Рассказ VII - (Окончание рассказа VII)



Главный двор Карнакского храма (реставрация)
(См. увеличенный вариант - 86,5 Кб)
  

Вот главные сооружения Египтян. Многие из них своим существованием обязаны трудам и замыслам Рамсеса Миамуна. До сих пор еще в огромном числе встречаются в Египте надписи, изображения и статуи победоносного владыки и продолжают напоминать о его блестящем, славном царствовании. По необыкновенно счастливой случайности до нас дошли не только изображения, но даже сохранилась собственная мумия великого Фараона. Она покоится теперь в Каире, в Египетском музее, где хранятся разные египетские древности (Рассказ о том, как неожиданно разыскали эту мумию, и самый рисунок с нее можете найти в дополнениях).

Мы видели, как громадны были Египетские сооружения и какого громадного количества рабочих рук они должны были требовать. Откуда же брали Фараоны этих рабочих? Геродот говорит, что, кроме собственно египетских рабочих, для сооружений употреблялись целые десятки тысяч пленников. Книга Исход свидетельствует, что значительная и тяжелая доля в этих постройках досталась и Евреям: "сыны Израилевы расплодились и размножились (из рода образовался целый народ, который разделился на племена, или колена, по числу сыновей Иакова), и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнялась ими земля Египетская. И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа. И сказал народу своему: вот народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли нашей. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами... Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что Египтяне опасались сынов Израилевых. Потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам и делали жизнь их горькою, много тяжкой работы над глиною и кирпичами, и от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Этот Фараон, о котором упоминается в книге Исход, Фараон "не знавший Иосифа", как полагают, был Рамсес II Mиaмун, а исход из Египта совершился при его сыне и наследнике, Фараоне Менефта, около 1320 года. На одном египетском памятнике сохранилось изображение, представляющее, как рабочие заняты различными работами по постройка какого-то большого здания: одни месят глину, другие таскают кирпичи и камни, складывают их, заравнивают промежутки, а египетские надсмотрщики сидят тут же, и, держа в руках палку, следят за работой. По типу лица, по волосам и бороде (Египтяне не носили бороды), нельзя сомневаться, что эти рабочие, занятые такими тяжелыми трудами, - Евреи.

Причина, почему Египтяне так не вздыбили Евреев и так угнетали их работой, указана отчасти в приведенном выше месте книги Исход. Египтяне, как народ, рано успевший создать государство, создать свою образованность, украсить свою землю такими великолепными сооружениями, были народ гордый: они с презрением смотрели на соседние кочевые народы, жившие в Аравии и Палестине, и даже брезгали чужестранцами. В книге Бытия, в истории Иосифа говорится, что, когда Иосиф угощал своих братьев, еще не узнанный ими, "ему подали особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, - особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян". Если Египтяне вообще брезгали чужестранцами, то Евреев они особенно презирали, как народ пастушеский: из степей, где жили пастушеские народы, соплеменники Евреев, вторгся некогда и степной народ Гиксы. Неудивительно, что, помня это, Египтяне не любили Евреев, и, как сказано выше, боялись, чтобы враги Египтян, какие-нибудь новые Гиксы, вторгнувшись в Египет, не нашли в Евреях союзников. Геродот говорить, что тягость работ вызывала ропот и возмущения между осужденными на работу военнопленными; роптали и Евреи, но эти возмущения и ропот только еще более раздражали Египтян и делали их еще более жестокими. Так продолжалось, пока не явился среди Евреев муж, избранный Богом, который приобрел нравственную власть над своим народом и воспользовался этой властью для того, чтобы избавить сынов Израилевых от рабства и вывести их из земли Египетской. Этот великий человек был Моисей. Вы знаете, какими обстоятельствами сопровождалось его рождение и его детство. Вы знаете также, что он был воспитан при дворе Фараона: "взяла его дочь Фараона и воспитала его у себя, как сына, и научен был Моисей всей мудрости египетской". Вы знаете, что несмотря на все это, он остался Евреем в сердце своем, но воспользовался всем, что могла дать ему современная египетская мудрость.

В чем же состояла египетская мудрость? Египтяне, как мы уже не раз говорили, принадлежали к числу древнейших по образованности народов. В то время, когда Евреи еще не умели ни читать, ни писать, Египтяне давно уже умели письмена, ими самими изобретенные. Письмена египетские не вдруг приняли свою окончательную Форму: они прошли ряд после пенных изменений и усовершенствований. Сначала Египтяне скорее рисовали, а не писали. Надобно было, например, передать на письме какое-нибудь слово, например: царь, лев, орел, солнце, пирамида, - Египтяне делали это не посредством букв, как мы это делаем, потому что до букв они дошли не вдруг; сначала они просто рисовали маленькую фигурку царя с венцом на голове и со скипетром в руке, или фигурку льва, орла, солнца с его лучами, пирамиды, вообще Фигурку того предмета, который было нужно изобразить. Но Египтяне должны были очень скоро заметит, что такой способ изображения весьма недостаточен и неудобен. Предметы видимые, вещественные - было легко нарисовать, но как нарисовать картинку отвлеченного, умственного предмета? Льва, фараона, орла, гору, дитя, волны (волнообразная линия изображала воду или реку) можно нарисовать, но как нарисовать: храбрость, могущество, быстроту, добродетель? и т. п. Для этого Египтяне придумали сначала такой способ: они выбирали какую-нибудь Фигуру, изображение животного, птицы, или какого-нибудь неодушевленного предмета, и придавали ему - условное значение, условливались, что такая-то Фигура означает известное отвлеченное понятие, или известное качество. Фигуры старались, разумеется, подбирать подходящая к той мысли, к тому понятию, которые хотели изобразить. Так, например, для того, чтобы изобразить храбрость, можно было нарисовать льва, потому что храбрейший из зверей, или орла, опять потому, что орел, между птицами, то же, что лев - между зверями. Нога в западне значила: обман; человек со связанными назад руками - пленник; горизонтальная линия со звездочкой под нею - ночь; одна горизонтальная полоса с загнутыми концами - небесный свод, небо; крокодил - символ Египта (потому что там много крокодилов); глаз с текущими слезами -плакать; две ноги - идти. Иногда такие условные знаки выбирались по случайному созвучию слов, когда одно слово означало и предмет вещественный и отвлеченный. Например пальма () означала и пальмовое дерево и год, потому что пальма и год по-египетски обозначаются одним словом: ромпэ. Фигурка пальца () означала и палец, и десять тысяч, потому что по-египетски и то, и другое выражалось одним словом: тэб. Чтобы обозначить множественное число, один и тот же предмет изображали три раза. Там условные изображения, который не представляют самого предмета, но только вызывают в уме извилистую мысль, известное понятие, называются символическими.

Таким образом, соединяя рисунки и символические изображения, Египтяне могли иногда изображать довольно сложный мысли. Так напр., по словам одного древнего греческого писателя на входе одного египетского храма было следующее изображение: 

Первая Фигурка означает ребенка, юношу (на это должен указывать палец, положенный в рот); вторая - старика, опирающегося на палку; третья -коршуна, а, так как коршун высоко парит над землею, то Египтяне с его изображением соединяли понятие о божестве; четвертая - рыбу, изображение которой символически означало: ненавидеть; наконец, пятая - бегемота (или гиппопотама), который, как дикое животное, означал понятие о бесстыдстве, преступлены, грехе. Придавая такое значение этим пяти значкам, Египтяне читали их так: "Юноши (и) старцы, (помните, что) бог ненавидит преступление".

Такими символами или символическими знаками были покрыты все египетские сооружения: стены их храмов, пирамиды, обелиски и проч. Такие письмена Греки называли иероглифами (значит: "священные изваяния" (Гиерос - священный, глифо - высекаю, вырубаю). Но если бы Египтяне остановились на этом, если бы они не пошли далее рисунков и символов, то еще нельзя было бы сказать, что у них были письмена. Никакая память не могла бы запомнить знаки, изображающее различные слова, когда бы для всякого слова был особый знак; потому Египтяне скоро усовершенствовали свое письмо, придумав сначала изображать отдельные, сходные по звуку, слоги в различных словах одинаковым образом, напр. слог аб, хотя бы он встречался в различных словах, уговорились изображать Фигурой слона, слог ан - фигурой рыбы и т. д. Отсюда уже не трудно было перейти и к настоящим буквам, т. - е. к изображению уже не слогов; а отдельных звуков, из которых составляются слоги. Для означения звука стало употребляться, обыкновенно, изображение какого-нибудь предмета, название которого начиналось с того самого звука, который хотели обозначить. Например, Фигурка ноги (патъ) означала звук п, рука (амаге) - а, заяц (уозе) - у, змея (сет) - с, ладонь (тот) - т, корзинка с ручкой (кот) – к и т. д. Так составились понемногу правильные египетские письмена. Впрочем, у Египтян все-таки никогда не было такого однообразного и удобного письма, как у нас, потому что: 1) изображены для одной и той же буквы было несколько, так как, вообще говоря, изображение каждого слова, начинающегося с этой буквы, могло обозначать эту букву, а таких слов было очень много: поэтому и иероглифических знаков насчитывается более тысячи. 2) несмотря на появление букв, рядом с ними употреблялись очень часто и изображения слогов; 3) наконец, некоторые слова и понятия Египтяне по старой памяти и привычке продолжали изображать прямо - рисунками (напр. - солнце, - пирамида, - год). Кроме того, многие знаки прибавлялись к словам только для объяснения и, обыкновенно, не читались, как напр.: знак (как бы план города) прибавлялся обыкновенно к названию города, или страны; перед названием звезды ставилось изображение звезды к собственному имени - прибавлялось изображение человека (для имени мужчины - мужская с бородою, для ребенка - детская фигурка, с пальцем у рта); когда означало год, перед ним ставилось солнце (так как год измеряют по течению солнца), и т. д.

Таким образом, выходило письмо очень запутанное и сложное, но зато оно необыкновенно как шло к украшению зданий: обелиски, храмы и другие здания, украшенные, расписанными разными красками, иероглифическими изваяниями, и до сих пор представляют поразительно красивое зрелище. Читались иероглифы обыкновенно от левой руки к правой, но иногда и наоборот - с правой к левой. Читать обыкновенно нужно было от той стороны, куда обращены головы животных и птиц. Первоначально Египтяне ограничивались тем, что своими красивыми письменами покрывали стены зданий, но в последствии они стали пользоваться ими, подобно нам, и просто для письма. Только вместо нашей бумаги, выделываемой из тряпок, они приготовляли бумагу из папируса. камышевидного растения, обильно покрывающего берега Нила (Стебель папируса дорастает до 15 футов высоты. Для приготовления бумаги употреблялась собственно тонкая внутренняя оболочка, заключающаяся под наружной корой (луб, мочало). Сдирая ее во всю длину стебля, получали длинные и узкие полоски (вершка в 2 ½; ширины), которая смачивали водой, потом накладывали краями одну на другую; края крепко слипались от действия заключающегося в растении клейкого сока; затем их прессовали и просушивали на солнце. Для получения более плотной бумаги, на первый слой наклеивался еще другой слой таких полосок). Египетские рукописи представляют длинные свертки: так было и у нас в старину, когда вместо наших согнутых и сшиваемых тетрадью листов бумаги, употреблялись так называемые столбцы или свитки, т. - е. свертки, состоявшие из листов, склеенных по своей длине и для удобства свертывавшихся в трубку. Таких свертков папируса найдено довольно много в катакомбах. Вместо наших перьев употреблялись заостренные камышовые палочки, у древних Греков называвшиеся стилем и до сих пор еще под именем "калама" употребляемый у Арабов, Индусов и других восточных народов. Как у нас рукописное письмо (скоропись) отличается от печатного, так было и у древних Египтян. Когда нужно было писать на папирусе, то они употребляли более легкое, более удобное и быстрое письмо (так называемое демотическое, т. - е. народное, общедоступное (Так оно называется в отличии от Иератического, т. - е. священного). Это письмо главным образом отличалось: 1) упрощенностью своих знаков; это были уже не настоящее рисунки, а только намеки на рисунок (напр. вместо Иероглифического рисунка пальцав демотическом мы встречаемо простое линейное начертание); 2) тем, что, как делается и у нас, для большей быстроты письма отдельные знаки стали связывать друг с другом.

Долгое время европейские ученые не понимали иероглифов, даже думали, что это просто рисунки без всякого смысла, служившие для одного украшения. Только в 1799 году, когда Французы под предводительством Наполеона Бонапарта предприняли поход в Египет, была найдена в городе Розетте каменная доска с тремя надписями: одною - иероглифическою, другою - демотическою и третьего - греческою, которая и бросила первый свет на египетскую письменность. Из греческой надписи оказалось, что на доске изваяно постановление жрецов в честь египетского царя Птоломея, написанное египетскими письменами и переведенное на греческий язык. Сравнивая внимательно оба текста, египетский и греческий, Французский ученый Франциск Шампольон младший, живший в начале нашего столетия, впервые нашел, наконец, ключ к чтению и объяснение иероглифов. Он именно заметил в египетском тексте некоторые иероглифические изображения, окруженные как бы рамками (Эти рамки принято называть французским словом: картуши), и, сравнивая с греческим переводом, сообразил, что это должны быть - собственные имена, и что следующий, пример, изображения должны заключать в себе имена царя и царицы, Птоломея и Клеопатры:

Раз сделана была такая остроумная догадка, уже сравнительно не трудно было вставить буквы (- н, - т, - о, -к, - л, - о, и т. д.), а сравнивая с другими собственными именами, проверить догадку, исправить ошибки, дополнить список букв и, наконец. мало-помалу дойти до полного чтения иероглифов. Из того, что было замечено выше о запутанности и сложности египетских письмен, вы сами можете догадаться, что разгадка иероглифов была трудом не легким, поистине "египетский"; но ум и прилежание человека, после долгой и неустанной работы, одолели все препятствия. В настоящее время европейским ученым удалось разобрать и понять почти все многочисленные надписи Египтян и добыть из этих надписей множество новых сведений для истории этого замечательного народа.

Другое затруднение, встретившееся, было, при разъяснении иероглифических надписей, заключалось в том, что мы не знаем древнеегипетского языка. Хотя до сих пор еще сохранились потомки древних Египтян, так называемые Копты (испорченное слово "Египтяне"), но они говорят уже не на своем родном языке, а на языки своих победителей - Арабов... Но здесь выручило то обстоятельство, что Копты - христиане и, хотя сами они свой древний язык уже позабыли, но у них сохранился сделанный на него старинный перевод священного Писания. Изучая этот переводе, ученые познакомились с коптским словарем и грамматикою; а так как коптский язык, хотя и не совершенно таков, как древнеегипетский, однако очень схож с ним (как, напр., итальянский с языком латинским или русский с церковнославянским), то по коптскому языку мало-помалу изучили и язык древнеегипетский. Здесь, как видите, на помощь Истории явилась новая и важная "вспомогательная" наука, именно Филолоия или Языкознание (Филео - люблю, логос - слово, буквально: "любослов" - наука, любящая, изучающая слово человеческое, т. - е. язык.

Итак, Египтяне были грамотны. Грамотность же, как для отдельного человека, так и для народа, есть первый шаг ко всякому образованию. Только благодаря грамотности, одно поколение может передавать приобретенные им знания и свои изобретения следующим поколениям: одно поколение как бы учится у другого. Так и Египтяне, поели изобретения грамоты, уже гораздо легче могли продолжать свое образование и во многом сделались мастерами, достигли высокой степени совершенства. Следствии особых географических условий своей страны они, прежде всего, должны были сделаться знатоками - в Астрономии. Нил разливается весьма правильно, всегда в одно и то же время, и начало наводнения совпадает со временем летнего солнцестояния. Для определения времени начала, продолжительности и конца наводнения необходимо было следить за изменениями положения солнца на небе. Наблюдая солнце, Египтяне, первые, как говорит Геродот, по изменениям в положении солнца определили, что такое год; первые, разделили год на двенадцать месяцев, рассчитав, что луна двенадцать раз в году изменяет свой вид. Наблюдая солнце и луну, они не оставляли без внимания и другая звезды, замечали, как и они тоже меняют свое положение, и, таким образом, приобрели познания в Астрономии. Точно также самая природа страны заставила их сделаться хорошими землемерами: разлив Нила очень часто смывал межи между участками разных владельцев: для восстановления каждый раз этих межей необходимо было уметь измерять землю, а измерение земли привело к Геометрии. Кроме того, нужно было уметь отмечать и измерять высоту ежегодного подъема воды в Ниле; для этого Египтяне придумали особенные водомерные снаряды. Далее, необходимость поднимать воду из реки, чтобы проводить ее в места более возвышенные, необходимость, при постройках, поднимать очень большие тяжести на весьма значительную высоту, выучили Египтян - Механике. Равно, вскрывая при бальзамировании тела умерших, они имели случаи приобрести некоторые познания о внутреннем устройстве человеческого тела (Анатомия), а это повод к успехам в Медицине. Кроме перечисленных наук, Египтяне рано стали заниматься и Историей, рано стали записывать имена своих царей, и нисколько таких списков сохранилось и до нашего времени. У них были и литературные произведения: повести, рассказы и т. п. Из описания их построек мы уже знаем, что они достигли высокого совершенства в архитектуре и скульптуре, а изображения, которыми покрыты стены их храмов, дворцов, катакомб, свидетельствуют, что они были, для своего времени, и очень порядочные живописцы. Эти картины очень интересны, потому что изображают часто в очень подробных сценах не только царские подвиги, но и разный стороны из жизни и быта древнего Египта: земледелие, рыбную ловлю, охоту, разные ремесла, религиозные обряды, костюм, увеселения и т. д. (См. прилагаемый ниже рисунок). Вместе с образованием должны были явиться: промышленность и торговля. Некоторые произведения египетской промышленности (напр. полотно и стеклянные вещи славились во всем древнем мире).


Египетская картина. Губернатор области наблюдает
за хозяйством своей провинции. Обработка земли,
взвешивание хлеба и погрузка его на суда
(См. увеличенный вариант - 67,3 Кб)
  

У такого трудолюбивого народа было чему научиться! Среди этого-то народа воспитался и вырос Моисей, но, как мы уже знаем, ни "мудрость" жрецов египетских, ни богатство и блеск двора Фараонов, ни милости царской дочери не могли заставить его забыть ни своего Бога, ни свой народ.


Стр. 6 из 8 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz