Какова бы ни была правда об этих интимных деталях, во времена великих потрясений мальчик Тутанхатон ("Живой Образ Атона") сменил на троне Двойной Короны своего обезумевшего приемного отца, после того как последний или был отравлен, или покончил с собой, выпив чашу с отравленным вином. Под опекой фиванских жрецов, восстановленных в прежних правах и пользовавшихся поддержкой народа, он сменил свое имя на то, которое мы сейчас знаем. Он умер внезапно, из-за чего был похоронен в несоответствовавшей достоинству фараона гробнице, приготовленной для чиновника по имени Эйе ("Око").


Фамильное древо Тутанхамона.
  

Вопрос о том, имел ли Тутанхамон прямых наследников, окончательно не решен. Его предшественником был, очевидно, совсем недолго, Анхкхеперуре Сменхкара, а сменил его, впрочем, тоже ненадолго, упомянутый уже Хеперферуре Эйе. Но абсолютно точных данных у нас нет ни о ком, вплоть до воцарившегося на троне полководца по имени Джезереферура Хоремхеб, который возвратил в Египет порядок и заложил основу его последнего расцвета при династии Рамсесов.

Гробница Тутанхамона невелика, к тому же последующие наслоения вызвали обвалы и оползни, закрывшие вход в нее менее чем через сто лет после ее возведения. Мы не имеем записей о том, совершил ли юный фараон что-либо выдающееся; но жрецы Фив хотели через него возродить во всем блеске свое духовное могущество и потому окружили его с избытком защитными амулетами, воистину показав богатство и магические знания. Найденные в его гробнице многочисленные предметы относятся к самым разным эпохам и имеют разнообразную природу, что свидетельствует о том, что это было не совсем "нормальное" захоронение и что таинственная Судьба пожелала, чтобы оно дошло до нас практически нетронутым: древние грабители или последние банды "революционеров" смогли проникнуть лишь в коридор и в первый зал. Возможно, неожиданно большое количество драгоценностей заставило их задержаться в гробнице дольше обычного, и патруль "Полиции Долины" застал их на месте преступления, быстро вернув награбленное обратно, и вызвал жреца Анубиса, чтобы он поставил Печать Шакала на ложные стены, являвшиеся одновременно и дверьми.

Во всяком случае, тем, что такие сокровища с минимальным уроном попали в Каирский музей, а затем во многие другие страны, мы обязаны Картеру, благоприятной экономической и психологической обстановке в мире в тот момент, когда эти сокровища были найдены, а также финансовой помощи лорда Карнарвона, впрочем, весьма сомнительной (известно, что, помимо всего прочего, лорд занимался незаконным вывозом древностей: самые маленькие из них он превращал в украшения, вставляя их в современные оправы, после чего или продавал их, или оставлял в своей коллекции).

Эта находка дала начало довольно мрачной и странной легенде, о которой здесь нет места говорить подробно, но которая началась со смерти лорда Карнарвона, случившейся в Каире в тот самый час, когда в Англии умерла его любимая собака. Конца же у этой легенды пока нет, ибо более или менее подсознательный страх, вызванный так называемым "сокровищем Тутанхамона", помешал правильному хранению многих предметов, найденных в гробнице. Даже мумия юного царя не попала, как все остальные найденные мумии, в специальную комнату для мумий в Каирском музее, а была возвращена в гробницу, где она хранится вместе с внешним саркофагом, прикрывающим ее, и внешним гробом; его туристы могут видеть лишь при помощи зеркал, которые иногда предлагают им некоторые арабы-служители, сами никогда не заходящие внутрь. Это единственная из известных нам мумий, которая покоится в Долине Мертвых в Фивах, окруженная стенами, расписанными в спешке, но все же превосходно, в стиле, который отражает даже некоторые отклонения, присущие искусству Амарны.

Погребальная камера
в захоронении Тутанхамона.
  

На приведенном здесь рисунке видно, каким образом гробы размещались один в другом и все вместе - внутри часовен. Картеру и его умелым помощникам было чрезвычайно трудно работать с ними в столь ограниченном пространстве.

Но мастера Древнего Египта оставили очень полезные надписи и отметки в тех местах, где гробы должны были соединяться между собой. Наличие этих отметок нельзя объяснить иначе, как если бы их создатели предусмотрели, что эта колоссальная головоломка должна разбираться.

Творения древних мастеров, найденные в гробнице, поражают и восхищают символизмом, искусством, мастерством и завершенностью. Еще больше впечатляют применявшиеся при их создании материалы, в том числе обилие золота, которое использовалось так щедро, как ни в одном из известных случаев. Можно упомянуть также, что клинок "любимого" кинжала фараона был сделан из метеоритного железа... но это, возможно, уже тесно граничит с пристрастием к магическому, что должно показаться абсурдным современному наблюдателю (хотя США преподнесли в подарок главам некоторых дружественных государств кусочки лунного камня).

В данной работе мы можем лишь показать космическую гармонию, отражающуюся в саркофагах, независимо от того, как их еще могут называть ученые в тех случаях, когда саркофаги не могут быть классифицированы из-за своих нестандартных характеристик.

Хотя в типичных захоронениях других фараонов считалось необходимым разместить в Камере Воскрешения, находившейся позади всех проходов и крипт, четыре часовни и три гроба или, по меньшей мере, один саркофаг, один гроб и собственно мумию, захоронение Тутанхамона сильно отличалось от типичных. С одной стороны, это было связано, как мы уже говорили, с тем, что оно производилось поспешно и в очень маленькой гробнице. С другой стороны, причиной тому были особые политико-религиозные обстоятельства, в которых оказалось царство, что заставило жрецов усложнить погребальные обряды, цель же этих изменений недоступна нашему пониманию.

Мумия размещалась внутри следующего сооружения:

1) Огромная часовня из дерева, покрытого штукатуркой и кованым золотом поверх магических символов на рельефе.

2) Другая часовня, похожая на первую, была расположена внутри нее. Она напоминает -Ладью Миллионов Лет (то есть Солнце), перевозящую Блаженных.

3) Внутри второй часовни была еще одна, подобная первым.

4) Следующая - заметно меньше и строже. Эти четыре часовни находятся в Каирском музее. Возможно, они символизируют Четыре Элемента или Космические Измерения.

5) Внутри последней часовни находился прекрасный саркофаг из красноватого кварцита, углы которого охраняют четыре рельефно изображенные крылатые Богини, связанные с четырьмя Хранителями Углов и с Оком Гора, Защитником. Это тот саркофаг, который сейчас находится в гробнице, а его крышка, сделанная из фиванского гранита, заменена толстым защитным стеклом, сама же она находится в Каирском музее. Золотое погребальное ложе находилось внутри, и трудно понять, как оно на протяжении веков могло выдерживать огромный вес, возложенный на него.

6) Первый из собственно гробов, сделанный из дерева и покрытый золотом, привлекает внимание одной деталью: первый раз появляется лицо фараона, представленное в строгой и простой манере. Гроб находится в гробнице в Фивах.

7) На втором гробе, также сделанном из дерева, покрытого золотыми пластинами, лицо фараона имеет менее строгое выражение.

8) Главный гроб, изготовленный из чистого золота, имел вес более 200 кг. Металл был отлит в форму и его толщина во многих местах превышает 2 см. Гроб инкрустирован полудрагоценными камнями, стеклянной массой и небольшим количеством других металлов. Лицо фараона намного мягче и моложе. Оно выглядит так, как если бы принадлежало юноше. Гроб имел искусно спрятанные ручки, за которые можно было браться, чтобы двигать его и поднимать крышку.

9) Мумия оказалась сильно испорченной и рассыпалась на части из-за воздействия мазей и смол, которые превратили ее практически в прах; это подтверждает теорию о том, что целью было не сохранение мумии, а ее очищение.

10) Другим важным предметом является золотая маска, сделанная примерно тем же способом или даже более тонко, что и золотой гроб. Она имеет свои особенности: на лице, совсем юношеском, играет улыбка.

Золотая маска, которая
покрывала голову
мумии Тутанхамона.
  

Если мы быстро скользнем взглядом по всем изображениям фараона, начиная с внешнего гроба и кончая маской, создается впечатление, что его лицо озаряется улыбкой, а сам он молодеет. Этот умело достигнутый эффект имеет особый духовный смысл, отражающий веру древних египтян в то, что смерть является возможностью облагородить Душу и сделать ее вечно молодой.


Стр. 18 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz