Содержание


     Под ложем стоял парадный трон фараона. Тот самый что ныне воспроизводится во всех изданиях, посвященных культуре и искусству Египта. И не удивительного подлинный шедевр, одно из величайших достижений художественного мастерства, порожденного великой Древней цивилизацией долины Нила. Трон инкрустирован стеклом, фаянсом, цветными камнями и покрыт золотом. Его ножки, которым приданы очертания кошачьих лап, завершаются львиными головами Они поражают совершенством передачи натуры. Подлокотники имеют форму крылатых змей, увенчанных коронами. Шесть кобр из позолоченного дерева извиваются- между поддерживающими спинку брусьями. Но основное, что поражает, это изображенная на спинке трона сцена.
     В одном из залов дворца (возможно, еще Ахетатона), колонны которого обвиты гирляндами цветов и украшены фризом из изображений священных кобр - уреев, в кресле в непринужденной, даже несколько небрежной позе сидит Тутанхамон. Падающие сверху лучи солнца озаряют его и Анхесенпаамон. Она, видимо, умащает супруга благовониями из сосуда, который держит в руке. Подобные интимные сюжеты, передающие сцены повседневного быта, чрезвычайно характерны для искусства того времени, так же как и утонченность, плавность, мягкость линий. Цветовая гамма, несмотря на первоначальную - сейчас она несколько потускнела - яркость и обилие тонов, также говорит о тонком вкусе и чувстве гармонии. Обнаженные части тела и лица фараона и его жены выполнены красной стеклянной пастой, головные уборы - бирюзовым фаянсом, а одежда - серебром. Все это, так же как и инкрустированные украшения и орнамент, наложено на золотой фон.
     Для историка этот памятник очень интересен. В нем как бы запечатлен тот краткий переходный период, когда религия Атона еще уживалась с восстановленным культом Амона. Солнечный диск изображен так, как его изображали при Эхнатоне: отходящие от диска лучи переходят в человеческие ладони, но имя Атона уничтожено и заменено именем Амона.
     У ложа стояли два табурета. Один, показанный на выставке, привезенной в СССР, - великолепен: он изготовлен из черного дерева, золота и слоновой кости и имеет форму складного стула; концам скрещивающихся ножек придана форма утиных головок, а сиденье сделано в виде шкуры леопарда.
  
Золотой трон
Тутанхамона.
На спинке изображена
Анхесенпаамон,
умащающая царя.

     Далее, у южной стены, находился другой примечательный предмет, также представленный на выставке, - ковчежец. Со всех сторон он обшит довольно толстыми золотыми листами с выбитым на них барельефом, несколько грубовато и упрощенно передающим различные эпизоды семейного быта Тутанхамона. И здесь имя Атон заменено на Амон. Дверцы ковчежца имевшего очертания небольшого храма или часовни, были раскрыты, внутри находилась подставка для статуэтки, но сама статуэтка, видимо золотая, исчезла бесследно. Очевидно, ее похитили грабители. Ожерелье из огромных золотых, сердоликовых и стеклянных бусин с золотой подвеской, лежало рядом.

Ковчежец, в котором
находилась похищенная
грабителями золотая
статуэтка какого-то
бога или самого царя.

     Тут же находились еще один сундук для одежды и части разобранного балдахина, а за ними до самого входа, занимая остальную часть южной стены и отрезок восточной, стояли также разобранные на части четыре колесницы. Покрывающие их украшения были сорваны, и затем в полном беспорядке брошены грабителями. Эти колесницы потребовали тщательной и трудоемкой реставрации.
     Здесь же было разбросано множество разнообразных мелких предметов: алебастровые сосуды, посохи, луки, сандалии, четыре опахала из лошадиных хвостов, позолоченные ручки которых завершались львиными головками.
     Всего в передней комнате, по предварительным подсчетам, находилось шестьсот-семьсот предметов, и, для того чтобы сохранить многие из них - это было ясно с первого взгляда, - требовались недели тяжелого, кропотливого труда.
     Действительно, грабители, а затем должностные лица царского некрополя оставили переднюю комнату, да и вообще гробницу, как выяснилось в дальнейшем, в состоянии такого хаоса, что в тесноте подступиться к отдельным предметам, не рискуя сдвинуть с места, уронить или даже повредить другие, далеко не всегда оказывалось возможным. Чтобы достать некоторые вещи, не нанося ущерба соседним, приходилось прибегать к таким ухищрениям и приемам, что, по словам Г. Картера, "наша жизнь в это время напоминала кошмар". Следовало учитывать и фактор времени. Если, например, для изделий из золота или поделок из камня века и тысячелетия никакого значения не имели, то для других материалов, например ткани, кожи, они оказывались гибельными.
     Сплошь и рядом, прежде чем прикоснуться к какому-либо предмету, его необходимо было консервировать, иначе он грозил превратиться в бесформенную массу или рассыпаться в прах. Обычно прибегали к парафину и раствору целлулоида. Так закрепили погребальные кеты, расшитые бусами сандалии.


Стр. 2 из 4 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz