Любопытно наблюдать за искренним изумлением тех, кто сегодня заглядывает в то немногое, что мы знаем о Древнем .Египте, и сталкивается со строгой обрядностью. Они рассматривают обряды как искусственную "механизацию" жизненного процесса, как своего рода абсурдную пытку... Но ведь эти люди пережевывают пищу, закрывают глаза, чтобы уснуть, смеются и плачут, повторяя древний неизменный церемониал точно так же, как это делали их далекие предки. Почему же все должно изменяться? Эта гипотеза, возникшая в XVIII - XIX веках, абсурдна. Когда достигнуто высшее совершенство, всякое изменение бесполезно и оборачивается упадком.

Так называемый Гарем Амона не имел ничего общего с современным представлением о нем как о смеси исламской полигамии и европейского публичного дома. Полигамия принята у многих народов и обязана своим существованием тому факту, что в этих воинственных нациях мужчин меньше, чем женщин. И если бы обычай иметь несколько жен или наложниц не был законным и даже обязательным, женщины оказались бы без защиты и поддержки со стороны семьи. На Западе проституция существует по причинам социально-экономического характера: разрушение семьи, безработица или низкооплачиваемая работа. Проститутка, довольная своим ремеслом, - явление весьма редкое.

Гарем Амона состоял из принцесс царской крови и царицы. Жизнь в нем была более всего похожа на жизнь жриц. В своих таинственных медитациях они должны были соединиться с Духом Матери Мира, чтобы Тот, Кто Веет Опахалами, - Духовный Ветер Амона - мог в Священном Союзе (который, как говорят, дает жизнь всему, вплоть до скипетров и ритуальных предметов) через фараона как посредника оплодотворить царицу или принцессу. Это обеспечивало физическое вечное сохранение наследования царства через генетический канал, который в то же время обеспечивал законность и настоящую преемственность власти.

Естественно, были предусмотрены даже очень редкие случаи бесплодия. В переломные моменты истории или во время революций, которые не раз сотрясали Египет на протяжении многих тысячелетий его существования, применялась аналогия с мифом о Горе, который заменил своего умершего отца, чтобы породить со своей матерью проявленный Мир и принести в жизнь образ себя самого для защиты человечества. Так совершалось обновление династии или ее смена другой. Но встреча, после которой на свет должен был появиться наследник, происходила лишь раз в год при наиболее благоприятных астрологических условиях и только после того, как жрецы вызывали Душу, которая должна была воплотиться в будущем фараоне. Владыке Верхнего и Нижнего Египта, Сыне Солнца (таков был первый из его титулов). При необходимости эта встреча могла произойти в другое время, но соблюдение ритуальных норм было обязательным и редчайшие случаи отступления от них лишь подтверждали их незыблемость.

Большой Дом фараона был почти полностью построен из дерева, причем отборного и освященного. Часть материалов добывалась в самом Египте, часть доставлялась из самых дальних пределов, как, например, ливанский кедр или красный песчаник из Сирии. Двери, потолки, стены, мебель, водоемы - все, абсолютно все имело ритуальное название, и обитатель Большого Дома и те, кто ему прислуживали, обязаны были знать тайные имена всего, с чем они соприкасались.

Большую часть года фараон объезжал свое царство. Иногда во время войн со всей царской пышностью, окруженный дрессированными львами и прирученными грифами, он выступал в поход во главе своих войск. Точно так же, в окружении ручных бабуинов, он отправлялся собирать корень мандрагоры, символ одного из видов целительной магии. Или же с большими дрессированными котами (исчезнувшая порода, наиболее похожа на нее сиамская) охотился на гусей, являвшихся символом материи и символом побежденных врагов. Его охрану, как и охрану храмов Амона, составляли не только стражники, но и львы в дневное время и черные пантеры по ночам.

Из всех священных празднеств, на которых должен был присутствовать фараон, было одно, которое сейчас, во времена радостного возбуждения от всякого рода социальных явлений, покажется нам наиболее понятным. В течение двадцати четырех часов фараон разламывал на части большие круглые хлеба с рельефным изображением крестов или ключей жизни. Его приближенные делили эти части на более мелкие кусочки так, чтобы их число соответствовало числу жителей царства по последней переписи, которую ему предоставляли специальные жрецы. Затем по воде и по суше эти кусочки, освященные рукой фараона, развозились всем его подданным. Абсолютно все имели право на такой кусочек священного хлеба, и если кто-либо оказывался обойденным, виновный, невзирая на его ранг, мог поплатиться жизнью.

Охота на гусей.
Гробница Накхт,
Некрополь в Фивах.
XVIII династия.
  

Это празднество, как и все другие, было ежегодным. Так же, как и упомянутый выше Священный Союз, оно проходило в храме.

Естественный покров таинственности не позволяет нам узнать больше об истинных правителях Египта - жрецах. Мы имеем в виду не простых жрецов, которые были в каждом селении и которым приходилось навещать больных и умирающих, присутствовать при рождении детей и на похоронах, которые знали все, от основ медицины до принципов земледельческих циклов и от строительства судов до талисманов, охраняющих дома. Речь идет о тех, кто находился на вершине теократической пирамиды.

"Зеленая голова".
Изображение старейшины
или жреца, эпохи Птолемеев.
  

Нужно отметить, что вследствие сильной религиозности египетского народа, отчужденности по отношению к иностранцам и, кроме того, знания некоторых механических и химических противозачаточных средств на протяжении тысячелетий численность населения царства была примерно постоянной. По нашим подсчетам, она составляла около двенадцати миллионов человек. Каждые пять или семь лет, в зависимости от эпохи, проводился тщательный учет населения.

Когда Фивы были столицей, каждый год из города отплывали суда со стягами Амона. На судах находились жрецы очень высокого ранга. Они проплывали по Нилу через все известные и принадлежавшие царству земли. Если особые предзнаменования указывали на какое-нибудь селение, золоченый корабль причаливал к берегу и сам жрец или кто-то из его высоких спутников спускался на берег и выбирал среди детей, рожденных в этом году, по крайней мере одного, которого забирали на корабль, чтобы по возвращении в Фивы отдать его в школу жрецов. Удостоенное такой чести селение устраивало праздник, а семья избранника приобретала большой вес в обществе.

Сами же избранники начинали в Фивах долгий путь "отбора", производившегося в зависимости от способностей. Большинство попадало на службу в храмы или во дворцы знати и даже самого фараона. Остальные, в соответствии с их естественными склонностями, посылались в центр инициации, где из них готовили врачей, писцов, стражников, хранителей архивов, военных и так далее. Наиболее одаренные отправлялись в Школу Амона. Очень немногие становились жрецами или жрицами Бога, занимая вакантные посты на вершине теократической пирамиды, которая, в виде Совета царства и коллегии магов, поддерживала Священный Союз между земным и Небесным Египтом.

Насколько нам известно, обучение было суровым и трудным, ради него приходилось жертвовать материальным благополучием и полностью подчинять себя духовному началу. Но взамен этого прошедшим обучение в один прекрасный день спереди и сзади на левом плече выжигали ритуальными щипцами символ Змея Урея (не надо путать с ритуальными татуировками, которые встречаются на коже мумий), который гарантировал им неприкосновенность и полную безопасность в любой точке обширного царства при любых обстоятельствах. После их смерти эти кусочки кожи вырезались и бережно хранились в специальных архивах, которые выполняли функции "батарей", магически заряжающих потайные крипты храмов.

Писец из Лувра.
Статуэтка из раскрашенного
известняка с инкрустирован-
ными глазами.
  

Жизнь в Фивах, в Городе, была богата и полна ликования и в то же время текла мирно. Человеку XX века очень трудно понять, как жили люди в то время, поскольку предрассудки нашей эпохи, словно непроницаемая завеса, мешают нам постичь столь отличный от нашего образ жизни. Возможно, наиболее важной и интересной для нас чертой его было отсутствие какой бы то ни было разобщенности среди жителей, которые, несмотря на их значительное количество (Фивы населяло более 90 000 человек), по-прежнему оставались как бы одной большой семьей, сохраняя особую психологию, свойственную этой прочной ячейке общества. Это вовсе не означает, что проблем вообще не было; хорошие и плохие люди существовали во все времена, ибо нет пока надежного способа избавить человека от дурных наклонностей и качеств или же развратить добродетельного. Дисциплина, в одно и то же время естественная и практическая, правила которой легко выполнялись, поддерживала гармоничный общественный порядок, делавший случаи воровства или убийства величайшей редкостью, что лишь подтверждало общее правило - мирное общежитие.

Жители Фив были людьми веселыми и простыми, весьма далекими от того стереотипа, который навязывают нам в книгах по истории.

Умелые и практичные, они делали все весело и легко, а горе и разочарование выражали так же непосредственно, как и радость. Напыщенный интеллектуал, критикующий все, что думают и делают другие, выглядел бы среди них столь же нелепо, сколь и смешно.

Для древних жителей Города жизнь и смерть в нашем понимании не существовали. Боль, которую они испытывали, теряя близких, сродни тому чувству, которое вызывает в нас расставание с любимым человеком, отправляющимся в далекое путешествие. Вера в то, что Бог и боги создали наилучший из миров, избавляла их от страха перед бытием, но не ослабляла чувствительности, доброты, тоски по ближним, наполняя ощущением глубокой уверенности в судьбе, охраняемой Всеобщим Порядком, справедливым и благим.

В Египте не было рабов; более того, пленные враги приговаривались к работам за чертой города, а часто просто отпускались. Те, кто трудился над установкой обелиска, занимались этим точно так же, как и христиане, работавшие на строительстве собора, а мусульмане - на сооружении мечети.

Обычно жителей Древнего Египта критикуют за их чрезмерное почитание мертвой плоти, так как они совершали сложный обряд мумификации для сохранения тела.

Могила позднего
преддинастического
периода. 3300г. до н. э.
Британский музей.
  

Для тех, кто знаком с климатом Египта, очевидно, что целью этой погребальной процедуры была не сохранность тела умершего, ведь, как показывают данные современной археологии, стоило просто закопать его в пересохшую почву западного берега, и оно сохранилось бы гораздо лучше, чем после мумификации. Вместе с тем, этот обряд сопровождения души предусматривался исключительно для фараонов, знати, жрецов и тех, кто отличился особыми заслугами перед обществом. Только в период упадка с приходом плутократии, разложившей предшествовавшую ей теократию, эти погребальные церемонии стали доступны всякому, кто был в состоянии оплатить их, независимо от его духовных качеств. Но это был один из многих побочных эффектов чужеземных влияний и утраты древних обычаев. Подобно тому как Египту потребовалось много времени, чтобы родиться, ему, точно так же, потребовалось много времени, чтобы умереть, и в римскую эпоху Страна Магии превратилась в основного поставщика пшеницы для Европы. Уже после распада этого огромного теократического государства его разрушенные памятники и знания о Природе и Душе не переставали удивлять мир и вдохновлять на новые духовные поиски различные культуры, от греческой до Исламской. А Великие Таинства в ожидании лучших времен вернулись к Источнику Благодати, откуда они когда-то проистекли.


Стр. 7 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz