Как номарх он встречает и чужеземных послов. Резко отличаются от египтян жители азиатских степей. Курчавые волосы, острые бородки, тонкие носы с горбинкой, пестрые одежды из узорных тканей - все это удивительно точно передал художник, разрисовавший стены почти четыре тысячи лет тому назад. Но вот окончены хлопоты по хозяйству, нет больше дел в управлении номом, и Хнумхотеп в пустыне охотится на диких зверей. А если надоест пустыня с ее желтыми сыпучими песками и однообразными зарослями колючих кустарников, Хнумхотеп отправляется на охоту за птицами в заросли тростника. Лодка бесшумно скользит по воде. На носу сын и жена Хнумхотепа.

Какие они маленькие по сравнению с ним. Вот он стоит - высокий, могучий вельможа, глава дома, правитель области. Ноги широко расставлены, в левой руке несколько птиц, в правой - бумеранг. Хнумхотеп замахнулся, еще секунда и пораженная птица станет его трофеем.

Когда смотришь на эти росписи, не замечаешь условности и своеобразия египетского рисунка. Не сразу бросается в глаза отсутствие перспективы: ее заменяют изображения, расположенные по поясам, - то, что дальше, помещается выше. Не смущает и необычное положение фигуры - голова и ноги в профиль, грудь в три четверти, плечи и глаз в фас.

Даже неподвижность застывшей позы египетского вельможи кажется естественной. Она подчеркивает его чванливую важность, торжественность его изображения. Но самое удивительное, что, сохраняя условность в передаче человеческой фигуры, художник тем не менее искусно рисует бегущего человека, изображает поворот головы, взмах руки, профессиональные движения людей, занятых различными работами.

Особенно интересны в этом отношении сцены танцев, борьбы, военных действий. Они в другом склепе, принадлежащем Аменемхету. Идут четыре женщины с музыкальными инструментами, в такт музыке танцоры хлопают в ладоши и притопывают ногами. И вот юноша закружился на одной ноге, а вот Другой готовится сделать "мостик".

Росписи Древнего Египта представляют собой не только настоящую энциклопедию жизни этой страны, но и творения больших и своеобразных мастеров живописи.

Приступая к работе, художник размечал на стенах гробницы расположение сцен, композицию, деление на пояса. Стена была уже заранее подготовлена, неровности сглажены, а затем все покрыто слоем штукатурки из тонко размолотого известняка.

На гладкую белую поверхность наносили сетку из квадратов. Для этого опускали в красную краску веревку и ею "отщелкивали" на стене линии (эти линии замазывали при раскраске рисунков). Инструменты художника были чрезвычайно просты: палочка с растрепанным концом, кисти из травы или пальмовой коры, стаканчик с водой и черепок или раковина, где размешивали краски. Палитра была несложной, всего несколько основных цветов: белая краска, черная сажа, синяя - приготовлялась из синего минерала, охра красная и желтая, зеленая - из соединения желтой и синей, серая, розовая. Чистые цвета употреблялись для традиционной раскраски: тела мужчин были всегда коричневыми, женщин - желтыми, листва - зеленой. Свое мастерство в соединении различных красок художники показывали при передаче камня или дерева, шерсти животных, оперения птиц. С большим искусством они раскрашивали белые одежды, создавая полную иллюзию прозрачной ткани, сквозь которую просвечивает тело.

Мы уже знаем, что один из строителей пирамид - Имхотеп - был визирем, а другой - Хемиун - приходился племянником фараону и имел придворные титулы. Таково же было и положение художника, который нередко занимал высокие должности.

У него была мастерская, где одновременно работали и учились ученики. Среди них часто бывал и сын художника, и ему в первую очередь отец передавал тайны своего искусства.


На этом рисунке видно
плохо, но все же угадывается
деление на квадраты

Существовали особые руководства для художников, как, например, "Предписание для стенной живописи и канона пропорций". Эта рукопись до нас не дошла. Но, судя по росписям, можно догадаться, в чем состояло руководство. Это были твердые правила изображения предметов, животных, людей и точные пропорции фигур. Но, несмотря на строгие рамки канона, освященного религией (изображение загробного мира носило религиозный, ритуальный характер), художник должен был уметь свободно владеть кистью и создавать живые образы.

Вот что говорит художник Иртисен в своей надписи: "Я был художником, опытным в своем искусстве... Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного ...выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего..." (XX в. до н.э.).

Из этой надписи можно сделать вывод, что художник изучил различные позы человека и в покое, и в движении и знал выражение лица, в котором отражалось душевное состояние... А весь окружающий людей мир животных и растений художник должен был знать особенно хорошо, чтобы совершенно точно изобразить его в росписях.

Посмотрите, как изображены птицы в гробнице Хнумхотепа. Они сидят на ветках белой акации. Тщательно выписанные листики не оставляют никакого сомнения в породе дерева. А сами птицы - тут и удод оранжевого цвета, и сорокопут с голубой головкой, и другие певчие птицы. В одной гробнице изображены гуси с красным оперением на груди - это красногрудые казарки. В настоящее время эта порода гусей не зимует в Египте. И ученые-орнитологи усомнились. Но нет никакого сомнения в том, что изображены действительно казарки, ибо это не роспись, а инкрустация, которая сохранилась от тех времен, когда даже у птиц были другие обычаи.

Египетский художник никогда не рисовал с натуры, он писал по памяти и изображал людей, животных, природу, предметы не так, как он их видит, а так, как их знает.

Не надо забывать, что все гробничные росписи имели магический характер и каждую вещь показывали так, чтобы все ее характерные признаки были видны одновременно. Поэтому человеческие фигуры изображались сразу с разных точек зрения. Когда художник писал знатного вельможу, владельца гробницы, он скрупулезно придерживался правил. Здесь всегда выдерживалась торжественная, почти неподвижная поза, всегда было одно и то же соотношение пропорций - стоящая фигура делилась сеткой на 18 частей, сидящая - на 15.

В изображении слуг и животных художник чувствовал себя куда более свободно. Взгляните на белых антилоп из той же гробницы Хнумхотепа. Одно животное стоит, другое лежит на земле, подогнув ноги. Перед ним на корточках сидит юноша и дает корм. Другой слуга стоит в очень сложной позе - закинув назад руки, он правой держит стоящую антилопу за рог, левой упирается в ее спину. Какие живые позы и как не похожи слуги на важных неподвижных господ!

И хотя египетский художник не писал этюдов, не ездил по всей стране собирать материал для своих картин - для этого не хватило бы всей его жизни, - он все же делал наброски на "листках" своего "блокнота" - так назвал знаменитый египтолог Масперо остраконы - глиняные черепки и обломки известняка с беглыми зарисовками. Они сохранились в огромном количестве. Вот, например, согнувшийся в дугу мальчик раздувает огонь. Как живо сделана фигура, вытянуты губы, дующие в печь! В такой печи - высоком сосуде без дна - пекли хлеб в Египте. Когда стенки сосуда накалялись, пекарь, опустившись до половины туловища в печь, налеплял на ее стенки лепешки из теста. Ну как не вспомнить тут египетский текст, описывающий труд пекаря: "Когда хлебопек стоит и печет, и ставит хлеба в огонь, то его голова внутри отверстия печи. Его сын держит его за ноги, но если однажды он выскользнет из рук своего сына, то он падает в печь". А вот на известняке штриховой набросок девушки с цветком на голове - как естественна ее поза, как верно схвачено движение рук: левой, поднятой к голове, и правой, в которой она держит трость. Нет возможности перечислить все сюжеты зарисовок, так велико их количество и так многообразны их темы. Во всех музеях мира, где есть египетские собрания, хранится коллекция таких "листков из блокнота художника". Тут и портреты людей, фигура человека в сложной и необычной позе, животные в стремительном движении, ветка растения, галоп лошади... Юная акробатка с копной черных волос делает мостик, изогнув до предела стройное тело. На обломке известняка схватка двух быков. В стремительном беге один наскочил на второго и поднял его на рога.

Казалось бы, все ясно. И искусство Египта отличалось протокольной точностью, и эта протокольность достигалась тщательной тренировкой в виде рисунков на остраконах. Но все дело в том, что многие остраконы ставят ученых в тупик. Вот кот важно выступает в роли пастуха. Он шагает на задних лапах и хворостинкой погоняет гусей. А шакал играет на двойной флейте, и перед ним пляшет козлик. На кресле в плиссированной юбке важно восседает перед столом мышь и нюхает цветок, ей прислуживает кошка. Такого рода рисунки никогда не встречаются на стенах и крайне редко на папирусах. Так, на папирусе Британского музея в Лондоне мы находим пастухов-шакалов, которые охраняют с двух сторон козлят. У обоих "пастухов" сзади корзинки, они шагают на задних лапах, и замыкающий шествие шакал играет на двойной флейте.

Впереди этой группы знакомый уже нам кот-пастух гонит стайку гусят. Тут же в нижнем ряду рисунка мы снова видим важно сидящую на кресле мышь и кошку, которая ей прислуживает. Еще удивительнее "шахматный турнир" между львом и газелью. Оба они сидят на кресле перед столом, и у каждого из них по фигуре. Лев оскалил морду, он как будто что-то говорит перед тем, как поставить фигуру на доску. Газель "всплеснула руками" и опустила фигуру вниз.


Остракон. Мальчик,
раздувает печь

На Туринском папирусе кошки обороняют крепость от осаждающих ее мышей. Одна из мышей, натянув тетиву лука, стоит на колеснице, запряженной парой собак. Обычно так изображали фараонов перед своим войском. Мыши, вооруженные луками и копьями, бесстрашно наступают на кошачью крепость под командой своего вождя.

Что же представляют собой эти картины?


Остракон с акробаткой

Франсуа Шампольон считал, что это политическая сатира. Но до сих пор не появилось никаких данных о существовании политической сатиры у египтян. Стало быть, гипотеза Шампольона не получила за 150 лет сколько-нибудь убедительного подтверждения.

У египтян был развит культ животных. Они обожествляли птиц, зверей, рыб, даже насекомых. Так, страшная богиня войны и врачевания Сохмет почиталась в образе львицы, бог Анубис-покровитель и бальзамировщик умерших - шакал, фиванскии бог солнца Амон - баран, бог мудрости и визирь богов Тот - ибис; быть может, рисунки на черепках - изображения богов? Вряд ли, для этого они слишком непочтительны.


Остракон. Борьба быков

Во время мистерий, посвященных богам, жрецы надевали маски животных. Они разыгрывали культовые сцены, произнося ритуальные тексты. Рельефы со жрецами в масках сохранились. Но если некоторые рисунки на черепках похожи на предварительные наброски к таким рельефам, то большинство из них по сюжету явно не имеет к мистериям никакого отношения.

Может быть, это иллюстрации к животному эпосу?

Против этого говорит то, что в рисунках мы сталкиваемся с положениями, подчеркнуто неправдоподобными, а в эпосе всех народов в животных подчеркиваются особенности, которые близки к чертам характера человека. Был в Древнем Египте еще один литературный жанр - басня, выросшая из мифа о богах-животных. Быть может, картинки на черепках служили иллюстрациями к басням?

Один египтолог не так давно услышал в Египте арабскую песенку о том, как мышь ругательски ругает кошку, а та, ничего не понимая в языке мышей, продолжает ей служить. Не лежит ли в основе этой песни древнеегипетский сюжет, изображенный на черепке с госпожой мышью в кресле и кошкой-служанкой?

Настаивать на этой догадке тоже трудно, ибо папирусы с баснями, которые до нас дошли, не имеют картинок, а на черепках с загадочными рисунками нет текстов.

Около селения Дейр-эль-Медине был открыт поселок строителей фиванского некрополя. Среди них было много писцов и художников, расписывающих стены гробниц. Поэтому не удивительно, что здесь найдено огромное количество черепков с надписями и рисунками времени XIX и XX династий. Всего здесь было собрано свыше пяти тысяч подобных остраконов.


Остракон. Кот пасет гусей

Рисунки на многих черепках, найденных в самих гробницах, большей частью представляют собой наброски для рельефов, которые выполнены на стенах. Наброски нарисованы бегло и схематично. Рельефы же на стенах выполнены очень тщательно и подробно. Для каждой вещи, для каждой пазы существовали точно установленные образцы, и художник всегда был связан строгими правилами изображения. Ведь изображение в гробнице, будь это в скульптуре или рисунке, всегда имеет религиозный характер, связано с культом мертвых.


Роспись в гробнице. У парикмахера

В основе веры в загробную жизнь лежало примитивное представление о том, что умерший испытывает все те чувства, которые имеет живой, - голод, усталость, радость, гнев и т. д.

Боязнь голода и жажды красной нитью проходит через все погребальные обряды. Около гробницы ставили стелу с обращением к прохожему, например: "О вы, живущие на земле, любящие жизнь и ненавидящие смерть, проходящие мимо этой гробницы! Скажите: тысяча хлебов и пива, тысяча гусей и быков, тысяча одежд, тысяча вещей всяких хороших для покойного Хени, сына Хевит".

Для "обеспечения продовольствием" на том свете стены гробниц расписаны изображениями столов, которые ломятся от яств; слуг, несущих жертвоприношения; охотников на зверей; птицеловов и рыбаков. Суда, плывущие по Нилу, доверху наполнены продовольствием. А на полях и в садах работают земледельцы и садовники, чтобы не оскудели амбары вельможи, живущего вечно в царстве мертвых.

Казалось бы, все ясно?

Но для чего вельможе на том свете надписи, рассказывающие о том, как переругиваются гребцы на судне, зачем ему песенки рабочих, имена танцовщиц? Зачем было рисовать в гробнице мальчика, который тайком от пастуха доит корову, или карикатуру на тощего пастуха или толстя-ка, стоящего около лодки?
  

Роспись в     
гробнице.
Борцы
Девушка    
с дарами
  

Стр. 4 из 8
 

Hosted by uCoz