Содержание


КА

Знак ка
  

Ка является выражением рождающей и охраняющей силы; в древнейшие времена также и мужской производящей силы (для которой имеет место и звуковая идентичность с "ка" - так произносится слово "бык"), а уже вскоре духовной и душевной силы. Иероглиф ка со своими защищающе поднятыми руками воспроизводит магический жест, который охраняет жизнь своего носителя от злых сил. Ка рождается вместе с человеком. Древние изображения показывают, как бог Хнум создает на глиняном круге вместе с рожденным ребенком его ка. В качестве двойника ка сопровождает человека; человек умирает - ка продолжает жить. "Пойти к своему ка" означает "умереть", так как ка покидает своего человеческого носителя и возвращается к своему божественному первоначалу. Правда, ка нуждается в пище в своей последующей жизни, которая ему преподносится как жертвоприношение или символически (что для египтянина не менее реально) в картинах, установленных в гробницах. Так как питание способствует получению жизненной силы, то пища также обозначается как ка - содержащая; понятие множественного числа кау означает буквально "жертвенная пища". Известны изображения, в которых вместо жертвенных столов стоит знак ка.

КАМЕНЬ

Тесно связанный с силами природы египтянин видел в твердости и неизменности камня проявление абсолютного бытия, которому противопоставляется шаткое и хрупкое существование человека. Горы, скалы и камни являются в своей нетронутости образом длительности, вечности. Когда человеческое тело разложится, сохранится образ, вырубленный из камня, а нацарапанное имя умершего станет поручительством для дальнейшей жизни. Статуи богов и царей, так же как и обелиски, должны были быть монолитами (например, 15-метровый мемносский колосс без цоколя). В качестве образа времени и незыблемости камень может стать также символом центра, священного средоточия, куда входят все плоскости бытия (небо, земля и нижний мир). Гелиополь обладал каменным фетишем в виде кегли (конуса), называвшегося бенбеном, который почитался как место проявления прабога. В храме Амона в Напате был установлен каменный конус, украшенный орнаментом и изображениями богов. В оазисе Сива у бога, названного греками Аммон (т.е. Амон), был символ в виде конуса из камня, который римский историк сравнивал с "умбиликусом" (пупом земли).

КАМУТЕФ

Закрепленное со времен Нового царства слово означает "бык своей матери" и является прозвищем ифифаллического Мина и Амона. Слово характеризует обоих богов как своих собственных родителей, которые без отца возникли от самих себя.

КАРТИНА

В художественном творчестве древних египтян эстетическая точка зрения не играла никакой роли. Живопись и скульптура имели смысл не сами по себе, а - лишь в своем магическом назначении. Скульптор назывался "тем, кто делает живым", и его деятельность обозначалась словом "рождать". Картины не должны быть только портретом (отображением), а нести в себе жизнь или сохранять жизнь изображения на неограниченное время. Если, несмотря на все предусмотрительности, мумия человека начнет разлагаться или будет осквернена, то и тогда сможет ка, это второе Я, найти убежище в картине с похожим изображением умершего. Статуи в. качестве дара могли также быть установлены в храме, тем самым умерший мог принять участие в ритуалах, проводимых живыми. Нагробная живопись служила тому, чтобы продлить мертвому владение его имуществом навечно. О чем в западных странах говорят лишь символически, в Египте принимается за реальность. Также изображения богов являются носителями действительности; так, об Амоне говорится: "Его душа на небе, его тело на западе (т.е. в Царстве мертвых), его образ в его месте культа". И об Озирисе: "Он приходит как дух... он осматривает свое святилище. Он видит свой тайный образ, нарисованный на их месте, свою фигуру, выгравированную на стене; выступая в тайном виде, опускается он на свой образ".

КОЗА

Как жертвенное животное простого человека коза не получила какого-нибудь большого религиозного значения. Лишь в Мендесе (египетское Деде) был значительный культ козы. Священный козел Ба-неб-деде, т.е. "Козел, хозяин Деде", у египтян в большинстве случаев изображался в виде барана. Козел - это символ плодовитости, особенно зачинающей силы; женщины молились ему о благословении для рождения ребенка. После смерти священные козлы бальзамировались.

КОЛЬЦО

Символика кольца определятся его круглой формой, без начала и конца, оно является символом вечности. Египетский знак "вечность" - это кольцо, которое имеет определенное сходство с уложенным в виде окружности шнуром, концы которого завязаны узлом. Боги-животные, как, например, парящий сокол из храма Гора в Эдфу, - часто держат в своих когтях этот символ вечности. В народных суевериях волшебные кольца должны защитить от болезней и других несчастий; узелковые амулеты в виде кольца - бант жизни, "кровь Изиды" и шарф са. Апотропическая (предотвращающая беду) сила кольца служила защитой царю. Оба важнейших имени правителя (тронное имя, которое характеризовало его как царя Верхнего и Нижнего Египта, и имя, данное при рождении, которое стояло вместе с титулом "сын Ра") помещены на царское кольцо, так называемый картуш; расширение имени вело к растянутой в длину форме картуша. 

Картуш
Тутанхамона-
Небхепрура

Так как вязаный бант был также символом того, "что охватывается солнцем" (куда входит и вселенная), то царское кольцо могло быть также намеком на мировое господство фараона.

КОПЬЕ ГОРА

Мифическим оружием Гора является копье, которое благословила богиня Нейт. В древнем тексте об этом копье говорится: "Его крючки - лучи солнца, его острия - когти Мафдет" (т.е. богини наказания). С божественным оружием Гор, которого называют также "гарпунщиком", преследует тифонические силы в образе бегемотов. Для защиты на пути в потусторонний мир мертвым дают с собой маленькие фигурки копий.

КОРОВА

Одна из семи коров и бык.
Фрагмент виньетки
из "Папируса Ну"
  

Корова считалась священным животным богинь Хатор и Изиды. Посвященные Хатор животные назывались коровами Центет; князья нома Дендеры носили в древние времена титул "пастух коровы Центет". Богиня неба Хатор сама почиталась в образе коровы. В "Книге Мертвых" (гл. 148) говорится о том, как позвали семь коров и их быка, чтобы обеспечить едой просветленных. "Большая дикая корова" считалась матерью царя, который часто сравнивался с диким быком. В мифе о божественном происхождении царя корова Хесат кормит выменем юного правителя; Хесат, говорят, была матерью бога мертвых Анубиса и быка Аписа. Как животное, которое обращено и к небу, и к нижнему миру, корова стала символом надежды на дальнейшую жизнь. Постамент, на котором устанавливались носилки у огня для мертвых, имели форму коровьего брюха. Во время мистерий Озириса труп бога помещался в деревянный ящик в виде коровы, тем самым он рождался для жизни из лона коровы.


Стр. 10 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz