькие, а три младшие, по-видимому, еще не родились. Если бы не короны на царе и царице, можно было бы принять их за простых людей - настолько лишена эта сцена официальной торжественности. Некоторые египтологи считали, что задушевностью памятники Амарны обязаны Эхнатону. Это не совсем верно. Поиски нового, стремление передать портрет, правдивый и живой, в сценах придворной жизни мы находим у скульпторов уже во время Аменхотепа III, отца Эхнатона.

Но этот процесс тогда еще не был завершен, не шел далеко. При Эхнатоне, который порвал со старой религией, со старыми традициями, протест против идеализации, столь характерный для египетского портрета, нашел свое яркое выражение. Поместить людей в обычную среду, передать их живые чувства, дать точное живое изображение человека со всеми его особенностями и даже недостатками стало задачей художника.

Мы хорошо знаем лицо Нефертити. Мы видим ее совсем молодой на ранних портретах. Мы узнаем ее в зрелом возрасте. Нам хорошо известен ее последний портрет с печальным лицом стареющей женщины. Когда он был сделан - до смерти царя? Или уже после того, как она овдовела? Вероятно, мы никогда не получим ответа, ибо мы так мало знаем о самой "Прекрасная пришла".

Откуда она? Кто были ее родители? Одно время даже считали ее царевной иноземного происхождения. Но затем была найдена надпись, из которой узнали, что кормилицей Нефертити была знатная египтянка Тии, жена придворного Эйе. Впоследствии Эйе занимал высокий пост при Эхнатоне и даже был недолгое время фараоном Египта после смерти Тутанхамона.

Не была ли Нефертити его дочерью?

Такие предположения были, но доказательств этому нет.

Очевидно только одно - Нефертити родилась и воспитывалась в Египте. Возможно, Нефертити была дочерью Аменхотепа III и приходилась Эхнатону сводной сестрой. В этом нет ничего удивительного, так как в Египте престолонаследие шло не по мужской, а по женской линии. Фараон получал право на царство, женившись на принцессе. Исходя из этого обычая, можно предположить, что Нефертити была женой, сестрой и дочерью царя, что благодаря ей Эхнатон получил право на царство. И все же это только предположение.

Возможна и другая гипотеза. Мать самого Эхнатоиа - царица Тии не была царской дочерью. Ее отцом был начальник колесничих Юя. Во всех надписях ее называют любимой женой могучего царя. Аменхотеп III, женившись на женщине не царского происхождения, нарушил традиции. Нарушением традиций было и то, что сын Тии - Эхнатон был объявлен наследником престола. Стало быть, и Эхнатон мог по примеру отца не посчитаться с обычаем жениться на женщине царского рода.

Неясны и события последних лет жизни царицы. Среди раскопанных зданий в северной части "Небосклона Атона" был один небольшой дворец. Судя по его архитектуре и росписям, он был выстроен в поздний период Амарны. Среди вещей, обнаруженных в нем, на многих стоит имя Нефертити. Это указывает на то, что дворец принадлежал царице. Открытым остается вопрос, когда и почему она переехала туда?

Некоторые европейские ученые предполагают, что в последние годы жизни Эхнатон и Нефертити расстались. Тогда Нефертити и удалилась в новый дом, выстроенный специально для нее. Это интересная гипотеза, на основании которой можно написать роман, но ни в каких источниках мы не встречаем даже намеков на подобные факты.

Вероятнее предположить, что после смерти Эхнатона Нефертити оставила большой дворец преемникам фараона, а сама удалилась в другой дом. Но и для этого нет никаких доказательств.

В мастерской Тутмоса были найдены также и головки царских дочерей, сделанные из песчаника. Старшая-Меритатон, и хотя у головки нет ни глаз, ни бровей, лицо кажется живым и, несмотря на удлиненный череп, красивым. Характерный рот и тяжелый подбородок делают ее удивительно похожей на отца. Анхеспаатон, третья царевна, посадкой головы, разрезом глаз и линией рта больше похожа на Нефертити.

Вся семья Нефертити полностью была изображена на фреске в одной из комнат дворца. К сожалению, от нее сохранились только две младшие дочери, сидящие рядом. Одна из них нежно ласкает другую. В центре заметны контуры трех старших дочерей: самая старшая - Меритатон обнимает вторую - Макетатон и третью - Анхеспаатон. Справа хорошо видны ноги, по-видимому, сидящего на скамейке Эхнатона, слева - полулежит на ковре Нефертити с самой маленькой дочерью на руках.

Бесконечное число раз изображали на рельефах и росписях, в домах и храмах царя и царицу в кругу семьи. То мы видим их у "окна явлений", откуда царь раздавал награды - золотые ожерелья - своим приближенным. То они все вместе стоят в молитвенных позах перед солнечным диском - Атоном. То царь и царица несутся каждый на своей колеснице, управляя лошадьми, бегущими в стремительном галопе.

Полна скорби сцена оплакивания умершей царевны Макетатон. Трагические позы Эхнатона и Нефертити выражают глубокую печаль. Царь держит за руку жену, он как бы одновременно ищет сочувствия и хочет ее поддержать в этом общем горе. Фигуры придворных женщин с заломленными руками и распущенными в знак траура волосами кажут-ся трагическим аккомпанементом этой печальной сцены, изображенной на стене царской гробницы.

Старшая царевна Меритатон была женой Сменхкара. При нем начались гонения на культ Атона, но он умер так рано, что культ бога Амона полностью был восстановлен при следующем царе, Тутанхатоне, женатом на третьей царевне Анхеспаатон.

Столица была снова перенесена в Фивы, а царь и царица во славу Амона изменили свои имена на Тутанхамон и Анхеспаамон.

Через шесть лет после вступления на престол, не достигнув двадцати лет, Тутанхамон скончался. Анхеспаамон стала женой старого царедворца Эйе, который был когда-то мужем кормилицы ее матери, тем самым дав ему право на царский трон.

Судьба двух младших дочерей Эхнатона и Нефертити неизвестна. Жрецы хотели уничтожить столицу Эхнатона, стереть память о нем с лица земли. Но именно поэтому город Ахет-Атон с памятниками искусства сохранился лучше всех других городов Древнего Египта. Люди ушли оттуда, жизнь прекратилась, и само место было предано проклятию и забвению. Пески пустыни надежно укрыли бывшую столицу и хранили ее сокровища, ожидая археологов. Благодаря этому в скульптурных мастерских сохранились не только бюсты и статуи, но и инструменты, заготовленный камень, неоконченные фигуры, модели.

В мастерской Тутмоса каждый день приносил новые находки. В отчетах о раскопках, которые печатались в журналах, невозможно было перечислить найденное. Только в полевых дневниках археологов велась подробная запись всего, что было обнаружено в этой мастерской.


Гипсовая маска

Как и все дома в Ахет-Атоне, дом Тутмоса был обнесен оградой. Жилище самого Тутмоса занимало северную часть двора, к нему примыкали небольшие помещения, где жили мастера, работавшие под руководством главного кульптора. Главные находки были сделаны в южной части. Здесь помещалась мастерская, состоящая из нескольких комнат и отдельного дворика.

Все помещения, и жилые и рабочие, были буквально заполнены заготовками гипса и различных пород камня, инструментами, скульптурой, осколками и обломками статуй.

Амарнские мастера употребляли всевозможные породы камня - различные сорта гранита, диорит, алебастр, песчаник, известняк. Сначала делали гипсовую маску с лица человека, живого или умершего. Такие маски нашли в мастерской Тутмоса. Они совершенно точно воспроизводят черты лица, его морщинки и складки. Гипс накладывался только на лицо, поэтому у такой маски нет ни затылка, ни ушей. Изготовляли маску по частям, затем скрепляли отдельные фрагменты. Можно найти места соединений. Чтобы гипс не пристал к коже, египтяне накладывали на лицо мокрую ткань или папирусных фактура видна иногда на масках. С маски снова делали гипсовые отливки, но отливка не повторяла маску. В отливках мы видим уже голову с черепом и с лицом, в котором рукой скульптора обобщены всякого рода случайные и второстепенные черты. Сохранилось несколько отливок одной и той же головы. На одной, на припухших щеках - линии, сделанные черной краской. Это пометки мастера. На другой отливке щеки на этих местах теряют странную припухлость, на третьей - рот приобретает более характерные очертания.

С гипсовых отливок делались модели из камня, служившие образцами для скульптора. Не глядя на человека, по памяти рубить из камня его портрет немыслимо, и живую натуру заменяла скульптурная модель-эталон.

Особенно хороша модель головы женщины лет 30-32-х. Уже не очень молодое лицо со строгими линиями сжатого рта полно нежной грусти и задумчивости. Удивительный образ красавицы, которая сознает, что начинает стареть. Этот портрет долгое время тоже считали головой Нефертити. Теперь от этого мнения отказались.

Амарнские мастера иногда делали статуи из двух сортов камня: руки, ноги, голову - из песчаника, одежду - из белого известняка. Создавалось впечатление - человек с мягкой и теплой кожей, покрытой золотистым загаром, стоит в белой одежде.

Египетский мастер сначала приготовлял каменный блок и на нем отмечал линиями форму будущей скульптуры. Это делалось зубчатым лезвием из меди, вставленным в деревянную рукоятку. После этого вчерне передавалась форма головы, рук, ног. Затем намечались черты лица и пальцы. И лишь после этого начиналась окончательная отделка всех деталей лица, мускулатуры, одежды. Инструментом служила полая медная трубка, которую мастер вращал между ладонями -и таким образом просверливал камень. У него был также бронзовый резец и буравчик, которым делались самые тонкие работы. Буравчиком наносили морщинки и складки, ноздри. Чтобы обработать гранит или базальт медными и бронзовыми инструментами, пользовались специальной пастой из кварца, пастой покрывали поверхность камня.

Последней стадией была полировка скульптуры. На многих статуях вырезаны надписи. Это делал писец на готовом произведении.

Каждая статуя - результат работы нескольких мастеров, но в ней сохраняется роль ведущего скульптора, он намечает контуры, отделывает детали, придает лицу портретное сходство. Поэтому начальника скульпторов Тутмоса считают создателем портретов царицы Нефертити.

Головка Нефертити из песчаника - скульптурная модель. Моделью считают и раскрашенную голову из известняка. На репродукциях эту голову вы чаще всего видите в профиль с правой стороны. Поэтому она кажется законченной. На самом же деле она лишена левого зрачка. Он не выпал, его не уничтожили, он просто никогда не существовал.

По поводу "одноглазия" Нефертити высказывались самые различные соображения. Один из ученых даже уверял, что художник не хотел затрачивать лишнее время на изготовление второго глаза у модели.

На создание такой скульптуры, на ее раскраску, на тщательную отделку короны и ожерелья было затрачено столько месяцев труда, что соображения экономии времени кажутся не только неубедительными, но и смешными. Высказывались предположения, что у Нефертити была болезнь глаза. Но это совсем уже неубедительно.

Самую правдоподобную гипотезу высказала советский египтолог М. Э. Матье. Египтяне верили в загробную жизнь. Для этого они прежде всего сохраняли тело умершего. Из него удаляли внутренности, опускали тело в раствор соли на несколько дней, а затем бальзамировали его различными снадобьями.

Запеленутую мумию укладывали в саркофаг и хоронили в гробнице. Вместе с ней помещали и статуи усопшего.

Мумия и статуи считались вместилищем души покойного. Когда душа "возвращается" в мумию или вселяется в статую, - верили египтяне, и мумия, и статуя оживают. Но для этого над ними нужно произвести обряд "отверзания уст и глаз".

Во время этого обряда жрец прикасался к губам статуи особым ритуальным инструментом. В Древнем царстве это был инструмент скульптора - резец или нож, в Новом царстве - жезл с головой священного животного. При этом произносилось заклинание: "Я открываю твой рот, чтобы ты им говорил, твои глаза, чтобы ты видел, твои уши, чтобы ты слышал, твои ноги, чтобы ты ходил, твое сердце и твои руки, чтобы ты отгонял врагов". Считалось, что благодаря отверзанию рта к человеку после смерти возвращалась его жизненная сила. К глазам одного прикосновения считалось недостаточным, их надо было вставить в глазные впадины. У многих статуй, найденных в гробницах, глаза инкрустированные. Их делали из различных материалов - из пасты или камня. Обычно глазное яблоко было белым, радужная оболочка - коричневая, зрачок - черный. В мастерской же Тутмоса портреты дочерей Нефертити зияют пустыми глазницами.

Глаза заготовлялись заранее, они сохранились в большом количестве, и их можно увидеть в египетском зале Музея изобразительных искусств в Москве и в Эрмитаже в Ленинграде.

Лишь после того, как оба глаза были вставлены на место, по мнению египтян, статуя приобретала магическую силу, в ней уже заключалась сущность человека, он оживал для вечной жизни за гробом.

Как считает М. Э. Матье, скульптор не вставил второй глаз в статую Нефертити, ибо царица была еще жива. Если бы статуя имела два глаза, она считалась бы ожившей, а это несовместимо с религиозными представлениями древних египтян. Портрет Нефертити, оставшийся с одним правым глазом, может указывать на то, что мастерская Тутмоса подверглась разгрому еще при жизни царицы.

Неизвестно, где похоронена Нефертити, где и когда она окончила свою жизнь. Что делала она после смерти Эхнатона, как перенесла гибель Ахет-Атона и восстановление старых богов? А может, в это время ее уже не было в живых?.


Стр. 6 из 8
 

Hosted by uCoz