Содержание


Десятки и сотни статуэток слуг и рабов, державших в руках земледельческие орудия (так называемые ушебти - "ответчики"), которые клали в гробницу усопшего, должны были с помощью магических формул ожить и обеспечить своему хозяину беззаботное и легкое загробное существование, подобно тому как это делали при жизни его рабы и крестьяне.
     В гробницах сановников и знати, но не фараонов, стены камер и переходов покрывались рельефами и многокрасочными фресками, на которых изображали умершего и его близких за повседневными занятиями и развлечениями, а его слуг и крестьян - за работой. Эти картины преследовали отнюдь не декоративные цели. Они должны были снабдить покойного всем, что окружало и дорого было ему при жизни. Особенно часто художники изображали алтари, на которых громоздились в изобилии всевозможные яства - неисчерпаемый запас продовольствия для насыщения Ка на тот случай, если потомки перестанут приносить жертвы. Заклинания должны были превратить эти изображения в подлинные продукты.
     Запомнить все формулы, речения и заклятия, помогающие отвратить опасности загробного мира и добиться оправдания на судилище богов, знать, где, когда и какие произносить, было очень трудно, почти невозможно. Обычно эту премудрость постигали только жрецы, да и то, вероятно, далеко не все. Поэтому священные тексты высекали или писали на стенах гробниц и саркофагов ("Тексты саркофагов") или на папирусах, которые клали вместе с мумией. Последние дошли до нас в огромном количестве. Они известны обычно под названием "Книги мертвых". Кроме "Книги мертвых" имеются и другие сочинения подобного рода, настоящие "путеводители" по потустороннему миру, например "Книга о том, что в загробном царстве" (обычно ее называют "Амдуат"), описывающая его двенадцать областей и населяющих их богов и духов. Эти области соответствуют двенадцати часам ночи, и бог солнца Ра проплывает их в своей солнечной барке, покидая на закате небосвод. Существует также "Книга врат" и другие.
     На стенах царских гробниц изображались лишь всевозможные ритуальные обряды, связанные с погребением, и образы загробного мира, потому что фараон и в своем земном бытии был уже богом.
     Каждый египтянин, имевший к тому возможность, заблаговременно заботился о своем погребении, чтобы не испытывать ни в чем недостатка в царстве мертвых и обеспечить себе пребывание в "полях Иалу". И не мыслилось большего несчастья, чем погребение на чужбине, среди варваров, где "заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой".
     Это ярко отображено в литературных произведениях. В "Истории Синухета", очевидно весьма распространенной (судя по числу сохранившихся списков), как о величайшем горе говорится о возможности кончины за пределами Египта. Фараон, желая оказать милость Синухету, убежавшему в Сирию, приглашает его возвратиться на родину и в виде особого благоволения сулит взять на себя все заботы о его похоронах. Он пишет ему: 
     "...должен ты подумать о дне погребения и о последнем пути к вечному блаженству.
     Здесь уготована тебе ночь с маслами благовонными, здесь ждут тебя погребальные пелены... Изготовят тебе саркофаг из золота, а изголовье его - из чистого лазурита. Свод небесный раскинется над тобой, когда положат тебя в саркофаг, и быки повлекут тебя. Музыканты пойдут впереди тебя, и перед входом в гробницу твою исполнят священный танец Муу. Огласят для тебя список жертвоприношений. Заколют для тебя жертвы у погребальной стелы твоей. Поставят гробницу твою среди пирамид детей фараона, и колонны ее воздвигнут из белого камня".
     Хотя "История Синухета" создана по меньшей мере лет за пятьсот до смерти Тутанхамона, его хоронили так, как описано в послании фараона. Только, конечно, гораздо пышнее. Характерно, что даже при Эхнатоне, когда многие прежние религиозные представления отвергались, верования и обряды, связанные с культом мертвых, почти не изменились. Он заботился о своем погребении и погребении своих близких точно так же, как и его предшественники.
     Обычно гробницу начинали готовить еще задолго до смерти того, для кого она предназначалась. Только в случае неожиданной, преждевременной или скоропостижной смерти ее приходилось сооружать второпях. Так, видимо, было и с Тутанхамоном. Многие признаки указывают на большую поспешность, проявленную при строительстве и отделке помещений его гробницы.
     Как уже было сказано, пребывание в "полях Иалу" мыслилось по образу и подобию земного бытия. Умерший поэтому нуждался не только в пище и воде, но и во всем том, что окружало его и чем он пользовался при жизни. Чем богаче и знатнее был человек, тем, естественно, больше были и его потребности, тем щедрее могли снабдить его для пребывания в царстве мертвых.
     Бедняков просто зарывали в песок, иногда у погребений тех, кому они служили при жизни, чтоб им и за гробом перепадали крохи со стола их хозяев. И конечно, роскошнее и обильнее всех снаряжали в последний путь фараонов. Тут не жалели решительно никаких затрат. Доказательство тому - гробница Тутанхамона, далеко не самого могущественного из правителей древнего Египта.
     Но именно эти бесчисленные сокровища, которыми снабжали усопших владык, членов их семей и сановников для беспечального загробного существования, таили в себе неотвратимую угрозу. Еще с самой отдаленной древности - первых династий - они привлекали жадные взоры тех, кто ничего не имел. А таких было большинство. Ведь одна ночь могла обеспечить на всю жизнь любого бедняка. Правда, в случае неудачи смельчакам грозила мучительная казнь. Но, как мы знаем, это их не отпугивало. Тому имеется множество примеров.
     Против грабителей гробниц не помогали ни страшные заклятия, ни искусственные горы-пирамиды, ни хитроумные уловки строителей - замаскированные входы и ловушки, замурованные камеры, потайные лестницы, ложные ходы, ни тщательная охрана, ни, наконец, тайна. Недаром архитектор Инени, строивший гробницу для фараона Тутмоса I, одного из отдаленных предшественников Тутанхамона, счел нужным упомянуть в своей автобиографии, что он "наблюдал за тем, как высекалась гробница его величества, причем был один, никто другой ничего не видел и ничего не слышал". Некоторые ученые полагают, что людей, занятых сооружением царской усыпальницы, убивали. 

Стр. 2 из 8 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz