Содержание


ЛАДЬЯ

Ладьи, используемые в культе, соответствуют по форме большей частью нильским лодкам. На месте каюты стоит наос с образом бога; носовая и кормовая части украшены головой бога или его священными животными.


Ладья Солнца. Виньетка из "Папируса Ну"

Ладью обычно несут на плечах жрецы во время процессии. Знаменитой является ладья Озириса, называемая Нешмет, в которой бог выезжает из храма в начале празднества, чтобы вернуться обратно пробужденным от смерти. Египтяне сами хотели после своей смерти принять участие в поездке Нешмет, чтобы воскреснуть так же, как Озирис. Кроме того, образ солнечного корабля связывался также с мыслями о переселении мертвых.

ЛАСТОЧКА

Наряду с другими священными птицами (соколом, цаплей, фениксом) умерший желает превратиться в ласточку, с тем чтобы он "кричал как победитель при полном свете дня" ("Книга Мертвых", гл.86). Известно, что с 18-й династии в Фивах ласточка почиталась как священное животное. Согласно Плутарху, Изида, плача, порхала в образе этой птицы вокруг колонны, которая закрыла гроб Озириса.

ЛАТУК

К важнейшим атрибутам бога плодородия относится латук (растение типа салата). На празднике бога во время процессии везли с собой маленькую грядку с этим растением. Латук изображался на многочисленных рельефах Мина (и близкого к нему в особой форме Амона, например, в луксорском, храме). Растение считалось афродизиаком, что также объясняет его популярность как жертвенного подношения (получение оплодотворяющей силы - жизни).

ЛЕВ

Как и в Месопотамии, в стране Нила лев считался солнечным животным. Прежде всего, образ этого представителя кошачьих был сравним только с богом Солнца. В "Книге Мертвых" (гл. 62) говорится: "Я львиноголовый бог, я Ра". В Новом царстве лев считался формой проявления бога Солнца; бог-лев Миюзис изображался с солнечным диском и получил в греческий период прозвище "Ра, Свет, Огонь, Пламя". Гор как бог утреннего солнца может (под именем Хорахти) иметь голову льва. Большинство божеств в львином облике - женского рода. Прежде всего, здесь следует назвать воинственную Сахмет, которая приравнивалась, с одной стороны, к Баст и с другой - к фиванской богине Мут. В Леонтополе под именем Рути почиталась львиная пара, которая издавна отождествлялась с близнецами Шу и Тефнут; пара Рути следила за жертвоприношениями для умерших. Из-за страха, который наводил лев, он приобрел апотропическое значение, он был стражем ворот храма и царского трона (отсюда львиные лапы и хвост). Водостоки крыш храмов имели форму льва; они должны были в непогоду оберегать святилище от низвергающейся силы Сета. У входа в нижний мир стоит бог Акер с двумя львами. Как символ силы лев уже в ранний период стал символом царя.

ЛЕОПАРД

В образе леопарда почиталась богиня Мафдет; она была богиней наказания, но также и помощницей мертвых. В древние времена жрецы, ведущие ко входу (в гробницу) носили шкуру леопарда. .Нагробные дощечки показывают, как просветленный умерший в накидке из шкуры принимает жертвоприношение. До времен Среднего царства на крышке гроба часто изображалась шкура леопарда. Возможно, обычаи африканских народов похожи на обычаи древних египтян. Жители одного северонигерийского племени хоронят своих умерших в леопардовых шкурах; в Лоанго княжеская похоронная повозка обвешивалась шкурами леопарда, а у шиллуков умерший правитель украшался только шкурой леопарда.

ЛЕСТНИЦА

Уже в древнем Египте лестницы были символами пути на небо. Раннее изображение показывает Озириса в виде "бога на верхнем конце лестницы", чем символизируется его воскрешение после смерти. Вероятно, ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре представляет собой лестницу, чтобы облегчить восхождение умершего царя на небо. Также и первохолм, который появляется из первоокеана, мог быть представлен как лестница. Амулет в виде лестницы, предназначенный для умершего, был, наверняка, символическим выражением первохолма и связанной с ним надежды на новую жизнь. В "Книге Мертвых" (конец гл.153) говорится: "Теперь начинаю я подниматься но ступеням небесной лестницы, которую Ра, мой божественный отец, уже давно готовит для меня".

ЛОТОС

Рождение
солнца-Ра
из лотоса
  

Закрывающиеся под вечер белые лилии уходят под воду, чтобы они были недоступны рукам; в начале дня они, повернутые на восток, стремятся вверх и открываются свету. Мифологически красная лилия (лотос) - это "цветок, который возник в начале" и появился из первоводы (Нун), но, с другой стороны, он также "вышел из огня". Цветок одинаково близок и воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Появляющийся из воды лотос становится символом появляющегося из ночи солнца. Поднимающийся на цветке лотоса из праморя бог Солнца был близким для египтян представлением. В 15-й главе "Книги Мертвых" Ра появляется в виде "юноши, который выходит из лотоса". В гробнице Тутанхамона была найдена портретная голова, которая поднималась из цветка лотоса. Но прежде всего лотос - это растение бога Нефертема.

ЛУК

Из древнейшего исторического периода происходит образ девяти луков как символ народов, подчиненных царю. Верхнеегипетская богиня страны Нехбет имела прозвище "та, которая связала луки", - намек на объединение народов или племен под властью царя. В Храме мертвых Сесостриса I в Лиште триумф царя над его врагом показан наглядно тем, что он стоит на девяти луках. Лук является характерным атрибутом богини войны Нейт.

ЛУНА

Символ луны
  

Так как луна считалась «солнцем, которое светит ночью», представление о движении солнца переносилось также на лунное светило. Так, например, луна может почитаться павианами, а ночью ее сопровождают шакалы. Обычно луна изображается в виде диска, который стоит на серпе. Бог Луны Хонс носит в качестве головного украшения диск и серп луны. Серп может стать символически режущим оружием, как в руке бога Луны Тота, или костью, которая стала мощами Озириса. Фазы луны являются символом жизни и смерти и указывают на умирание и возрождение Озириса. Четырнадцать частей, на которые было разорвано тело Озириса, соответствуют четырнадцати дням убывающей луны. В мифологии играет роль сравнение луны с поврежденным глазом Гора. Наряду с древними богами луны Йохом (на немногих картинах воспроизводится в виде человека в царском переднике и с лунным диском на голове), Тотом, Хонсом и Озирисом в эллинистическое время выступает женское божество Изида (в греческой интерпретации - Селена).

ЛУННЫЙ ГЛАЗ

С давних времен луна считалась левым глазом бога неба, а в историческое время она символизировала глаз Гора. Возрастание и убывание луны давало повод к объяснению мифической борьбы между Тором и Сетом, представителями света и тьмы. В конце концов Сету удалось вырвать глаз у Гора и проглотить (исчезновение луны). Но Гор с помощью других богов вырвал глаз у врага; по одной версии, он должен был вырезать его из чрева Сета. Рассказывают также, что лунный глаз утонул в водах небесного океана и был выловлен Тотом и богом воздуха Шу с помощью сети. Миф о лунном глазе имеет многочисленные точки соприкосновения с мифом о солнечном глазе.

ЛЯГУШКА

Лягушка является хтоническим животным и указывает на силы возникновения жизни. Мужские первобожества Гермополя часто изображались с головой лягушки; лягушка является также священным животным богини родов Хекет. Наконец, следует упомянуть о лягушке, которая на поздних картинах является провожатой бога Нила, обеспечивающего плодородие. В поздний период образ лягушки становится символом повторного рождения - воспринятого от раннего христианства и снабженного припиской: "Я - воскрешение".

ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ

Синий с золотыми крапинками драгоценный камень - неправильно называемый часто сапфиром - был в странах Восточного Средиземноморья образом наполненного звездами небосвода. И у египтян он считался священным камнем, синий цвет которого указывает на небесное происхождение (синий цвет был цветом богов, особенно Амона). Царские украшения изготовлялись из золота и ляпис-лазури, чтобы предоставить их носителю защиту солнца и неба. Египетские судьи носили этот камень с надписью "истина" на шее.


Стр. 12 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz