Содержание


ТАНЕЦ

Пожалуй, у всех народов танец имеет сакральное происхождение. Согласно римскому писателю Лукиану, египтяне хотели выразить в танцах тайны своей религии. При процессиях, посвященных Мину, танцующие выступали в роли богов. На "празднике опьянения" царь танцевал в образе Шу перед богиней Хатор, чтобы "прогнать ее гнев"; танец - это "пища для сердца" богини. В культе мертвых танец становится символом надежды на воскрешение. "У ворот гробницы" навстречу умершему, который отождествляется с Озирисом, спешат украшенные коронами из камыша танцоры Муу и с ликованием приветствуют его.

ТЕКЕНУ

Древние изображения Текену имеют вид сидящего человека, завернутого в шкуру; самые ранние рисунки - похожего на грушу узла, либо неодетого человека с подтянутыми ногами и руками. Текену может быть обозначен как предмет церемониала, который происходит из архаического обычая погребения (закутывание шкурой животного и положение на корточках). Не совсем ясно значение, данное Текену в исторические времена. Предполагали символическое (т.е. заменяющее) принесение человека в жертву. Другие видели в Текену просто запасной образ умершего, который должен предстать перед зловещими силами в качестве козла отпущения. Мы полагаем более правдоподобным, что Текену считался формой проявления умершего, с помощью которой благочестивый должен быть приведен к предсказывающим жизнь местам, к "озеру Хепри" и в "город звериной шкуры".

ТЕНЬ

Тень вместе с телом и душой является существенной частью человека. В гробницах Нового царства часто изображается, как черная тень умершего в сопровождении птицы-души покидает могилу. В "Книге Мертвых" - (гл.92) говорится: "Пусть путь будет открыт для моей тени, для моей души, чтобы в день суда в потустороннем мире они увидели бога, великого, в его ларе". Тень в стране большого зноя может стать также символом-словом «защита», каким является художественный образ дающего тень опахала. О царе говорится, что на нем покоится божественная тень. "Тень Pa" - так называется святилище бога Солнца в Амарне.

ТЕФНУТ

Тефнут и ее брата Шу породил из себя прабог Атум. С ними из первоначального единства выходит на первый план двойственность, и начинается развитие двух полов. В Леонтополе брат с сестрой олицетворялись двумя почитаемыми там львами. Путем слияния Атума с Ра Шу и Тефнут становятся детьми бога Солнца, они считаются глазами хозяина неба; Тефнут отождествляется с лунным глазом, но может через различные мифические связи стать также солнечным глазом и через него змеей уреем. Тефнут имеет прозвище "хозяйка пламени" и "налобная змея на голове всех богов". В Буто Шу и Тефнут почитаются в образе фламинго - "детей нижнеегипетского царя", т.е. в мифическом образе солнца и луны.

ТОТ

Тот в виде
человека с
головой ибиса
  

В образе Тота слиты различные древние предания. Значение этого имени (египетское Дегути) неясно. Наличие головы ибиса у бога указывает на Дельту как на его родину; 15-й нижнеегинетский ном имеет знак ибиса в качестве эмблемы нома. В историческое время главным местом культа Тота был Гермополь, где он слился с более ранним богом-иавианом Хецуром и принял его облик. Тот - хозяин луны, в позднее время получил прозвище "серебряный Атон". Видели ли египтяне в луне сидящего на корточках павиана (подобно нашему человеку) и в клюве ибиса символический намек на серп луны, доказать нельзя. В одном мифе рассказывается, что Тот якобы возник из головы Сета, после того как последний по ошибке проглотил семя Гора. Космический подтекст этой картины ясно выражает египтолог Боннэ: "Посредством силы бога света из Сета, силы тьмы, вырывается диск полной луны". Отношение к луне позволяет Тоту стать "хозяином времени" и "счетчиком годов". Отсюда его атрибуты - письменные принадлежности и пальмовая ветвь. В различное время Тота называли языком или сердцем Ра. Как защитник Озириса, он становится также помощником умерших, что вело к его сравнению с Гермесом при переходе к греческой мифологии.

ТОЭРИС

Богиня в облике бегемота (стоящего вертикально на двух ногах) с древних времен изображалась с человеческими руками и грудью. В качестве атрибута она держит в руках бант са, иногда также бант жизни или факел, пламя которого должно отгонять тифонические силы. Особенно Тоэрис помогает женщинам при родах.

из выходящего из первоокеана (бассейна)
цветка лотоса вырастает солнечный ребенок.
Помогающая при родах Тоэрис обмахивает его веером

 Изображение защищающего божества прикреплялось к постели, к подголовнику и туалетным принадлежностям, но также обнаруживается в виньетках "Книги Мертвых" и даже в храмовых рельефах.


Стр. 20 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz