Мы уже говорили, что когда Новое царство потеряло свой движущий импульс, после династий Рамессидов, последние жрецы-маги использовали последующие века для того, чтобы собрать и спрятать буквально все - от своих знаний до ритуальных предметов, за исключением тех, которые из-за их размеров пришлось бросить на произвол судьбы, хотя почти все они были лишены своей жизненной силы. А те, что не были лишены этой силы, ожидают, подобно Великому Спящему, укрытые от любопытства чуждых "мистическому" людей (хотя иные из них и открыты взорам миллионов посетителей), момента неминуемого циклического возвращения Священных Времен.

Мы немного рассказали о Фивах - Городе Живых, а теперь следует сказать о других Фивах - Городе Мертвых, который расцвел в "историческую" эпоху существования Фив на западном берегу. Берегу Заходящего Солнца, называемого Маамон. Он был не противоположностью, а дополнением (и наоборот) другой стороны - Реки Видимой Жизни, которую называли Х.апи, Счастье, Синяя Река, Река-которая-спускается-с-Небес. Это полный даров поток Божественного Дыхания, который соединяет отдаленные селения и отражает на Земле другую, звездную реку, что течет по небу, которую солнце должно пересекать так же, как и боги, как и человек.

На западе, примерно в восьми километрах от реки, за холмами Дейр-эль-Бахари, находится так называемая Долина Царей; она расположена в начале длинного ущелья или впадины, которую современные жители этих мест называют Вади-Биван-эль-Мулук, или Долина Царских Врат. Долина имеет два выхода - с запада и с востока - и сегодня представляет собой пустыню. Однако в древности, когда Красное море было плодородной долиной, все было иначе. В те времена процветала и эта, и другие похожие на нее долины, расположенные неподалеку. Доисторические охотники оставили на скалах рисунки, изображающие сцены преследования слонов и страусов. За этой долиной возвышаются холмы Западной горы и самая высокая ее точка - пик Гурн. Если пересечь эту складку земной поверхности, сильно пострадавшую и от эрозии, и от деятельности человека, оказываешься в огромной пустыне, бывшей некогда дном доисторического моря.

Неподалеку от Долины Царей находятся так называемые Долина Цариц и Долина Знати.

Эта область образует естественный амфитеатр, где лучи беспощадного солнца отражаются и нагревают воздух, превращая это место в одно из самых жарких на планете. Трудно поверить, что 10 000 лет назад и даже позже, а возможно, и меньше, с этих уступов, еще покрытых лесом, низвергались водопады, температура была умеренной и множество живых существ находило здесь пристанище.

Долина Царей.
Подъездная дорога.
  

Арабское название, означающее "Царские Ворота", подтверждает то, что доказывают наиболее разумные историки: современная атмосфера заброшенности, которая усугубляется непрерывными раскопками, создающими впечатление, что это место подверглось минометному обстрелу, абсолютно не соответствует той, что была во времена XVIII или XX династии.

Автор перед одним из
Колоссов Мемнона.
Долина Царей.
  

Некоторые признаки, обнаруженные Бельцони во время грандиозных раскопок в начале XIX века, указывают на то, что ничем не прикрытые сейчас входы в гробницы, высеченные в скалах, раньше имели пышно украшенные легкие деревянные двери, которые были открыты в дневное время, как на современных кладбищах в некоторых странах. В другое время в течение года они должны были оставаться закрытыми по причинам ритуального характера.

Глиняная печать с оттиском
шакала, лежащего на девяти
пленниках. Гробница Тутанхамона.
  

В Городе Мертвых, в определенных его частях, жило братство жрецов, чьим символом был лежащий шакал. Его изображение и сейчас встречается на печатях гробниц и символизирует верховного эзотерического бога Анубиса. Жрецы Города Мертвых управляли вооруженными стражами и дрессированными животными, которые охраняли сокровища усыпальниц от ненасытной жадности бандитов пустыни.

Возможно, что, как и другие народы древности, египтяне периодически собирались там, чтобы принести пожертвования умершим родственникам, а также фараонам, знати и жрецам, тела которых покоились в недосягаемой глубине подземных храмов, "стартовых площадок" благих Душ, чьи останки освящались точно так же, как это бывало тысячи лет спустя в других религиях, имевших своих "святых", которым тоже приписывали "чудеса".

Таким образом, трансцендентное ощущение единства объединяло два города - Фивы - в дополняющей друг друга гармонии.

Некоторые погребальные храмы также воздвигались на западном берегу, о чем свидетельствуют колоссальные развалины Рамессеума и храма Хатшепсут. Там же находятся и загадочные Колоссы Мемнона, посвященные восходящему солнцу.

Колоссы Мемнона.
Западный берег.
  

Восход, кульминация в зените и закат солнца получили у египтян названия Мемнон, Амон и Маамон, а смерть для них являлась рождением и солнечным восходом на другом берегу Жизни.

По мнению современных археологов, эти фигуры гигантов, сидящих на ритуальных тронах, находились перед погребальным храмом Аменхотепа III и являются единственным оставшимся доказательством существования последнего. Эзотерическая традиция считает, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами, и утверждает, что они были посвящены Восходящему Солнцу, как их и до сих пор продолжают называть простые, но не всегда лишенные смысла народные поверья.

В настоящее время их высота составляет около 18 метров, хотя не исключено, что в коронах и с головными украшениями они были на несколько метров выше. Они реставрировались и переделывались бессчетное количество раз. Колоссы стали широко известны в античные времена, греческие музыканты даже совершали к ним паломничества, чтобы услышать семь основных нот, которые одна из фигур отчетливо издавала на рассвете. В римскую эпоху речь шла уже об одной конкретной ноте, которая соответствовала ноте "фа" принятого у нас музыкального строя. В 199 г. в результате предпринятых при императоре Септимии Севере реставрационных работ северный Колосс, издававший этот звук, замолчал навсегда. Один из многочисленных путешественников и исследователей XIX века уверял на научном собрании в Лондоне, что он вновь слышал эту ноту, однако у нас нет доказательств истинности этого утверждения, как нет и никаких положительных результатов тщательнейших экспериментов, поставленных уже в XX веке. Официальная наука объясняет это явление (как мы знаем, особенность современного подхода заключается в том, чтобы находить оправдания всему, независимо от того, насколько это истинно) как акустический эффект, возникающий при физическом расширении одного из камней, нагреваемого первыми солнечными лучами после холодной ночи в пустыне. Но мы не можем согласиться с этим объяснением, поскольку из-за внушительной массы фигуры утреннее солнце едва ли могло бы сколь-нибудь ощутимо прогреть даже один из внешних камней. Так что тайна по-прежнему существует, как и два огромных монумента, хотя, как и они, немного пострадав от вопиющего человеческого невежества и тщеславия.

Потребуется много усилий, чтобы представить себе, каким был Город Мертвых 3 000 или более лет назад. Ведь после того, как Город Живых с его садами и водоемами был почти полностью разрушен, климат существенно изменился.

Интерьер гробницы
Тутмоса III. На переднем
плане царский саркофаг.
  

Кроме того, грабежи, разрушения от взрывов и раскопок, как древних, так и современных, в сочетании с естественными илистыми наслоениями и сетью туристских маршрутов неузнаваемо изменили облик западной части Фив. По рисункам XVIII и XIX веков и даже по фотографиям начала XX века мы можем представить себе, сколь значительными были перемены совсем недавнего времени. Какими же тогда были более ранние? Судить об их размерах невозможно, и поэтому каждый из нас должен призвать на помощь свою фантазию.


Стр. 8 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz