Судьба Нефертити


Чистейшей прелести
чистейший образец.

А. С. Пушкин

К неувядаемым творениям человеческого гения принадлежат несколько портретов царицы Нефертити. Один из них, спасенный советскими воинами во время воины, был выставлен в Эрмитаже перед возвращением его из СССР в Германскую Демократическую Республику.

Можно было часами не отрываясь смотреть на головку из темно-желтого песчаника. Вы забывали о том, что статуэтка не окончена, что на ней нет головного убора и не инкрустированы глаза, она даже не казалась маленькой, хотя ее высота всего девятнадцать сантиметров. Пленительный овал лица, чистый чуть выпуклый лоб, широко открытые миндалевидные глаза, обведенные черной линией, и едва тронутые красной краской сжатые губы. Чувствуются мягкая бархатистость щек, нежный чуть выдающийся подбородок и едва ощутимые складки у рта.

Желтоватый цвет песчаника передает теплоту кожи, а мягкая, почти неуловимая моделировка всего лица позволяет открывать в нем каждый раз новую неисчерпаемую красоту.

Кто-то из египтологов пошутил, что только влюбленный в царицу художник мог создать образ, полный невыразимого обаяния, этот "чистейшей прелести чистейший образец".

Египет в XI веке до нашей эры был могучим государством. Египту были подчинены земли в Нубии до четвертых порогов и средиземноморское побережье Финикии и Палестины. После каждого победоносного похода египетских царей военные трофеи наполняли казну. Львиная доля добычи попадала в храмы, особенно в храм Амона в Фивах. Фараон Тутмос III пожертвовал храму Амона около четырнадцати тонн золота, свыше девяти тонн серебра, драгоценные камни.

Бог Амон "владел землями" и в Египте, и за его пределами. Тот же Тутмос III подарил ему три города в Азии, обязав их платить дань в храмовую казну. В Нубии храму принадлежали золотые прииски.

Благодаря несметным богатствам фиванские жрецы приобретали такую власть, что соперничали с самим фараоном. Всегда и везде они подчеркивали, что победы царю дает бог Амон, и только благодаря Амону Египет превратился в могущественную державу.

Когда на престол вступил Аменхотеп IV, между фараоном и жречеством началась открытая борьба, и фараон решил одним ударом выбить оружие из рук жрецов Амона.

Всех богов царь объявил ложными. Их храмы были закрыты, их культы ликвидированы, храмовая казна была передана в царскую. На четвертом году правления фараон решил перенести столицу из Фив в другое место, туда, где не было никаких храмов и жрецов. Он выбрал для этого часть долины к северу от Фив на пустынном берегу Нила. Там восточные горы несколько отходят от реки и делают большой полукруг, примерно двенадцати километров длиной и около пяти километров шириной. Тут сразу же была установлена плита с надписью об основании города, посвященного новому единому богу Атону - солнечному диску. Атон должен был заменить всех старых богов, и во славу его столицу назвали "Небосклон Атона" - Ахет-Атон.

Главная улица Ахет-Атона - "Дорога фараонов" начиналась от увеселительного Южного дворца Мару-Атон и упиралась в Северный дворец, в котором находился царский зверинец. В центре "Дороги фараонов" был расположен Главный дворец. Жилые комнаты царской семьи лежали к востоку от дороги, официальная часть дворца с канцеляриями, приемными залами, комнатами знатных чиновников - к западу. Обе части дворца соединялись галереей, проходившей в виде моста над улицей. Посреди галереи было большое окно, в котором фараон являлся народу.

На Дорогу фараонов выходил и храм Атона с анфиладой открытых дворов и двориков. Солнечному диску молились под открытым небом.

Через два года после начала работ главная часть города с дворцами и храмами была закончена, и на шестом году своего правления Аменхотеп переехал в "Небосклон Атона". Он порвал с прошлым - со старой религией, с богом Амоном и его жрецами, со старой столицей Фивами, которые сделались рядовым городом. И даже имя свое Аменхотеп, что значит "Амон доволен", царь изменил на Эхнатон - "Благой для Атона". Царица Нефертити во всем поддерживала своего мужа и тоже изменила свое имя на Нефер-Нефру-Атон, то есть "Прекрасна красота Атона".

Однако если фараона Аменхотепа IV в литературе именуют его новым именем Эхнатон, то к Нефертити ее второе имя не прижилось. Она осталась Нефертити - "Прекрасная пришла", вероятно, потому, что это имя как нельзя больше отвечает прекрасному образу, который мы так хорошо знаем по ее портретам. Эхнатон и Нефертити были окружены преданными людьми. И это вполне понятно. Большинство из них были незнатного происхождения, и только милость фараона сделала их могущественными придворными.

А старая знать, главным образом жрецы старых богов (и среди них особенно фиванские), затаив ненависть и злобу против царя, ждали только удобного момента, чтобы вернуть свое былое влияние.

Пока был жив царь, они ничего не могли сделать. Даже пошатнувшееся могущество Египта - ему перестали подчиняться сирийские и палестинские правители -не давало возможности жрецам выступить против фараона. И только смерть Эхнатона развязала им руки.

Недолго царствовал зять фараона Сменхкара. Он умер вскоре после своего вступления на престол, и мы почти ничего не знаем о его правлении.

Вторым преемником Эхнатона был муж его дочери Тутанхатон. Юному фараону было двенадцать лет, и фивааским жрецам нетрудно было заставить его отказаться от религии Атона, переменить свое имя на Тутанхамон и переселиться назад в Фивы.

"Небосклон Атона" опустел. Уехали царский двор и канцелярии, опустели виллы знати, прекратилась торговля, замерла жизнь в ремесленных мастерских. Жители покидали город. Провалились крыши, обрушились стены домов, а великолепные храмы были снесены мстительными жрецами Амона.

Только в семидесятых годах прошлого века, благодаря случайной находке глиняной клинописной таблички, была открыта столица царя-еретика, "проклятого из Ахет-Атона", как назвали его в последствии жрецы. С тех пор раскопки продолжаются до настоящего времени. И до сих пор все еще не открыт полностью весь город, целые кварталы с множеством зданий ждут заступа археологов.

В начале XX века среди руин были найдены в большом количестве произведения искусства - в их числе статуи членов семьи Эхнатона. Они лежали в нескольких помещениях, которые, судя по их характеру, представляли собой скульптурные мастерские.

Храмы и дворцы, усыпальницы царя и его приближенных украшались статуями, рельефами и росписями - для этого нужны были зодчие, художники, скульпторы. Поэтому один из кварталов города был отведен для скульптурных мастерских.

Обычно такая мастерская состояла из нескольких комнат. В одной стояли готовые памятники, в других находились гипсовые отливки, маски, снятые с лиц разных людей. В специальных кладовых лежали Заготовленные глыбы камня - удобный для раскраски известняк, золотистый алебастр, красный и черный гранит, твердый базальт, зернистый песчаник.

В одной из мастерских были найдены непонятные статуи.

Рядом со скульптурой Эхнатона с жертвенной плитой в руках оказались статуэтки двух богов - Исиды и Пта. И Пта и Исида были объявлены царем ложными богами (истинным богом был только Атон - солнечный диск). Тому, кто молился Исиде и Пта, угрожало жестокое наказание.

Нельзя себе представить, что скульпторы тайно от паря изготовляли статуэтки повергнутых богов: гнева Эхнатона боялись и те, кто их мог сделать, и те, кто захотел бы их приобрести.

Может быть, после кончины царя-еретика, когда были восстановлены старые боги, здесь снова была скульптурная мастерская? Но для этого Ахет-Атон был слишком скоро покинут после смерти своего строителя. Столица перестала существовать, и жизнь в ней прекратилась.

В другой мастерской нашли на одном из обломков имя "Ипи". Кто он был? Заказчик или скульптор, мастер или ученик? Этого мы не знаем.


Эхнатон

Памятники, найденные в мастерской Ипи, очень типичны для скульптуры Амарнского периода (так по имени современного поселения эль-Амарна называют время Эхнатоиа). Здесь лежала голова царицы из кристаллического песчаника, рука и две кисти рук, соединенные в нежном пожатии. Тщательная и тонкая обработка камня передаст нежную кожу руки с тонкими пальцами, с едва намеченными изящными ногтями.

А кисти рук принадлежат разным людям: одна из них больше другой. Не фрагмент ли это статуи царя и царицы, которые держатся за руки? Ведь в такой позе мы часто видим их на рельефах.


Нефертити

Если это действительно была скульптура Эхнатона и Нефертити, то ее, вероятно, разбили на мелкие куски жрецы, которые уничтожили все, что было связано с именем фараона.

Точно так же был разбит бюст Эхнатона в другой самой большой скульптурной мастерской Ахет-Атона.

Среди множества фрагментов и целых статуй здесь нашли костяную пластинку с надписью "Начальник скульпторов Тутмос".

Вероятно, он и был хозяином этой мастерской и важным придворным Эхнатона.

Бюст Эхнатона в натуральную величину лежал у порога мастерской Тутмоса. Он был разбит на множество кусков. Вероятно, жрецы Амона ворвались в мастерскую и сбросили на пол статую ненавистного фараона. И хотя все куски очищены и тщательно подклеены, разрушения слишком велики, чтобы представить себе, каким был этот портрет.

Зато бюст царицы Нефертити остался почти невредимым. Его нашли неподалеку от бюста царя. Он лежал вниз лицом, и когда его очистили от грязи, портрет царицы предстал во всей своей неповторимой прелести. Лицо, покрытое теплым загаром, высокая корона, золото и драгоценные камни на ожерелье и на короне переданы желтыми, синими, красными и голубыми красками.

"Любое описание бесполезно. Надо ее видеть!" - воскликнул археолог, открывший этот памятник.

Вглядитесь в эту скульптуру, и вы увидите те же черты, что на портрете из песчаника - тот же овал лица, те же глаза, прикрытые тяжелыми веками. Посмотрите на нее в профиль - сколько изящества, утонченности, гордая царственная осанка! Ее не было в маленькой головке Нефертити из песчаника, которая, кстати, была найдена в этой же мастерской. Вероятно, высокая корона придает портрету новое выражение. Голова кажется каким-то редким цветком, может быть, немного тяжелым для тонкого, чуть изогнутого стебля - шеи.

Как могло произойти, что жрецы, разбившие бюст Эхнатона, не заметили статую его жены и верной подруги, почитательницы Атона? Этого мы никогда не узнаем. Может быть, в свалке ее столкнули, и она упала лицом вниз на мягкую глину. Может быть, ее специально положили на пол и прикрыли, чтобы уберечь от ярости толпы. Кто знает, как все это происходило?

Свидетелей нет, а в документах ничего об этом не сказано.

Тут же лежала еще одна совсем небольшая статуэтка Нефертити, сильно поврежденная, ее высота всего 40,6 см. Ноги обломаны, до половины нет правой руки, большой откол у плеча слева. Но когда вглядываешься в немолодое, некогда прекрасное лицо, становится грустно.

Да, это безусловно она - Нефертити, ее разрез глаз, ее губы, ее нежный овал лица. Но сколько печали, усталости и разочарования. Откуда они? Какие трагические глубокие складки у рта.

Мастерски передал художник тончайшую ткань одежды, сквозь которую просвечивает тело стареющей женщины.

А рядом с ней была та головка из песчаника, о которой говорится в начале нашего рассказа.


Стр. 5 из 8
 

Hosted by uCoz