На гробе в надписи D за титлом царя после слов "вековечно вечно" следует нечто совершенно невразумительное: "владыка неба, есмь я, жить". Это несуразное нагромождение слов представляет позднейшую вставку, но оно было воспроизведено на данном месте и в данном виде уже в первоиздании 1910 года. Поэтому вполне возможно, что золотой лист, на котором значится эта бессмыслица, никогда не отваливался и находится на своем месте со времен древности - со дней переделки гроба. Последующие слова надписи D, о которых будет сказано ниже, ни в какой связи со странным словосочетанием не состоят. Само оно приходится в точности на то самое место, где в первоначальном титле, титле Кийа, должно было стоять ее имя. Сопоставим знаки этого имени со знаками, занимающими их место в настоящее время. Первый знак нынешнего словосочетания, знак корзины без ручки, которым написано слово "владыка", отличается от первого знака имени Кийа, корзины с ручкой, только отсутствием этой последней. Слово "небо" стоит на месте двух черточек, второго знака имени Кийа. Глагол "быть" ("есмь") написан двумя знаками: метелкой тростника (й) и птенцом перепелки (в). Первый из .них содержится в имени Кийа на том же самом месте; вместо второго в имени Кийа стоит тоже "птичий" знак - белоголовый коршун (алеф - особый горловой звук). Нынешний знак египетского бога - сидящего на земле мужчины с длинными волосами и бородой - передает местоимение первого лица единственного числа, но достаточно отнять бороду и, может быть, добавить прядь волос на груди, чтобы получился знак женщины, при этом на том самом месте, где должен был находиться этот знак как определитель имени Кийа (изображеньице женщины, намекавшее на пол носительницы имени). Бессмысленное "жить", следующее за данным знаком, объясняется очень просто, стоит только допустить, что за именем следовало многолетие "жива она!". Это многолетие читается оба раза на медных скрепах деревянной сени, сооруженной Амен-хотпом IV в конце своего царствования для прикрытия гроба своей матери. На самой сени за именем Тэйе также нет слов "правая голосом", т. е. "оправданная (на том свете)", "покойная", а стоит то же "живое" многолетие только с более или менее пространным продолжением: "жива она вечно!", "жива она вечно вековечно!"; один раз, впрочем,.могла быть и краткая разновидность: "жив[а она]!".

Таким образом, можно, пожалуй, безошибочно за нынешним нелепым словосочетанием распознать окончание титла Кийа, именно ее имя и многолетне. Не исключена даже возможность, что знак птенца в странном словосочетании представляет не замену знака коршуна, а заимствование из первоначальной надписи, как и предшествующий знак тростника. Не исключено, что на гробе имя Кийа было написано не со знаком для звука алеф, а со знаком для в на конце, что для тогдашнего египетского правописания было бы вещью вполне возможною.

Вопреки впечатлению, сложившемуся у издателя сосудов с титлом Кийа, начальные его слова укладываются в переделанное начало надписи на крышке гроба (А) и, надо полагать, любого другого титла на нем, а само имя "Кийа" с придачею, скажем, многолетия: "жива она!" - в переделанный конец той же надписи, видимо, также надписи F.

В прочих надписях на гробе за титлом Кийа следовало, в одних по-видимому, в других определенно что-то более длинное, чем простое многолетие "жива она!". В наружных надписях В и С это могло быть какое-нибудь расширенное многолетие; во внутренних надписях D и Е в конце читаются остатки заупокойных пожеланий. Можно, однако, усомниться, на своем ли месте помещаются слова, заключающие ныне надпись Е: "повседневно непрестанно"? Надписи D и Е одинакового расположения, направления и выполнения, и отвалившиеся золотые листочки с письменами могли быть при восстановлении надписей в наше время перепутаны, помещены вместо одной надписи в другую. В частности, Р. Энгельбах полагал, что конец надписи D мог принадлежать на самом деле надписи Е. Первоиздание 1910 года молчит о каких либо окончаниях надписи Е после титла, так что очень похоже на то, что слова "повседневно непрестанно" ко времени находки гроба отвалились и на свое теперешнее место были водворены руками наших современников. Но в таком случае подлинное место этих слов могло быть не в конце надписи Е, а в конце надписи D. Разумеется, такое допущение нуждается в проверке по подлиннику, но если оно приемлемо, то надпись D могла бы быть восстановлена едва ли не полностью в своем первоначальном виде: "[Жена] любимая боль[шая] цар[я] (и) государ[я], живущ[его] правдою, владык[и] обеих земель (Нефр-шепр-рэ Единственного для Рэ], отрока добр[ого] солнца живого, который будет тут жив вековечно вечно, [Ки]йа - жив[а она!]. Сердце [ее] (или: (твое]) на месте своем, види[т она] (или: види[шь ты]) Единственного (?) для(?) Рэ повседневно непрестанно". К сожалению, увериться хотя бы в том, что существующее окончание надписи D понято правильно, по имеющимся изданиям невозможно: они расходятся между собой. никак не поясняя расхождений. В частности, ни в издании 1910 года, ни в переиздании 1916 года между словами "видишь ты" и "Единственный (?) для (?) Рэ" не показано ни малейшего пробела; по изданию же 1931 года между теми и другими может быть "пробел неизвестной длины". В первоиздании показано разрушение после слов "Единственный (?) для (?) Рэ". Если чтение "Единственный для Рэ" правильно (все три издания воспроизводят два знака из шести поразному), то хотелось бы видеть пробел там, где он показан в первоиздании, так как тогда получится все-таки что-то связное. Восстанавливаемому предположительно словосочетанию: "види[т она] (или: види[шь ты]) Единственного для Рэ повседневно непрестанно" можно найти немало соответствий в других солнцепоклоннических надписях. О царице говорится: "Она видит властителя постоянно, непрестанно". Сановники желают от фараона: "Да дашь ты насыщаться мне видом твоим непрестанно", "Да даст он... век добрый в созерцании красоты [его] повседневно непрестанно", "Да даст он век высокий (т. е. долгий) в созерцании красоты тв[оей](!), (так чтобы) не переставать видеть те(бя) (!) повседневно". Об этом просят и солнце: "Да дашь ты мне... век добрый в созерцании владыки обеих земель, (так чтобы) не переставать (видеть) красоту его". Про исполнительного сановника сказано: "Насыщается он видом твоим (т. е. фараона) непрестанно". Видеть "непрестанно" хотят и солнце. Вельможа говорит ему: "Глаза мои видят тебя непрестанно". Сановники просят у солнца: "Да дашь ты насыщаться мне видом тв(оим) непрестанно", "Да дашь ты выходить утром из преисподней созерцать солнце, (когда) воссиявает оно, непрестанно", "Да дашь ты мне век добрый в созерцании красоты твоей непрестанно" и, видимо, также: "Да даст оно век высокий в созерцании красоты твоей (!), (так, чтобы) не переставать видеть те(бя) (!) повседневно". Вельможе желают: "Не перестанешь ты созерцать Рэ".

С разгадкою загадки золотого гроба сама собою разгадывается и загадка четырех великолепных алебастровых сосудов, предназначенных для внутренностей умершего и обнаруженных вместе с гробом в так называемой гробнице Тэйе. Крышку каждого из них венчала тонко изваянная человеческая голова со тщательно переданными накладными волосами, причесанными и подстриженными во вкусе того времени. Надписи, имевшиеся некогда на сосудах, были старательно стерты. Лицо не походило ни на кого из известных по виду деятелей солнцепоклонннческой поры. Оставалось только гадать, кого же изображают замечательные головы? Их приписывали поочередно чуть ли не всем царственным особам тех дней: Тэйе, Тут-анх-амуну, Амен-хотпу IV, Нефр-эт, Семнех-ке-рэ, Ми-йот. Накладные волосы, вроде изображенных на головах, носили тогда, как не раз отмечали исследователи, одинаково мужчины и женщины, и потому можно было опознавать в головах сосудов равно царей и цариц.

Теперь, когда переделанный на имя Амен-хотпа IV золотой гроб оказался гробом побочной жены царя Кийа, естественно считать погребальные сосуды, найденные вместе с гробом и начисто лишившиеся надписей, погребальными сосудами той же Кийа. Сравнение голов на сосудах с человекоподобным гробом и изображениями Кийа в усадьбе подтверждает этот сам собой напрашивающийся вывод.

Как показали в свое время английские ислсдователи, золотой гроб был надписан для своей хозяйки задолго до кончины Амен-хотпа IV: в первоначальной надписи встречается знак, изображавший египетскую богиню правды Мэ и ставший как многобожеский неупотребительным в более поздние годы царствования. Э. X. Гардинер обратил также внимание на то. что налобная царская змея на гробе надписана именем солнца, бывшим в ходу в поздние годы Амен-хотпа IV, и потому, можно думать, добавлена впоследствии, так что гроб первоначально не был увенчан ею. Как отметил в 1931 году Р. Энгельбах с ссылкою на Г. Брантона, на одной из голов на погребальных сосудах хвост царской змеи был врезан позже в пряди волос, и С. Олдред в 1957 и 1961 годах подтвердил это обстоятельство. Значит, первоначально на головах сосудов тоже не было царских змей, их добавили потом, но затем отбили, возможно, тогда же, когда изгладили надписи. На усадебных изображениях Кийа налобной змеи тоже не видно. Вдобавок как там у Кийа, так и на голове ее гроба и на головах сосудов одна и та же прическа. Совпадение прически на гробе и на сосудах отметил еще С. Олдред в 1957 году, заключив отсюда о принадлежности гроба и сосудов одной и той же женщине.

Теперь, когда владелицей погребальных сосудов оказывается Кийа, мы получаем несколько превосходных изображений этой женщины. Как у царицы, у нее было довольно широкое и вместе с тем худощавое лицо, но этим едва ли не ограничивается сходство. Той торжественной невозмутимости, той нежной утонченности, которыми отмечены лучшие изваяния Нефр-эт, в этом страстном, целеустремленном лице нет и следа. Темные большие и длинные немного раскосые глаза широко открыты и напряженно смотрят из-под густых черных бровей. Нос тонкий и прямой с раздутыми ноздрями. Полные губы заметно выдаются и плотно сжаты. Есть что-то жгучее и суровое и в то же время вдохновенное в этой красоте, такой отличной от спокойной красоты царицы.

Чувства Кийа к ее возлюбленному отражены в самой значительной надписи на ее гробе - в надписи F. Теперь, когда мы все знаем, мы можем восстановить и прочесть эту надпись в первоначальном виде. В полную противоположность древней богине Эсе, чья речь помещалась на гробах царей, Кийа не сулит возлюбленному посмертные блага, а ждет их от него, и то, что она от него ждет по смерти, большей частью лишь продолжение того, что она уже имела при жизни.

1. Сказывание слов [(такою-то) Кийа] [- жива она!(?)]:
2. Буду обонять я дыхание сладостное, выходящее из уст твоих.
3. Буду видеть [я кра]соту твою постоянно, [м]ое желание.
4. Буду слышать [я] голос твой сладостный северного ветра.
5. Будет молодеть плоть (моя) в жизни от любви твоей.
6. Будешь давать ты [мне] руки твои с питанием твоим, буду принимать [я] его, жи-
7. [вущий правдою (?)]. Будешь взывать ты во имя мое вековечно, не (надо) будет искать его
8. в устах твоих, [м]ой [владыка (?) (имя рек)]. Будешь ты [со мною (?) *]
9. вековечно вечно, живя, как солнце! [Для двойника жены-любимца большой]
10. цар[я] (и) государ[я], живущ[его] правдою, владык[и] обеих земель [Нефр-шепр-рэ Единственного для Рэ], отрок[а]
11. добр[ого] солнца живого, который будет тут
12. жив вековечно вечно, (Кийа] [- жива она! (?)].
_____________________________________________________
* Восстановление Э. X. Гардинера, которое можно
   подкрепить примерами из надписей.


Стр. 11 из 21 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz