Рассказ IV
Исаак, Иаков, Иосиф; Переселение в Египет; Природа Египта; Искусственное орошение.


Перед смертью своею Авраам женил своего сына, Исаака, на своей племяннице, Ревекке. Вы, конечно, помните, что высватал ее по поручению Авраама его доверенный и любимый раб, Елеазар. В наше время было бы, конечно, странно если бы сватовство доверили слуге, но здесь вы встречаетесь опять с чертою родового быта, когда люди жили запросто ("патриархально", говорим мы и до сих пор о такой жизни), когда раб ничем, ни по воспитанно, ни по образованно, не отличался от своего господина и потому легко мог, если был ему предан, сделаться его другом и доверенным лицом. По смерти Авраама родоначальником становится сын его Исаак; он живет совершенно так же, как отец его Авраам: пасет многочисленные стада, начальствует над своим родом, иногда бывает поставлен в необходимость вступать в борьбу с царями соседних племен. Женитьба младшего сына Исаакова, Иакова, также переносить нас в родовой быт. Вы помните, что он женился на двух своих родственницах, сестрах, Ли и Рахили, и при этом, чтобы получить их, выслужил, за каждую по семи лет, пася стада тестя своего, Лавана, т. - е. он заплатил за жен своих "вено", только не деньгами или скотом, а своею собственною службою. По смерти Исаака, род делится на две части, на два отдельные рода: Исав, старший из сыновей Исаака, предпочитает покинуть место, где жил со своим родом отец его, уходит на юг, к пустыни и становится родоначальником нового рода, от которого впоследствии происходит целый новый народ - Арабы (сыны Эдома). "И взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и все стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их по множеству стад их" (так рассказывается в книге Бытия). Другой сын Исаака, Иаков, продолжает с своим родом жить в прежних местах, и в его образе жизни также нет ничего особенного, ничего нового, пока в истории еврейского рода не совершилось важное событие, которое надолго изменило его дальнейшую судьбу.

Род Иакова размножился; у него было 12 сыновей, но между ними не было полного братского согласия, потому, между прочим, что все они происходили не от одной матери (вот, между прочим, образец тех распрей, которые могли возникать в среде рода и вести иногда к его распадение). Из двух жен, которые были у Иакова, он особенно любил Рахиль, мать Иосифа и Вениамина; этих двух сыновей он предпочитал всем остальным, и особое доверие оказывал старшему, семнадцатилетнему Иосифу. "Иаков любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, и увидели братья его, что он любит его более всех братьев; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно". Зависть заставила братьев решиться на дурной поступок: они продали его, как мы знаем, каравану купцов, который проходил мимо их пастбищ в Египет, нагруженный стираксой (благовонная смола), бальзамом и ладаном. Это обстоятельство свидетельствует, между прочим, что уже в то время между различными странами происходила торговля, и торговля эта была кованная, которая вам известна из географии. Вы помните из Священной Истории, что случилось с Иосифом в Египте, и каким образом злой поступок братьев сделался поводом переселения Иакова со всем родом своим в новую страну - в землю Гессемскую или Госсемскую в Египте, (между устьем Нила и Чермным морем).

Чтобы нагляднее видеть и легче запомнить происхождение и потомство Авраама, мы можем изобразить его родословие в "генеалогической" табличке, таким образом:


Рувим (1-й) . . . Левий . . . Иуда . . . Иосиф (11-й), Вениамин (12-й).

Вы сами заметите, какие знаки употребляются в генеалогии для
обозначения происхождения, ( или ) муж, жена () и т. д.

Теперь, прежде чем говорить о дальнейшей судьбе Евреев в Египте, познакомимся с самой этой страной, где им довелось жить, и с ее жителями; но еще прежде, чем говорить о жителях и их быте, обратим внимание на природу страны. Вам известно, что Египет лежит в северо-восточной части Африки. Северная Африка, за исключением немногих прибрежных местностей, есть огромная песчаная пустыня (как бы дно высохшего моря) Сахара, где солнце нестерпимо палит, а дожди составляют величайшую редкость.

На такой пустыне не могут развиваться растения, не могут жить и животные, не может, и подавно, поселиться человек. Вы слышали, конечно, что африканские песчаные пустыни сравнивают с морем... В этом пустынном море бывают свои бури, свои страшные волнения: эти волнения возбуждает ветер хамсин. Песок подымается массами на воздух, крутится, вихрем переносится через огромные пространства и засыпает все, что попадается на его пути. Иногда такая буря застигает караван и заносит его жгучим, раскаленным песком, так что после, когда новая буря свеет и разнесет песчаные холмы, под которыми был погребен караван, путешественники долго еще, с ужасом, встречают белеющие целыми грудами кости людей и верблюдов.

Одно только условие может изменить печальный, пустынный характер страны: это условие - вода. Как скоро где-нибудь, среди пустыни, есть колодезь или ключ, бьющий из земли, все изменяется. Является влажность; показывается густая трава; вырастают пальмы, которые потом своей тенью охраняют колодезь от высыхания, одним словом: образуется оазис (как бы остров среди песчаного моря), где человек может жить, обрабатывать землю и находить пропитание для своего скота. Вот какие чудеса делает в Африке присутствие воды!

Для северо-восточной части Африки нашлась в изобилии своя вода, нашелся постоянный источник благотворной влажности, и эта местность превратилась мало-помалу в одну из самых плодородных, самых благословенных стране свата. Эта вода - знаменитый Нил; эта страна – подарок Нила, как говорить Геродот: Египет. Река Нил - одна из длиннейших рань, может быть даже самая длинная река в мире. До весьма недавнего времени оставалось неизвестным, откуда Нил берет свое начало. В древности о начали Нила ходили самые баснословные сказания: одни говорили, например, что Нил течет из реки Океана, обтекающей весь мир, т. - е. вытекает из одного моря и впадает в другое; Другие сказания, чуть не более баснословные, хотя и напоминаются немного действительность, передавали, что Нил вытекает где-то далеко из озера; где живут какие-то черные волшебники, малого роста. Для древних Греков и Римлян вопрос об истоках Нила остался неразрешенным, так что даже говорили: "это все равно, что искать источников Нила", когда хотели сказать: "это значить - добиваться невозможного". Теперь, благодаря неутомимым трудам и смелой предприимчивости целого ряда английских и немецких путешественников, стало известно, что Нил вытекает из великих озер в центральной Африке. Начинаясь в этих озерах, Нил (у Арабов он зовется теперь Бахр-эль-Аббьяд, т. - е. белая река) долгое время протекает по низменной стране и мало получает вспомогательных притоков до тех пор, пока не приближается к Абиссинской горной возвышенности; с Абиссинских гор в него стекает очень большой, многоводный приток (теперь он известен у местных жителей под именем Бахр-эль-Азерка, т. - е. темной реки), и пополняет его, оскудевшие от лучей палящего солнца, воды. Затем русло Нила пролегает уже между каменных скал, которые теснят его справа и слева (это в теперешней Нубии), а иногда и совершенно закладывают ему путь. Нил бурною силою своего стремления пробивает себе дорогу сквозь эти препятствия, разбивает твердый гранит преграды, образует так называемые катаракты, т. - е. пороги. Последние пороги (их обыкновенно называют первыми, считая от устья) находятся близ древнего города Сиене (теперь Асуан) и отсюда уже Нил вступает в ту страну, которая как в древности, так и теперь зовется Собственным Египтом. Здесь долина Нила расширяется, хотя и не более, как на 15 верст (а иногда и значительно меньше); по правую сторону эта долина ограничена Аравийскими горами, а по левую Ливийскими, за которыми уже начинается Сахара (в древности ее называли Ливия, а по ее имени и всю Африку). Приближаясь к морю, Нил разветвляется и впадает несколькими рукавами: сначала, по всей вероятности, было одно устье, но середина постоянно засаривалась, заносилась песком с моря; мало-помалу образовалось болото, а потом целый остров, похожий формою на четвертую букву греческой азбуки и потому, как и эта буква, называется "Дельтой".

Присутствие воды, как мы сказали, вызывает жизнь среди африканских песков: понятно, что на берегах Нила должна была явиться богатая растительность, а с нею - население. Но, помимо этого, Нил имеет еще одну особенность, которая должна была еще более помочь развитию жизни на его берегах. Весною и в начали нашего лета начинаются под экватором продолжительные, непрерывные дожди в стране нильских озер; немного позже начинают таять снега Абиссинских гор. Образуются повсюду ручьи и даже огромные потоки воды, которые понемногу все стекают в Нил. На своем пути, стекая с возвышенности Габешской или Абиссинской, вода уносит с собой много посторонних минеральных и растительных частиц, между прочим красную глину и черный ил. Таким образом, река все прибывает, растет, наконец выходить из берегов и разливается. Прежде это явление замечается в Нубии, потом доходить и до Египта, где разлив начинается обыкновенно в половина. июня, во время летнего солноворота. Явление это наступает в Египте как раз после того, как закончился период хамсина, знойного ветра Ливийской пустыни, который дует непрерывно семьдесят дней и все заносить песком и иссушает своим раскаленным, как печка, дыханием (как громадны массы песка, который приносит с собою хамсин Сахары, видно из того, как многие громадные здания Египта, лежащие на окраине Нильской долины и Ливийских гор, заносятся песком (если их не расчищают постоянно) в немного лет так, что не видать даже их сводов!). Вода в реке становится мутной, потом принимает на некоторое время сперва зеленый, а потом темно-красный цвет и, постепенно возрастая, поднимается от 15 до 20 футов выше обыкновенного уровня реки. Разлив покрывает собою все низменное пространство, всю долину Нила и останавливается только, дойдя до гор. Своей наибольшей высоты разлив достигает в половине Сентября, затем недели две остается на достигнутой высоте, потом начинает убывать и постепенно спадает. Река входить в прежнее русло и, под влиянием сильных тропических жаров, постепенно мелеет до будущего года, когда снова повторяется то же самое явление (О подробностях картины Египта во время разлива прочтите в рассказе английского путешественника Осберна, помещенном в дополнениях).

На первый взгляд такой периодический разлив может представляться явлением разрушительным, гибельным, но на самом деле вода в этом случае является величайшим благодетелем человечества. Отец истории, Геродот, говорит, что Египет – дар Нила, его творение, и это действительно так: без Нила Египет бы совсем не существовал, потому что дожди там составляют величайшую редкость, и вся необходимая для растительной и животной жизни, влага дается одною только рекою (Дождь хотя бы даже несколько капель только составляет такую редкость в южном Египте, что там, когда он прольется, это считают за очень дурное предзнаменование). Кроме того, мы уже сказали, что, разливаясь, Нил приносить с собой массы примешавшихся к водам его глины и ила; когда вода сходит, этот ил и эта глина покрывают все место разлива и, благодаря своему естественному удобрению, растительность развивается с необыкновенной силой и быстротой. У нас землю унавоживают; в Египте Нил своим ежегодным осадком делает излишним всякое удобрение, а в некоторых местностях Египта и теперь еще оказывается ненужным даже пахать землю: зерна бросают без всякого труда в разрыхленную и удобренную разливом почву, и "одно зерно", как говорит книга Бытия, "дает целую горсть зерен". Так велика сила разлива, что и страшные тропические жары не в состояния уничтожить ее благотворных последствий для растительности; земля высыхает, трескается от жару; несмотря на то, растительность все-таки необыкновенно могуча, и во все времена Египет славился своим необыкновенным, чудесным плодородием. Еще в св. Писании, чтобы посредством сравнения, дать понятие о богатстве Палестины, говорится: "эта страна была точно рай земной, словно страна египетская", и не одни только Евреи, но и все народы древности были такого высокого понятия о плодородии Египта. Уже греческий путешественник Геродот обратил внимание на то, что в Египте почва, даже по самому цвету и виду, отличается от почвы других стран. "В Египте", говорит он, "почва не похожа на почву соседних стран: она совершенно черная и растрескавшаяся, ибо состоит из ила, тогда как Ливия имеет почву более красноватую и песчанистую, a Аравия и Сирия -более глинистую и каменистую. (Замечание о "растрескивании" почвы совершенно понятно всякому, кто имел случаи наблюдать ил около реки, когда с него сойдет вода, вскоре после разлива, и видеть, как, высыхая, он трескается от действия солнечных лучей).

Естественно, что в такой плодородной стране, население должно было ранее, чем в других, менее благословенных природою, странах, заняться земледелием, ранее сделаться оседлым и образовать правильное государство. Действительно, очень рано, когда мы, например, еще не имеем права говорить о Евреях, как о народе, в Египте была уже оседлать, были уже города, процветало земледелие, были цари, было, одним словом, - государство. Народ Египетский был очень трудолюбив, ибо самые природные условия страны располагали, приучали к деятельности и трудолюбие: хотя Нил давал самые благоприятные условия для плодородия, но были и некоторые, менее благоприятные, обстоятельства, с которыми надо было бороться умом и трудом. Нил ежегодно разливался; надобно было принимать миры против избытка воды во время разлива; надобно было, за неимением таких природных возвышенностей, куда бы вода не доходила, приняться за устройство искусственных возвышений и плотин. Еще древние греческие путешественники поражались необыкновенно красивым и оригинальным зрелищем, которое представлял Египет во время полного разлива. "Это точно море", говорить один древний греческий писатель, "по которому разбросаны острова, подобно Цикладам, которыми усеяно море Эгейское (Архипелаг)". Этого мало; если с одной стороны приходилось ограничивать действие разлива, то в других случаях нужно было помогать реке. В одних, более низких, местах воды могло оказаться слишком много и - явиться болото, в других, наоборот, слишком малое, а до некоторых местностей разлив мог и совершенно не достигать. Отсюда являлась надобность в проведении каналов: одни из этих каналов служили для осушки, для того, чтобы отводить воду оттуда, где ее накоплялось слишком много; другие, напротив, служили для орошения. Воду приходилось иногда проводить на очень большие расстояния; в каналах она слишком быстро испарялась; ее слишком много усыхало. Потому надобно было рыть большие водохранилища или резервуары. Это было тем более необходимо, что иногда случалось, что разлив по разным причинам был менее обыкновенного, благодатная вода Нила не заливала тогда во многие места, в которых были пахотные поля, не покрывала песок своим плодоносным илом; многие поля поэтому нельзя было обработать и засиять, - и тогда в Египте наступал голод. (Вспомните из истории Иосифа рассказ о вещем сне Фараона, который растолковал Иосиф, о семи хлебородных и семи неурожайных годах). Чтобы избежать таких случайностей. Египтяне не останавливались ни перед какими трудностями: с изумительным трудолюбием и постоянством занимались они обработкою своей страны и различными приспособлениями для того, чтобы возвысить ее естественное плодородие и вполне воспользоваться благоприятными условиями, которые им представляла природа. Вся страна, рассказывают древние греческие путешественники была перерезана множеством каналов, а в нескольких местах чтоб сохранить воду на все сухое время, были выкопаны искусственные озера такой величины, что трудно даже поварить. Самое замечательное из таких озер было, как его называли Греки Меридово озеро. Это озеро лежало по левую сторону от Нила в местности, окаймленной горами. Геродот оставил нам описание этого озера, из которого мы узнаем, что оно будто бы было выкопано одним древним царем, которого звали Меридом, откуда получило название и самое озеро (На самом деле, по-египетски Мери значить просто: озеро, или разлив! откуда, конечно, Греки и сочинили какого-то царя Мерида). Наполненное водою, озеро было так велико, что равнялось самому большому естественному озеру, ибо площадь его, если верить показаниям Геродота, представляла поверхность величиною около 80 квадратных географических миль; при этом оно имело весьма значительную глубину и все было выложено камнем. С Нилом Меридово озеро соединялось несколькими каналами, из которых славны были два: через один вода входила, в другой вытекала и затем распределялась по множеству других каналов. Так-то ничего не жалели Египтяне, чтобы как можно лучше воспользоваться дарами Нила.


Стр. 1 из 8 Книжная полкаВперед
  

Hosted by uCoz