Содержание


     И литературные памятники - например, сказка о фараоне Рампсините и хитром воре, переданная Геродотом, - и дошедшие до нас официальные документы и данные археологии - все свидетельствует о беспощадной, но вместе с тем и безуспешной войне, которую с отдаленнейших времен вели с грабителями гробниц даже самые могущественные фараоны, стремясь обеспечить себе посмертный покой, а своим усыпальницам - неприкосновенность. В этой ожесточенной, длившейся тысячелетиями - продолжавшейся до самого последнего времени - борьбе с одной стороны были власть, сила, средства, с другой - нужда, хитрость, отвага, настойчивость и риск. И грабители побеждали.
     Убедившись в безнадежности всех усилий отстоять неприкосновенность своих усыпальниц от посягательства воров, фараоны вынуждены были отказаться от строительства пирамид, которые они воздвигали еще в эпоху Среднего царства, - правда, далеко не столь величественными и прочными, как во времена Древнего царства, - и прибегнуть к иным мерам.
     Когда в Фивах воцарилась XVIII династия, положившая начало эпохе Нового царства, ее первые фараоны по примеру царей XI династии избрали для своего погребения западный берег Нила, противоположный тому, где находилась их резиденция. Здесь среди голых, бесплодных диких скал простирается целый лабиринт пустынных, мрачных и знойных ущелий. В одном из них, известном ныне под названием Бибан-эль-Молук, что по-арабски означает "Врата царей", приказал высечь в скалах свою гробницу третий фараон этой династии Тутмос I - тот самый, которому верой и правдой служил архитектор Инени. Европейцам это ущелье известно ныне под названием Долины царей.

Общий вид царского
некрополя в Фивах
- Долины царей.
На заднем плане
вершина Рог.

     Уединенная, безлюдная, угрюмая, окаймленная остроконечными отвесными скалами, выветренные склоны которых прорезаны трещинами и расселинами - следами давних землетрясений и редких, но сильных ливней, она как нельзя лучше подходила для печальной цели - служить местом последнего упокоения. Только лай и вой лисиц, шакалов и гиен нарушает по ночам царящее здесь постоянное безмолвие. Над Долиной господствует Рог - высшая точка окружающих ее гор, место обитания богини-покровительницы некрополя - Мерет-сегрет ("Любящей молчание"), "Владычицы Запада", т. е. царства мертвых. Она изображалась в образе змеи, которых, кстати, здесь немало, и, по представлениям древних египтян, охраняла усопших и их покой.
     Но не много на земле есть мест, где развернулось столько драматических событий, как в этой мирной и тихой на первый взгляд долине. Они могли бы наполнить увлекательнейшими сюжетами и захватывающими эпизодами десятки приключенческих романов и повестей.
     Примеру Тутмоса I последовали все фараоны трех последующих династий, до XXI включительно, которые приказывали высекать себе гробницы здесь, в скалах. Для лучшего обеспечения тайны места погребения а более надежной охраны заупокойные храмы, где за фараонов возносили моления и приносили им жертвы, сооружались не рядом с усыпальницей, а внизу, на берегу Нила. Некоторые из них сохранились и поныне, например расположенный на террасах знаменитый храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. От других уцелело лишь немного, как, например, "колоссы Мемнона, а от иных храмов вообще ничего не осталось.
     Посетившие Египет в I в. до н. э. греческий историк Диодор и его соотечественник географ Страбон нашли гробницы Долины царей давно заброшенными и опустошенными. Страбон насчитал тогда "около сорока царских гробниц, высеченных в каменных пещерах, замечательно отделанных и заслуживающих осмотра". И действительно, туристы в древности охотно посещали их. Мы узнаем об этом из многочисленных надписей - граффити, процарапанных или (реже) нанесенных краской на стенах камер и переходов. Среди них были даже обитатели далекого от Египта северного побережья Черного моря - Скифии и Танаиса, оставившие здесь свои имена. После распространения в долине Нила христианства некоторые склепы служили приютом для первых аскетов и монахов, искавших в уединении спасения от соблазнов мира. Поверх фресок и рельефов, дабы отвратить чары злых "демонов" - богов своих предков, они наносили изображения креста и благочестивые изречения.
     Европейские путешественники XVIII в. Покок, Норден, Брюс и другие застали в Долине царей разбойничьи шайки, опустошавшие еще случайно уцелевшие гробницы. Пришельцев они встречали весьма недружелюбно. 


Стр. 3 из 8 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz