Содержание


Передняя комната

     Когда чиновники после ограбления гробницы приводили ее в порядок, они оставили посреди передней комнаты проход. Однако он был столь узок, а помещение так загромождено вещами, что двигаться приходилось, соблюдая величайшую осторожность, дабы ничего не повредить и не сдвинуть с места.
     Направо от двери стояли на полу широкий алебастровый сосуд цилиндрической формы и два погребальных букета. Рядом находился великолепно расписанный по гипсовой грунтовке деревянный ларец - одно из лучших произведений египетской живописи не только из обнаруженных в гробнице, но и вообще. Крышка его - выпуклая. На ней изображены сцены царской охоты, на боковых стенках - фараон на колеснице, поражающий в сражении на одной из них азиатов, на другой - негров, на торцах - он же в образе льва попирает своих противников. Необыкновенное по тонкости и по сочетанию красок письмо художника напоминает лучшие образцы иранской и индийской миниатюры. В ларце находились сандалии и парадная одежда царя, подголовники и другие вещи. Все они были беспорядочно перемешаны.
     У северной стены по бокам запечатанной двери высились черные статуи Ка фараона. Они были завернуты в льняные покрывала. Далее - по западной стене - тянулись три разборных ложа со скульптурными головами зверей на боковых узких сторонах: льва, коровы и фантастического животного, несколько напоминающего гиппопотама, с раскрытой, усеянной зубами пастью. На них и под ними самые разнообразные предметы образовывал ли беспорядочную груду.
     На первом ложе со львиными головами стояла кровать черного дерева с веревочной сеткой. На панели в ногах находились резные изображения кривоногого карлика - бога домашнего очага и веселья Беса, На кровати лежали колчан со стрелами, луки и посохи. Эти составные луки сделаны очень искусно. На одном - полосы надписей перемежались с орнаментом, на концах другого были вырезаны головки пленников, их затылки служили нарезками для тетивы. Под ложем стояли подставки для светильников из золота и бронзы, алебастровые сосуды для ритуальных возлияний и инкрустированный бирюзовым фаянсом и золотом ларец. В нем обнаружили жреческое облачение царя из шкуры леопарда с нашитыми на ней золотыми и серебряными звездами, большой скарабей и скипетр из золота и голубой стеклянной пасты, воротники и ожерелья из фаянсовых бус, завязанные в платок массивные золотые кольца.
     В другом, также стоявшем под ложем сундуке из черного и красного дерева с украшениями из слоновой кости хранились сосуды из алебастра и стекла, ларец с позолоченной змеей, детское креслице, спинка которого тонко сработана из эбенового дерева, слоновой кости и золота, - его можно было увидеть на выставке в Москве и Ленинграде, складные скамеечки, также отделанные слоновой костью, и резная алебастровая шкатулка с красками.
     Еще один сундук, окрашенный в белый цвет, был предназначен для луков, стрел и посохов, из которых часть грабители разбросали по комнате. Вместо них они засунули туда скомканные нижние одежды царя. Любопытно, что металлические наконечники стрел оказались похищенными. Из разных посохов наиболее примечателен один - с изогнутой ручкой, образованной сплетенными ногами фигурок двух пленников со связанными руками: африканца и азиата. Их лица, великолепно передающие характерные этнические черты, сделаны соответственно из черного дерева и слоновой кости.
     Между первым ложем и следующим (с коровьими головами), на котором было навалено еще больше вещей, находились туалетный столик и превосходной резьбы алебастровые сосуды.
     Что касается самого ложа, то на нем стояла, вернее, балансировала еще одна деревянная кровать, а на ней два табурета, один из них - из слоновой кости и красного дерева. Под кроватью лежали белое резное кресло и два систра. Наваленные внизу овальные белые коробки с жареными утками и другими яствами предназначались для довольствия фараона в потустороннем мире, Подле ложа стояли два ларца. На одном лежали воротник, связка колец и еще два совсем простых табурета.

Расписной
ларец.

     Содержимое большего из ларцов, перечисленное в строках курсивного письма, выведенного на крышке состояло первоначально из семнадцати сосудов из синего фаянса для возлияний. В наличии остались лишь шестнадцать, а недостающий впоследствии нашли в одном из углов этого помещения. Зато в ларец положили фаянсовые чаши, два бумеранга из сплава золота с серебром, резную шкатулку из слоновой кости, а также одеяния и части парадного панциря, состоявшего из нескольких тысяч золотых, фаянсовых и стеклянных детален.

Детское кресло
Тутанхамона и
складной стул.

     Еще одно кресло - из кедра - с резьбой, украшенное золотом, лежало на боку между вторым и третьим ложами. На третьем помещалась лишь одна укладка ее филенки, окрашенные в белый цвет, вставлены в черную раму. Крышка - выпуклая. На одной из филенок начертаны имена Тутанхамона и его жены. Скрученные тугие свертки нижние одежды царя были вложены в нее таким образом, что при первом взгляде их приняли за свитки папируса. Это вызвало всеобщий восторг ибо памятники древней письменности - самое драгоценное приобретение для науки. И тем горше было разочарование.


Стр. 1 из 4 СодержаниеВперед

 

Hosted by uCoz