КА
Знак
ка
Ка является выражением рождающей и
охраняющей силы; в древнейшие времена
также и мужской производящей силы (для
которой имеет место и звуковая
идентичность с "ка" - так
произносится слово "бык"), а уже
вскоре духовной и душевной силы.
Иероглиф ка со своими защищающе
поднятыми руками воспроизводит
магический жест, который охраняет
жизнь своего носителя от злых сил. Ка
рождается вместе с человеком. Древние
изображения показывают, как бог Хнум
создает на глиняном круге вместе с
рожденным ребенком его ка. В качестве
двойника ка сопровождает человека;
человек умирает - ка продолжает жить.
"Пойти к своему ка" означает "умереть",
так как ка покидает своего
человеческого носителя и
возвращается к своему божественному
первоначалу. Правда, ка нуждается в
пище в своей последующей жизни,
которая ему преподносится как
жертвоприношение или символически (что
для египтянина не менее реально) в
картинах, установленных в гробницах.
Так как питание способствует
получению жизненной силы, то пища
также обозначается как ка - содержащая;
понятие множественного числа кау
означает буквально "жертвенная
пища". Известны изображения, в
которых вместо жертвенных столов
стоит знак ка.
КАМЕНЬ
Тесно связанный с силами природы
египтянин видел в твердости и
неизменности камня проявление
абсолютного бытия, которому
противопоставляется шаткое и хрупкое
существование человека. Горы, скалы и
камни являются в своей нетронутости
образом длительности, вечности. Когда
человеческое тело разложится,
сохранится образ, вырубленный из
камня, а нацарапанное имя умершего
станет поручительством для
дальнейшей жизни. Статуи богов и царей,
так же как и обелиски, должны были быть
монолитами (например, 15-метровый
мемносский колосс без цоколя). В
качестве образа времени и
незыблемости камень может стать также
символом центра, священного
средоточия, куда входят все плоскости
бытия (небо, земля и нижний мир).
Гелиополь обладал каменным фетишем в
виде кегли (конуса), называвшегося
бенбеном, который почитался как место
проявления прабога. В храме Амона в
Напате был установлен каменный конус,
украшенный орнаментом и
изображениями богов. В оазисе Сива у
бога, названного греками Аммон (т.е.
Амон), был символ в виде конуса из
камня, который римский историк
сравнивал с "умбиликусом" (пупом
земли).
КАМУТЕФ
Закрепленное со времен Нового
царства слово означает "бык своей
матери" и является прозвищем
ифифаллического Мина и Амона. Слово
характеризует обоих богов как своих
собственных родителей, которые без
отца возникли от самих себя.
КАРТИНА
В художественном творчестве древних
египтян эстетическая точка зрения не
играла никакой роли. Живопись и
скульптура имели смысл не сами по себе,
а - лишь в своем магическом назначении.
Скульптор назывался "тем, кто
делает живым", и его деятельность
обозначалась словом "рождать".
Картины не должны быть только
портретом (отображением), а нести в
себе жизнь или сохранять жизнь
изображения на неограниченное время.
Если, несмотря на все
предусмотрительности, мумия человека
начнет разлагаться или будет
осквернена, то и тогда сможет ка, это
второе Я, найти убежище в картине с
похожим изображением умершего. Статуи
в. качестве дара могли также быть
установлены в храме, тем самым умерший
мог принять участие в ритуалах,
проводимых живыми. Нагробная живопись
служила тому, чтобы продлить мертвому
владение его имуществом навечно. О чем
в западных странах говорят лишь
символически, в Египте принимается за
реальность. Также изображения богов
являются носителями действительности;
так, об Амоне говорится: "Его душа на
небе, его тело на западе (т.е. в Царстве
мертвых), его образ в его месте культа".
И об Озирисе: "Он приходит как дух...
он осматривает свое святилище. Он
видит свой тайный образ, нарисованный
на их месте, свою фигуру,
выгравированную на стене; выступая в
тайном виде, опускается он на свой
образ".
КОЗА
Как жертвенное животное простого
человека коза не получила какого-нибудь
большого религиозного значения. Лишь
в Мендесе (египетское Деде) был
значительный культ козы. Священный
козел Ба-неб-деде, т.е. "Козел, хозяин
Деде", у египтян в большинстве
случаев изображался в виде барана.
Козел - это символ плодовитости,
особенно зачинающей силы; женщины
молились ему о благословении для
рождения ребенка. После смерти
священные козлы бальзамировались.
КОЛЬЦО
Символика кольца определятся его
круглой формой, без начала и конца, оно
является символом вечности.
Египетский знак "вечность" - это
кольцо, которое имеет определенное
сходство с уложенным в виде
окружности шнуром, концы которого
завязаны узлом. Боги-животные, как,
например, парящий сокол из храма Гора
в Эдфу, - часто держат в своих когтях
этот символ вечности. В народных
суевериях волшебные кольца должны
защитить от болезней и других
несчастий; узелковые амулеты в виде
кольца - бант жизни, "кровь Изиды"
и шарф са. Апотропическая (предотвращающая
беду) сила кольца служила защитой царю.
Оба важнейших имени правителя (тронное
имя, которое характеризовало его как
царя Верхнего и Нижнего Египта, и имя,
данное при рождении, которое стояло
вместе с титулом "сын Ра")
помещены на царское кольцо, так
называемый картуш; расширение имени
вело к растянутой в длину форме
картуша.
|
Картуш
Тутанхамона-
Небхепрура |
Так как вязаный бант был
также символом того, "что
охватывается солнцем" (куда входит
и вселенная), то царское кольцо могло
быть также намеком на мировое
господство фараона.
КОПЬЕ ГОРА
Мифическим оружием Гора является
копье, которое благословила богиня
Нейт. В древнем тексте об этом копье
говорится: "Его крючки - лучи солнца,
его острия - когти Мафдет" (т.е.
богини наказания). С божественным
оружием Гор, которого называют также
"гарпунщиком", преследует
тифонические силы в образе бегемотов.
Для защиты на пути в потусторонний мир
мертвым дают с собой маленькие
фигурки копий.
КОРОВА
Одна
из семи коров и бык.
Фрагмент виньетки
из "Папируса Ну"
Корова считалась священным животным
богинь Хатор и Изиды. Посвященные
Хатор животные назывались коровами
Центет; князья нома Дендеры носили в
древние времена титул "пастух
коровы Центет". Богиня неба Хатор
сама почиталась в образе коровы. В "Книге
Мертвых" (гл. 148) говорится о том, как
позвали семь коров и их быка, чтобы
обеспечить едой просветленных. "Большая
дикая корова" считалась матерью
царя, который часто сравнивался с
диким быком. В мифе о божественном
происхождении царя корова Хесат
кормит выменем юного правителя; Хесат,
говорят, была матерью бога мертвых
Анубиса и быка Аписа. Как животное,
которое обращено и к небу, и к нижнему
миру, корова стала символом надежды на
дальнейшую жизнь. Постамент, на
котором устанавливались носилки у
огня для мертвых, имели форму
коровьего брюха. Во время мистерий
Озириса труп бога помещался в
деревянный ящик в виде коровы, тем
самым он рождался для жизни из лона
коровы.
|