Содержание


     На другой, близкой по стилю первой, столь же массивной подвеске, выполненной в той же технике, в центре композиции помещен сделанный из халцедона большой скарабей с распростертыми крыльями и лапами коршуна, которыми он сжимает иероглиф, обозначающий "вечность", и букет цветов. На крылья опирается ладья Тота с помещенным в ней символом этого бога - "левым глазом" - и двумя уреями по бокам. Над ними - лунный диск с изображением царя, стоящего между богами Тотом и Гором. Внизу прикреплены небольшие подвески в форме цветов и бутонов лотоса, разделенных голубыми кружками.
  
Подвеска и массивного
золота, изображающая
ладью бога солнца, в
которой помещены
скарабей и урей.

     Если обе эти подвески связаны в той или иной степени с религиозными верованиями или культом мертвых и, возможно, имеют, так сказать, значение официальное, то золотые серьги в виде утки с распростертыми крыльями, украшенные полудрагоценными камнями и цветной смальтой и выполненные техникой перегородчатой эмали, Тутанхамон, вероятно, просто носил в детстве. Как показало обследование мумии фараона, его уши проколоты.

Ларец кедрового дерева
с отделкой из слоновой
кости, золота и серебра.
Разные знаки-иероглифы
обозначают понятия
"сила", "владычество",
"жизнь".

     К хвосту утки прикреплено пять ниток бус, завершающихся каплеобразными подвесками. На одном из дисков-застежек, сделанных в виде запонок, изображены фараон и два урея.

Золотая подвеска,
изображающая
скарабея,
поддерживающего
ладью бога луны Тота.

     Среди оставленных ворами украшений были еще серьги - жесткие, сплошные и с подвесками; ожерелья-воротники из бус и нагрудники-пекторали, сходные с найденными на мумии Тутанхамона, но наиболее интересны царские регалии - два скипетра в виде крюков (изображающий их иероглиф означает "властвовать", "править") и две плети с тремя хвостами каждая. И те и другие считались атрибутами Осириса. Возможно, происхождение этих знаков царского достоинства восходит к очень отдаленным временам, когда основу хозяйственной жизни составляло скотоводство, а посох и плеть были непременной принадлежностью вождя пастушеских племен. Примечательно, что на одной плети имя фараона выписано в его первоначальной форме.
     Тутанхатон, а на другой - в более поздней: Тутанхамон.
     Первая плеть и один из посохов - он сделан из бронзы - были представ лены на выставке в на шей стране.
     Деревянные белые сундуки предназначались для богато украшенных парадных одежд, но, кроме пары сандалий и воротника из семи пронизей синих бусин, скрепленных золотыми пере хватами, воры в них ничего не оставили.
     Как уже говорилось, в сокровищнице обнаружена палетка для письма, по-видимому подаренная ему Меритатон. Здесь же находились и другие наборы письменных принадлежностей - личная собственность царя. На одной палетке с красками и тростниковыми перьями - каламами, обитой листовым золотом, начертано его имя в ранней форме - Тутанхатон. Это доказывает, что он пользовался ею либо в первые годы своего правления, либо даже до вступления на престол, еще в детстве, когда его обучали грамоте. Другая палетка - из слоновой кости, - очевидно, сделана позднее: во-первых, в нанесенном на ней тексте упомянут Амон-Ра, что было немыслимо при господстве религии Атона; во-вторых, фараон назван Тутанхамоном.
     Кроме палеток в "письменный прибор" входил футляр-пенал для тростниковых перьев, выполненный в виде полой колонны с капителью из стилизованных листьев пальмы (верхняя часть ее служила крышкой), а также инструмент из слоновой кости, служивший для разглаживания неровностей папируса.
     Считалось, что покойник, принадлежавший при жизни к господствующим слоям общества, а тем более фараон, должен располагать в загробном мире достаточным количеством слуг или рабов, которые обеспечивали бы ему такое же лишенное всяких забот существование, какое он имел при земном своем бытии.
     Для этого в гробницу помещали статуэтки "ответчиков", или ушебти, получивших свое название от породы дерева, из которого их первоначально изготовляли. В шестой главе "Книги мертвых" говорится, что "когда человек обязан возделывать поля, орошать пастбища или переносить песок с востока на запад", то предстают ушебти, и "тогда говорят они: ",Здесь я!" - отсюда другое их название: "ответчики". Обычно они изображались с мотыгами или заступами в руках. Иногда же модели этих орудий труда, равно как модели всевозможных сосудов для воды, предназначенных для орошения полей царства мертвых, помещали отдельно. Так как ушебти служили для подмены умерших, то в лучших экземплярах стремились передать портретное сходство с теми, взамен кого они должны были трудиться, - в данном случае с Тутанхамоном. В этом легко можно было убедиться на выставке, где экспонировались две фигурки "ответчиков" - обе из кедрового дерева. Одна фигурка фараона изображена в полосатом головном платке, увенчанном уреем; платок, ожерелье и браслеты позолочены, глаза инкрустированы. Другая представлена в темном парике, позолоченных браслетах и воротнике.
     На обеих ушебти начертаны отрывки из "Книги мертвых", а на ступнях первого ответчика, кроме того, написано: "Сделано царским писцом, военачальником Миннехтом, для владыки своего Осириса, фараона Небхепрура..." Было найдено шесть ушебти с его именем. Отсюда можно предположить, что при погребении фараона приближенные в качестве посмертного дара приносили ему подобные фигурки.
     Всего в деревянных ящиках, куда их уложили, обнаружено 413 статуэток "ответчиков" и 1866 моделей их орудий труда.
     Портретное сходство с Тутанхамоном придано и небольшой деревянной статуэтке, где он представлен на погребальном ложе в облике Осириса. (Статуэтка эта также демонстрировалась на выставке в Советском Союзе.) Она лежала в продолговатом ящике. Рядом с мумией царя, на голову которой надета маска, сидят две птицы: одна с лицом человека - душа Ба, другая - сокол, возможно бог Гор. Надпись на ложе гласит, что поднесена эта статуэтка царским писцом, хранителем сокровищницы Май. На самой фигурке имеется текст: "Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в небе!" Нут - богиня неба.


Стр. 3 из 4 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz