Содержание


     Настоящая флотилия моделей судов всех размеров, типов и форм частично размещалась на четырех ящиках со статуэтками, частично лежала у северной стены, куда их свалили грабители. Еще несколько судов впоследствии нашли в кладовой. Здесь имелись баржи для сопровождения бога солнца Ра, когда он совершает свой ежедневный путь по небосводу, лодки для охоты на речных зверей и болотную дичь, суда для переправы через воды подземного мира. Эта коллекция - превосходное пособие для изучения кораблестроительного искусства древних египтян. Модели сделаны весьма тщательно и воспроизводят все детали настоящих судов.
  
Крышка канопы.
Ей придано портретное
сходство с Тутанхамоном.
Алебастр.

     Ладья, показанная на выставке, по обводам и окраске несколько напоминает парусник и имеет два больших кормовых рулевых весла. Посредине палубы находится нечто вроде каюты или надстройки. По мнению Г. Картера, на таком судне усопший должен был совершать поездки в Абидос, центр культа Осириса, но, возможно, оно предназначалось для перевозки покойного на западный берег Нила, где находился некрополь.
     С культом умершего и воскресшего бога Осириса - божества прорастающих хлебных злаков, с которым сопоставляли покойника, дабы он пробудился к новой жизни, - связан еще один предмет, найденный в углу помещения. Вырезанная по фигуре этого бога доска была выдолблена и заполнена илом с посеянным в нем зерном. Подобно тому как оно прорастает, должен был воскреснуть и умерший.
     Далее, здесь находились модель ручной мельницы и два сита для процеживания пива - обычного напитка древних египтян, а также модель житницы, закрома которой заполняло зерно.
     У северной стены сокровищницы разместили ларцы с драгоценностями и окрашенные белой краской сундуки. Здесь больше всего похозяйничали грабители. Они сломали печати, вскрыли сундуки и шкатулки. Нужно сказать, что в древнем Египте, как, впрочем, и в других странах древнего Востока, всевозможные укладки и ларцы заменяли наши шкафы и комоды и, подобно им, нередко богато украшались, представляя собой подлинные произведения искусства. Впрочем, и в Европе, особенно в прошлые века, всевозможные шкатулки также делались весьма разнообразными и затейливыми.
     Из шести ларцов у северной стены четыре изготовлены настоящими художниками-виртуозами. Достаточно сказать, что мозаичный узор одного из них составлен из примерно сорока пяти тысяч элементов. На крышке первого ларца, отделанного слоновой костью, черным деревом и расцвеченного инкрустацией, имелась табличка с надписью: "Золотые украшения шествия в опочивальне Небхепрура (Тутанхамона)". Г. Картер высказывает предположение, что под "опочивальней" следует понимать "гробницу". В этом ларце оказались лишь кое-какие мелкие украшения, а все наиболее ценное исчезло бесследно.


Один из четырех антропоидных золотых гробиков
для хранения внутренностей Тутанхамона.

     Другому ларцу придана необычная форма - овальная, в виде картуша. На его золотой крышке, также представляющей собой огромный картуш, крупными иероглифами, инкрустированными слоновой костью и черным деревом, вписаны имена Тутанхамона. Надпись с выгравированными на боках ларца именами и титулами фараона опоясывала его тремя полосками. Этот ларец также опустошен грабителями. В нем остались только обломки ювелирных украшений и несколько скипетров.

Селкит - одна из четырех
богинь - хранительниц
ковчега с канопами.

     Остальные ларцы почти полностью лишены своего первоначального содержимого. В них оказались либо вещи, явно хранившиеся прежде в других сундуках, либо то, - что не прельстило воров. Только по табличкам с надписями на некоторых сундуках и шкатулках можно было предположить, что в них находилось. Так узнали, что украдено шестнадцать золотых или серебряных сосудов для притираний, золотые кольца, какие-то золотые украшения и другие ценные предметы - всего до шестидесяти процентов содержимого ларцов (по приблизительным подсчетам Г. Картера). Несколько серег, нагрудных украшений, ожерелье и кольцо - вот все, что осталось от ювелирных украшений. И все же то немногое, что сохранилось, великолепно иллюстрирует совершенство техники древних мастеров, их изощренный вкус и изобретательность. В этом легко можно' было убедиться при ознакомлении с образцами украшений, представленными на выставке "Сокровища гробницы Тутанхамона". Композиция этих украшений обычно связана с государственным культом различных богов - прежде всего бога солнца Ра и бога луны, мудрости, письма и счета Тота в их многообразных ипостасях и символах. Видимо, им придавался какой-то ритуальный или магический смысл. Быть может, они должны были ограждать фараона от действия враждебных сил или сопоставлять его с тем или иным божеством, как, например, массивная золотая подвеска на широкой, тоже массивной цепи. Подвеска представляет собой солнечную ладью, на которой находится большой скарабей с диском солнца на голове. По краям ладьи - два урея, также увенчанные солнечными дисками. Между скарабеем и уреями стоят иероглифы, обозначающие "жизнь", "постоянство", "красоту". Звенья цепи составлены из скарабеев, перемежающихся с солнечными дисками и изображениями двух уреев. Завершается она фигурками двух коршунов. Застежка сделана в виде двух уреев И подвеска и цепь богато и пестро расцвечены камня ми - лазуритом, сердоликом, бирюзой, полевым шпатом, а также разноцветной смальтой.


Стр. 2 из 4 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz