ПЯТАЯ
ЛЕКЦИЯ. ТРУДНОСТИ И ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ ПОНИМАНИЯ
Уважаемые дамы и господа! Когда-то было
сделано открытие, чтосимптомыболезнинекоторыхнервнобольныхимеютсмысл.*ЙозефБрейер в 1880-1882 гг. Ср.также мои лекции "О психоанализе"(1910а),
прочитанные в Америке,и
"Кистории
психоаналитического движения"(1914d).Наэтомбылоснованпсихоаналитический
метод лечения. Вовремя
этого леченияобнаружилось,
чтовзаменсимптомовубольныхтакжепоявлялисьсновидения.Таквозниклопредположение,
что и эти сновидения имеют смысл.
Но мы непойдем
этим историческим путем, асовершим обратный ход.Мыхотим
показать смысл сновидений и таким образом
подойти к изучению неврозов1 Проблема сновидений изначально
служила отправной во всехпостроенияхФрейда.
С ней связаны истоки психоаналитического
движения (ей была посвященапервая
крупная книга Фрейда"Толкование
сновидений" (1900), которую принятосчитатьосновополагающейдляпсихоанализа).Посколькуприсновиденияхмеханизмсознательно-волевогоконтроля,регулирующийповедениеприбодрствовании,выключен,этаобластьоткрывалапростордляизучениянеосознаваемых
психическихпроявлений.Трактовка сновидениякаксимптоманевроза
отвергается современной наукой, хотя
определенные нервно-психическиеи
психосоматические расстройства влияют на
характер сновидений. Это влияние,подмеченноепсихоанализом,далоповоддляширокихметодологическихимировоззренческих
выводов, выходящих далекоза пределытого,
о чем реальносвидетельствуетопыт изучения корреляциймеждусодержаниемсновиденийимотивационной
сферой личности, какой она проявляется в
этом содержании.
. Этот ход оправдан,так как изучение сновиденийне только лучшийспособподготовкикисследованиюневрозов,самосновидениетоженевротический
симптом,которыйктомуже, чтоимеетдля нас неоценимоепреимущество,проявляетсяувсех здоровых.Дажееслибы вселюди былиздоровы
итолько виделисновидения, мы могли бы по ихсновидениям сделатьвсе
те выводы, к которым нас привело изучение
неврозов.
Итак, сделаемсновидениеобъектомпсихоаналитическогоисследования.Вновьобычный,недостаточнооцененныйфеномен,какбудтолишенныйпрактической
значимости,как и
ошибочные действия, скоторыми
онимеет тообщее,
чтопроявляется и уздоровых. Новостальном
условия нашей работыменее
благоприятны. Ошибочные действия всего
лишь недооценивались наукой, ихмало
изучали; но,вконце концов, нетничегопостыдного
заниматьсяими.Правда,
говорили, что есть вещи поважнее, но можноиизнихкое-чтоизвлечь.Заниматьсяжесновиденияминетольконепрактичноиизлишне,нопросто
стыдно;этовлечет
за собой упрекивне научности,вызывает подозрениев личнойсклонности
к мистицизму.Чтобыврачзанимался сновидениями,когдадажевневропатологииипсихиатриистолько
более серьезных вещей:опухоли
величиной с яблоко, которые давят намозг,органдушевнойжизни, кровоизлияния,хроническиевоспаления,прикоторых
изменения тканей можно показать подмикроскопом! Нет, сновидение --это
слишком ничтожный и недостойный
исследования объект.
Иещеоднаособенность,противоречащаявсемтребованиямточногоисследования.Ведьприисследованиисновидениянетуверенности
дажевобъекте.Бредоваяидея,например, проявляетсяясно иопределенно.
"Я -китайский
император", - заявляет больной во
всеуслышание. А сновидение? Егочасто
вообщенельзя
рассказать. Разве есть у рассказчика
гарантия,чтоонпередает
сновидениеправильно,
а неизменяет
многое впроцессе пересказа,что-то
придумываетвследствиенеопределенностивоспоминаний?Большинствосновиденийвообщенельзявспомнить,онизабываютсяцеликом,
вплотьдомельчайших
фрагментов. И на толковании этого материала
и должна основыватьсянаучная
психология или метод лечения больных?
Определенноепреувеличениевэтойоценкеможетнаснасторожить.Возраженияпротив сновидениякакобъекта
исследования,очевидно,
заходятслишком
далеко. С утверждением о незначительности
изучаемого объекта мыужеимели
дело, разбирая ошибочные действия. Мы
говорили себе, что великое можетпроявлятьсяи в малом.Что
касается неопределенности сновидения, то
именноона
является характерной его особенностью
наряду с другими; явлениям нельзя
предписывать их свойства.Акрометого, естьведьясныеивполнеопределенные
сновидения.В
психиатрии существуют идругие объекты, которыеимеюттотженеопределенный характер, например,
многиеслучаи
навязчивыхпредставлений,которыми,однако,занимаютсяреспектабельные,признанныепсихиатры1Тенденциюкнеопределенностиилабильностиреакцийневротиков,испытывающих
навязчивые состояния, Фрейд обсуждает в
своей работе "Замечанияободномслучаенавязчивыхсостояний"(1909).Описаниеэтойформызаболевания
дается также в 17-й лекции.
Мне вспоминаетсяслучайизмоейврачебной практики.Больнаяобратилась
ко мне со словами:"У
менятакое чувство,
как будто я причинилавред
или хотела этосделать
живомусуществу -
ребенку? - или нет, скорее
собаке,
- может быть, сбросила с моста или сделала
что-то другое". Мы можемустранитьнеточностьвоспоминанияосновидении,еслибудемсчитатьсновидением
то, чторассказывает
видевшийсон, не
обращая внимания нато,что
он мог забыть или изменить при воспоминании.В конце концов, нельзяжетак
безоговорочно утверждать, что сновидение
является чем-то незначительным.Нам
известно из собственного опыта, чтонастроение, с которым пробуждаешьсяот
сна, может длиться весь день; врачи
наблюдают случаи, когда со сновиденияначинается
душевнаяболезньи бредовая идея беретсяизэтого
сновидения:известны
исторические личности, которых побудили к
важнымделам сновидения.Поэтому
и задаешься вопросом, откуда, собственно, в
научных кругах возникаетпрезрение
к сновидению?
Я думаю, что оно является реакцией на
слишком высокую оценку сновидений
в
древние времена. Известно, что восстановить
прошлое - дело нелегкое, но с
уверенностью
можно предположить - позвольте мне эту шутку, - что наши предки 3000 лет тому
назад и раньше точно так жевидели
сны,какимы.
Насколько мы знаем,древние
народыпридавали
всемсновидениям
большое значение и считали их практически
значимыми.Они виделив
нихзнакибудущего, искали вних предзнаменования. Для древних
греков идругихнародовБлижнего
иСреднего Востока
военный походбез
толкователясновидений
был подчас так же невозможен, как сегодня
без воздушной разведки.КогдаАлександр Македонский предпринимал
свойзавоевательный
поход, вегосвите
были самые знаменитые толкователи
сновидений. Город Тир, расположенныйтогдаеще наострове,
оказалцарю такоеяростное сопротивление,чтоонподумывал
уже об отказе от его осады. Но вот однажды
ночью он увидел воснетанцующих
втриумфе сатиров и,
когдарассказал
это сновидение толкователю,узнал,чтоемупредвещаетсяпобеданадгородом.Онприказалвойскамнаступать
и взялТир. Чтобы
узнатьбудущее,
этруски и римляне пользовалисьдругимиметодами, нов течение всегоэллинско-римского периода толкованиесновиденийкультивировалось и высоко ценилось. Из
литературы,занимавшейсяэтими
вопросами, донас
дошло,покрайней мере,главное
произведение-Книга
Артемидора из Далдиса, которого относят ко
времени императора Адриана.Какпотом случилось, что искусствотолкования сновидений пришло в упадок исновидению
перестали доверять, я немогу вам сказать.Просвещение
не моглосыграть
тут большую роль, ведьтемное
средневековье сохранило в том же видегораздо
более абсурдные вещи, чемантичное толкованиесновидений. Остаетсяконстатировать,
что интерес к сновидению постепенно
опустился до суеверияимог
остаться толькосреди
необразованныхлюдей.
Последнеезлоупотреблениетолкованием
сновидений находит себя в наши дни в
попытке узнать из снов
числа, которые следует вытащить при
игре в лото.Напротив,
современнаяточная
наука снова вернулась к сновидениям, но
только с намерением проверитьна
них свои физиологические теории. У врачейсновидение, конечно, считаетсянепсихическимактом,апроявлениемв душевнойжизнисоматическихраздражений.Бинц в1878 г.объявил сновидение "физическимпроцессом, вовсех
случаях бесполезным,вомногих же прямо-таки болезненным, от
которогомироваядуша и бессмертие отстояттакжедалеко,какголубойэфиротзаросшейсорнякамипесчанойповерхностив
самойглубокой
долине" (Binz,1878,35).Мори(Maury,1878,50)сравниваетегосбеспорядочнымиподергиваниямипляскисв.Виттавпротивоположностькоординированнымдвижениям
нормального человека;староесравнениепроводит
параллель междусодержаниемсновиденияизвуками,которые
произвели бы"десятьпальцевнесведущегов музыке человека,касающегосяинструмента"
(Strumpell, 1877,84).
Толковать - значит найти скрытый смысл;
при такой же оценке сновиденияоб
этом,конечно, неможетбыть и
речи.Посмотрите
описание сновидения уВундта(1874), Йодля(1896) и другихболеепозднихфилософов;сцельюпринизитьсновидениеонидовольствуются перечислениемотклоненийпроисходящихвоснепроцессовотмышлениявсостояниибодрствования,отмечают
распадассоциаций,отказ откритики,
исключениевсего
знанияидругие
признакипониженнойработоспособностипсихики.Единственно
ценныефактыдляпониманиясновидения,которыми
мы обязаныточнойнауке, далиисследованиявлияния физических раздражений,
действующихво
времясна, насодержаниесновидения.Мырасполагаемдвумятолстымитомамиэкспериментальныхисследованийсновиденийнедавноумершегонорвежскогоавтора,
Дж. Моурли Вольда (в 1910 и 1912 гг. переведены на
немецкий язык), вкоторыхизлагаютсяпочтиисключительнорезультатыизученияизмененийположенияконечностей.Ихнамрасхваливаюткакобразецисследованиясновидений.
Можетесебетеперь представить,что бысказали
представителиточной
науки,если быониузнали,чтомыхотимпопытаться
найти смыслсновидений?Возможно, они уже это и сказали. Но мы недадим себя запугать.Если
ошибочные действия могут иметь смысл, то и
сновидения тоже, а ошибочныедействиявоченьмногихслучаяхимеютсмысл,которыйускользаетотисследованияточнымиметодами.Признаемжесебятолькосторонникамипредрассудковдревнихипростогонародаипойдемпостопамантичныхтолкователей
сновидений.
Для решения проблемы мы прежде всего
должнысориентироваться,
обозретьв
общем всю областьсновидений.Ведь чтотакоесновидение(Traum)?Еготрудноопределитьводномпредложении.Номыинепытаемсядаватьопределение
там,гдедостаточно указания на
общеизвестный материал. Однаконам
следовало бы выделить в сновидении
существенное. Где же его можно найти?Вэтой области имеют местотакиеневероятные
различия,различияпо всемлиниям.
Существенным будет, пожалуй, то, что мы
можем считать общим для всехсновидений.
Во всяком случае, первое, что объединяет
все сновидения, -- это то, чтомы
при этом спим. Очевидно, видеть сновидения (Traume)
во время сна (Schlaf)являетсядушевнойжизнью,
котораяимеетизвестныеаналогии
стаковой всостоянии
бодрствования и в то же время обнаруживает
резкие отличияот
нее.Это
определение было уже дано Аристотелем.
Возможно, что между сновидением исном
существуют еще более близкие отношения. От
сновидения можно проснуться,оченьчастосновидениевозникаетприспонтанномпробуждении,принасильственном
нарушениизасыпания.
Таким образом, сновидение, по-видимому,являетсяпромежуточнымсостоянием междусноми
бодрствованием.Втакомслучае
нам приходится обратиться ко сну. Что же
такое сон?
Этофизиологическаяи биологическаяпроблема,вкоторойеще многоспорного.
Мы не можем здесь ничего сказать
окончательно, но я полагаю, можнопопытаться
дать психологическую характеристику сна.
Сон -- этосостояние, вкотором
я ничего не хочу знать о внешнем мире, мой
интерес к нему угасает. Япогружаюсьвсон, отходяот внешнего мира, задерживая его
раздражения.Язасыпаю
также, если я от него устал. Засыпая, я как бы
говорю внешнему миру:"Оставь
меня в покое, я хочу спать". Ребенок
заявляет противоположное: "Я непойду
спать, я еще не устал, я хочу еще что-нибудь
пережить". Таким образом,биологическойцелью сна,по-видимому,
является отдых, егопсихологическимпризнаком - потеря интереса к миру. Наше отношение к
миру, в который мы такнеохотнопришли, кажется, несетс собой то,что
мы не можем еговыноситьнепрерывно.
Поэтому мы время от
времени возвращаемся в состояние, в которомнаходились
до появления на свет, т. е. во внутриутробноесуществование1 Утверждение Фрейда, будтосостояние сна подобно тому, в коем
индивиднаходился"впериодутробногосуществования",отвергаетсясовременнымнаучнымзнаниемоб
активностимозга вэтом состоянии, о фазах"быстрогосна",сопряженныхсизменениемкартиныбиотоковмозга,движениямиглазодвигательных
мышц и др. Мысоздаем,покрайнеймере, совершенноаналогичныеусловия, которыебылитогда:
тепло,темно иничто не раздражает. Некоторые ещесворачиваютсявклубочек
и принимают во сне такое же положение тела,
как в утробе матери. Мывыглядим
так, как будто от нас, взрослых, в мире
остается толькодве
трети,а одна треть вообще еще неродилась. Каждое пробуждение утромявляется какбы новым рождением. Осостоянии
после снамы даже
говорим: якак
будтовновьродился, хотя приэтоммы,вероятно,делаемвесьманеправильноепредположениеобобщемсамочувствии
новорожденного. Естьоснования
предполагать,что
он чувствуетсебя,скорее всего, оченьнеуютно.Орождении мы такжеговорим:
увидетьсвет.
Если сон пониматьименнотак, то сновидение вообщеневходит вегопрограмму,акажетсяскореекакой-тонежелательнойпримесью.Мыдажесчитаем,
что сон без сновидений - лучшийи единственно правильный.Во сненедолжнобытьникакойдушевнойдеятельности;еслижеонавсе-такипроисходит,
томы недостигаемсостояния
абсолютного покоя;отостатковдушевной
деятельностинельзяполностьюосвободиться.Эти остатки иестьсновидения.
Нотогда
действительно кажется, что сновидению ненужен смысл.При
ошибочных действиях делообстояло иначе; этобыли все-таки действия вовремя
бодрствования. Но если я сплю, совсем
остановил душевнуюдеятельностьи
только определенные ееостатки несмог
подавить, это еще незначит,
чтоэтиостатки имеютсмысл.Да
мне и не нужен этотсмысл,
так какведь всеостальноев моейдушевной
жизни спит.Тутдействительноречь может идтитолько
о судорожных реакциях, только отаких психических феноменах, которыепрямоследуютза
соматическимраздражением.
Итак,сновидениякакбудтоявляютсямешающимисну
остаткамидушевной
жизни прибодрствовании,и мыможемвновь прийти к заключению, что следует
оставить этунеподходящую
дляпсихоанализа
тему.
И в то же время, какбы
сновидение никазалось излишним, оно все-такисуществует,
и мы можем попытаться понятьпричины егосуществования.
Почемудушевнаяжизнь не прекращается совсем? Вероятно,
потому, что что-то не даетдуше
покоя. На неедействуютраздражители, иона на них реагирует.Такимобразом,
сновидение - это способ реагированиядуши надействующиево снераздражители.
Теперь у нас есть определенный подход к
пониманиюсновидения.Рассматриваяразличныесновидения,мыможемискатьэтимешающиеснураздражители,на которыечеловек
реагирует сновидением. Вот мы иотметилипервое,
что объединяет все сновидения.
Есть ли уних ещечто-нибудь
общее?Да,несомненно,но
его труднеепонятьиописать.Душевныепроцессы
во времяснаносятсовсемдругойхарактер,
чемпри
бодрствовании.Всновидении многое переживаешь и вэтоверишь,
хотя на самомделе
ничего не переживаешь, кроме, пожалуй,
какого-томешающего
раздражения. Сновидение переживаетсяпреимущественно в зрительныхобразах;приэтом могут
возникатьи
чувства, и даже мысли, другиеорганычувств
могуттожечто-то испытывать, нопреобладаютвсе-такизрительныеобразы.
Затруднения при передаче сновиденияпроисходятотчасти
потому, чтоэти
образынужно
перевести в слова. Я мог бы это нарисовать,
частоговоритвидевший
сон, но я не знаю, как это выразить словами.
Собственно говоря, этонеявляетсяснижениемпсихическойдеятельности,какуслабоумныхпосравнению
сгениальными
людьми;это что-то
качественнодругое,
нотрудносказать,
в чем заключается различие. Г. Т. Фехнер 1 Фехнер Г. Т. (1801-1887) -- создатель так
называемой психофизики, подкоторой
он понимал науку озакономерностях,которым подчиненасвязь
междупсихическимиифизическимиявлениями.КонкретныеисследованияФехнерапривели
к установлению закона, согласно которому
интенсивность ощущения естьвеличина,пропорциональнаялогарифмуфизическогораздражения.Фехнервыдвинулидеюобособойпсихическойэнергии,котораястремитсякравновесномусостояниюивслучаеразрядки
вызываету
человека чувствоудовольствия.
Эта идея была воспринята Фрейдом. высказал как-то предположение,чтоместо(в душе),
гдеразыгрываются
сновидения,иное,
чемместо
существованияпредставлений
прибодрствовании. Правда, мыэтого
непонимаем, незнаем, что по этомуповодудумать, новпечатлениечуждости,котороепроизводят
большинство сновидений,здесьдействительнопередается.Сравнениедеятельности
сновидениясдействиями немузыкальнойруки
также не помогает. Ведь пианино в любом
случае ответит теми же звуками,пустьи не мелодиями, как только кто-нибудь
случайно коснетсяегоклавиш.Эту
вторуюобщуючерту всехсновидений,какбы онанибыла
непонятна,давайте
не будем упускать из виду.
Есть ли еще другие общие черты? Я не
нахожу больше ни одной, всюду вижутолько
различия,причемво всех отношениях,- как в отношениикажущейсядлительности,такитого,чтокасаетсячеткости,участияаффектов,сохраненияв памяти и т. п.Всепроисходит,
собственно говоря, совсемнетак,какмымоглибыожидатьпривынужденном,бедном,конвульсивном
отражении
раздражения. Чтокасается
длительности сновидений, то естьоченькороткие,
содержащиеодну
или несколько картин,одну
мысль или даже толькоодно
слово; другие, невероятно богатые
содержанием, представляют собой целыероманыи,по-видимому,длятсядолго.Естьсновиденияотчетливые,какпереживания
[при бодрствовании], настолько отчетливые,
что мы какое-то времяпосле
пробуждения не признаем их за сновидения,
другие же невероятно слабые,расплывчатые,как тени; в одном и том же сновидении
очень яркие места могутсменяться
едва уловимыми и неясными. Сновидения могут
бытьосмысленными илипокрайнеймересвязными,дажеостроумными, фантастическипрекрасными;другие
же спутанными, как бы слабоумными,абсурдными, часто даже безумными.Бывают
сновидения,которые
оставляют насравнодушными,
другие полны всякихаффектов,больюдослез,страхомвплотьдопробуждения,удивлением,восторгом
ит. д. Большинство
сновидений после пробуждения забывается,илижеони сохраняютсяцелый день, но к вечерувспоминаютсявсеслабееи спробелами;другие,напримердетские,сновидения,сохраняютсянастолькохорошо,что и спустя 30 лет еще свежи впамяти. Сновидения,как индивиды,могут
явиться один-единственный раз и никогдабольше не появляться, или ониповторяютсяуодногоитогоже лицабезизмененийилиснебольшимиотступлениями.
Корочеговоря, эта
ночная деятельностьдуши
имеетогромныйрепертуар,может,собственно,
проделать все, чтодуша
творит днем, но этовсе-таки
не то же самое.
Можнобылобыпопытатьсяобъяснитьэтомногообразиесновидений,предположив,что они соответствуютразличным промежуточнымстадияммеждусном
ибодрствованием,
различнымстепеням
неглубокогосна. Да,нотогдавместе
с повышениемзначимости,содержательности и отчетливости
сновидениядолжно
было бы усиливатьсяпонимание
того, что это-
сновидение, таккакпри
таких сновидениях душаблизка к пробуждению, и не моглобытьтак, чтовследзаяснойиразумной
частью сновиденияшлабыбессмысленнаяилинеясная,
а за ней - опятьхорошоразработанная часть. Так быстродуша немоглабы,конечно,
изменять глубинусна.Итак, этообъяснение
ничего недает;
все не так просто.
Откажемсяпокаот [проблемы]"смысла" сновидения и попытаемсялучшепонять сновидения, исходя
из их общих черт. Из отношения
сновидений к состоянию сна мы заключили,
чтосновидениеявляется
реакциейна
мешающее сну раздражение.Как мы ужезнаем,это единственный момент,гденам напомощьможетприйтиточнаяэкспериментальнаяпсихология;онаприводитдоказательстватого,чтораздражения,произведенные вовремя сна, проявляются всновидении.Многотаких
опытов было поставлено уже упомянутым
Моурли Вольдом; каждый изнас всостоянии
подтвердить этотрезультат
наосновании
личного наблюдения.Длясообщенияявыберунекоторыеболеестарыеэксперименты.Мори(1878)производил
такие опыты над самим собой. Ему давали
понюхать во сне одеколон.Он
виделвосне, что он в Каире влавкеИоганнаМария Фарина,идалееследовали
невероятныеприключения.
Или его ущипнули слегказа затылок: емуснится
наложенный нарывной пластырь и врач,
лечивший его вдетстве. Или емуналили
налоб каплюводы. Тогда оноказался в Италии, сильно потел ипилбелое
вино Орвието.
"Итак,весеннимутром
яидугулятьибредузеленеющими
полямивсоседнююдеревню,тамявижужителейдеревнив
праздничных платьяхсмолитвенниками
в руках, большой толпой направляющихся в
церковь. Ну да, ведьсегоднявоскресенье,и скоро начнется ранняя обедня. Я
решаю принять в нейучастие,
но сначалаотдохнуть
наокружающем
церковь кладбище,таккакянемного
разгорячен.Читая
здесьразличные
надгробные надписи, я слышу, какзвонарь
поднимается на колокольню и вижу
наверху маленький деревенский колокол,которыйдолженвозвестить
началобогослужения.
Некотороевремяон виситнеподвижно,затемначинаетколебаться- ивдруг раздаютсяего
громкиепронзительные
звуки, такие громкие и пронзительные, что я
просыпаюсь. Звуки,однако,
исходят от будильника".
"Втораякомбинация. Ясный зимний день; на
улицах сугробы. Я согласилсяпринятьучастие в прогулкена санях, новынуждендолго ждать,покамнесообщат,чтосаниуворот.Затемследуют приготовленияк тому,чтобыусесться, -надевается шуба,достаетсяножной
мешок; наконеця
сижунасвоемместе.Ноотъездеще
задерживается,покавожжамине дается знакнетерпеливымлошадям.Вотонитрогаютсясместа;сильнотрясущиесяколокольчики
начинают свою знаменитуюянычарскую музыку с такой силой,чтопаутинасна моментально рвется.Опятьэто нечто иное,как
резкийзвонбудильника".
"И третий пример! Я вижу судомойку,
проходящую по коридору в столовую снесколькимидюжинами тарелок, поставленных одна на
другую. Мне кажется, чтоколоннафарфора в ее руках вот-вот потеряетравновесие.Смотри,
говорю я,весь
груз полетит на землю. Разумеется, следует
неизбежное возражение: я ужепривыклакподобному и т.
д., между тем я все ещене
спускаю беспокойноговзглядас идущей.Ивсамомделе,
на пороге она спотыкается, ихрупкаяпосудастрескомизвономразлетаетсяпополу.Ноэтобесконечнопродолжающийсязвон, как я скоро замечаю, нетреск,анастоящий звон,ивиновником
его, как уже понимает просыпающийся,
является будильник".
Эти сновидения довольновыразительны,совершенно осмысленны, вовсе нетак
бессвязны, как это обычно свойственносновидениям. Мыне
будем поэтомучто-либо
возражать по их поводу. Общее в них то, чтовсе они кончаютсяшумом,
которыйпри пробужденииоказываетсязвономбудильника.Мывидим здесь,
какпроизводится
сновидение,но
узнаем такжекое-что
другое. Сновидениенеузнает будильника - он инепоявляетсявсновидении,-но онозаменяетзвонбудильникадругим,онотолкуетраздражение,которое нарушаетсон, нотолкует
его каждыйраз по-разному.Почему
так?На этот вопрос
нет ответа, этокажется
произвольным. Но понятьсновидение
означало бы указать, почемуименно этот шум, а не никакой другойвыбирается
для обозначения раздражения от будильника.
Совершенно аналогичнымобразом
можно возразить против экспериментов Мори:
произведенное раздражениепоявляется
во сне, но почему именно в этой форме, этого
нельзя узнать и это,по-видимому,совсем не вытекает из природы
нарушающегосонраздражения. КтомужевопытахМорикнепосредственномудействиюраздраженияприсоединяетсяогромное количестводругогоматериала
сновидения, напримербезумные
приключения в сновидении с одеколоном, для
которых нет объяснения.
Нопримите во
внимание,чтоизучениесновидения
с пробуждением дастнаилучшиешансы для установления влияниявнешнихраздражений,нарушающихсон.В большинстведругихслучаев
этотруднее.Просыпаютсянеот всехсновидений,
и если утром вспомнить ночное сновидение,
то как можнонайти
тонарушающее
раздражение, которое действовало ночью?
Однажды мне удалось позжеустановитьтакойраздражающийшум,но, конечно,
толькоблагодаря
особымобстоятельствам.Как-тоутром япроснулся вгорном
тирольском местечке суверенностью,чтоявиделвосне,будтоумер римскийпапа. Яне
могобъяснитьсебесновидения,нозатем моя
жена спросиламеня:
"Тыслышалсегодня
ближе к утру ужасный колокольный звон,
раздававшийся во всех церквахи
капеллах?" Нет, я ничего не слышал, мой сон
был более крепким,но
я понялблагодаря
этому сообщению свое сновидение. Как часто
такие раздражения могутвызывать
успящего
сновидения,в то
время каконо нихничего не знает?Можетбыть, оченьчасто,
может быть, инет.
Если нет возможности доказатьналичие
раздражения, то нельзяиубедитьсяв нем.
Но ведьмы и без
этогоотказались
отоценки
нарушающих сонвнешних
раздраженийс тех
пор, как мыузнали,чтоони могутобъяснитьтолько
часть сновидения,аневсе егоцеликом.
Поэтому нам не следует совсем
отказыватьсяот
этой теории. Более того,онаможетнайтисвоедальнейшееразвитие. Совершеннобезразлично,чемнарушается
сон, адушапобуждается к сновидению.Не всегда это может бытьчувственное
раздражение,исходящее
извне, иногда это раздражение, исходящееиз
внутренних органов,так
называемоеорганическое
раздражение.Последнеепредположениенапрашиваетсясамособой,оносоответствуеттакжесамымраспространеннымвзглядамнавозникновение сновидений.Частоприходитсяслышать,
что сновидения возникают в связи с
состоянием желудка. К сожалению,и
вэтом случаеприходитсятолькопредполагать, было ли ночью какое-либовнутреннеераздражение, котороепосле пробуждения невозможно
определить, ипотому
действиетакогораздраженияостаетсянедоказуемым.Нонебудемоставлятьбезвниманиятотфакт,чтомногиедостоверныенаблюденияподтверждаютвозникновение сновидений от
раздраженийвнутренних
органов. Вобщемнесомненно,чтосостояниевнутреннихоргановможетвлиятьнасновидения.Связьмежду
некоторым содержаниемсновиденияи переполнениеммочевогопузыряиливозбужденнымсостояниемполовыхоргановдотогоочевидна,
что ее невозможно отрицать. От этихясных случаев можно перейти кдругим,вкоторыхсодержаниесновидения,покрайнеймере,позволяетопределенно
предположить, чтотакиераздражения внутренних органов оказалисвое
действие, так какв
этомсодержании
есть что-то, что можно понять какпереработку,отображение,толкованиеэтихраздражений.ИсследовательсновиденийШернер(Scherner,
1861)особеннонастойчивоотстаивалточкузрения
напроисхождение
сновиденийотраздраженийвнутреннихоргановипривелтому несколько прекрасных примеров. Так,
например, в сновидении "дваряда
красивых мальчиков сбелокурыми
волосами и нежнымцветомлицастоятдруг
против друга с желанием бороться, бросаются
друг на друга, одна сторонанападаетнадругую,обестороныопятьрасходятся,занимаютпрежнееположение,
и все повторяетсясначала",онтолкует этиряды мальчиков какзубы,
соответствующие друг другу,и оно находит полное подтверждение,
когдапосле
этой сцены видящий сон "вытягивает из
челюсти длинный зуб". Толкованиео"длинных,узких, извилистых ходах", по-видимому,
тоже верно указывает накишечное
раздражениеи
подтверждает положение Шернера о том, что
сновидение прежде
всегостарается
изобразить вызывающий раздражение орган
похожиминанего
предметами.
Итак, мы, должно быть, готовы уже
признать,что
внутренние раздражениямогутигратьв
сновидении такую же роль, какивнешние. К
сожалению,ихоценивание
вызываеттежевозражения.
В большом числеслучаев
толкованиераздражениявнутреннихоргановненадежноилибездоказательно,невсесновидения,нотолькоопределеннаяих
частьвозникаетприучастиираздражения
внутреннихорганов,
и, наконец, раздражение внутренних органов,так
жекаки внешнеечувственноераздражение,в состоянииобъяснить
изсновидения
не больше, чемнепосредственнуюреакцию на раздражение.Откудаберется
остальная часть сновидения, остается
неясным.
Отметим себе, однако, своеобразие жизни
сновидений, котороевыявляетсяприизучениираздражающихвоздействий.Сновидениенепростопередаетраздражение,оноперерабатываетего,намекаетнанего,ставитеговопределеннуюсвязь,заменяетчем-тодругим.Этооднасторонаработысновидения,которая должнанасзаинтересовать,
потому чтоона,
возможно,ближеподведет нас к сущности сновидения:
если кто-тоделает
что-нибудь попобуждению,тоэтимпобуждениемделонеограничивается.ДрамаМакбетШекспира,
например, возникла как пьеса по случаю того,
что на престол взошелкороль,
впервые объединивший тристраны подсвоей
короной. Норазвеэтотисторическийповодисчерпываетвсесодержаниедрамы,объясняетнам еевеличие
и загадки? Возможно, действующиенаспящеговнешниеи
внутренниераздражения
тоже только побудители сновидения, ничего
не говорящие нам о егосущности.
Другое общеесновидениям качество -егопсихическая
особенность,содной
стороны,трудно
уловима, асдругой - недает
отправной точки длядальнейшегоисследования. Всновидениимы
вбольшинствеслучаевчто-топереживаем
в визуальных формах. Могут ли раздражениядать этому объяснение?Действительно
ли это тораздражение,
которое мы переживаем? Почему же тогдапереживаниевизуально, еслираздражениеглазпроисходиттолько
всамыхредких
случаях?Или
следуетдопустить,
что когда намснятся
речи,тововремя
сна мы слышим разговор или подобный ему шум?
Эту возможность я позволюсебе
со всей решительностью отвергнуть.
Еслиизучение
общих черт сновидений не можетпомочь намв
дальнейшихисследованиях,то,возможно,стоитобратиться
кизучениюихразличий.Правда,сновидениячастобессмысленны, запутанны,абсурдны;ноестьиосмысленные,трезвые(nьchterne),разумные.Посмотрим,несмогутлипоследние,
осмысленные,разъяснить
нам первые,бессмысленные.Сообщувамразумное
сновидение, рассказанное мне одниммолодымчеловеком.
"Я гулял поКертнерштрассе,встретил господина X., к которому
присоединился на какое-товремя,потомпошелвресторан.За моим столиком сидели две дамыи одингосподин.
Я сначала оченьрассердилсянаэто ине хотел на них смотреть.Потом
взглянул инашел,
чтоонивесьма милы".Видевший
сонзамечает приэтом,
что вечером перед сном действительногулял по Кертнерштрассе, это егообычный
путь, ивстретил
господинаX. Другая
часть сновиденияне
являетсяпрямымвоспоминанием,ноимеетопределенноесходствоснедавнимпереживанием.Илидругое"трезвое"сновидениеоднойдамы."Еемужспрашивает:
не настроить ли пианино? Она отвечает: нестоит, длянеговсеравнонужносделать
новыйчехол".Этосновидениеповторяетпочтибезизменений
разговор, происшедший за день до сновидения
между мужем и ею. Чемуже
учат нас эти два "трезвых" сновидения?
Только тому, что в них можно найтиповторения
из дневнойжизни
или из связейс ней.
Это было бы значимо, еслибыотносилось ко всем сновидениям.Нооб этомне может быть и речи;этоотносится
только к небольшому числу сновидений, вбольшинствеже
их нельзянайти
связей с предыдущим днем, а бессмысленные и
абсурдныесновидения этимвообщеникакнеобъясняются. Мы знаемтолько,что
сталкиваемся с новымипроблемами.Мыне только
хотимзнать, о чем
говорит сновидение, но даже втехслучаях, когда оно, как в
вышеприведенныхпримерах,
ясновыражено, мыхотимзнатьтакже,почему и зачем повторяетсяэтознакомое,
толькочтопережитое.
Яполагаю, что
вы,какия,толькоустанете,продолжаяподобныеэксперименты.
Мы видим, что недостаточно одного интереса
к проблеме, если незнать
пути, которыйпривел
быкеерешению.
Пока у нас этогопутинет.Экспериментальнаяпсихологиянедаланам ничего,
кроменекоторыхоченьценныхданныхозначениираздраженийкакпобудителейсновидений.Отфилософиинамнечего
ждать,кроме
высокомерных упреков в интеллектуальноймалоценности
нашего объекта; у оккультныхнаук мыисамине хотим
ничегозаимствовать1 Говоря о том, что психоанализ ничего не
заимствует у оккультных наук,Фрейд
имел в виду неприятиепри
толковании сновидений различных
мистическихпредставленийозависимостиэтогофеномена
от особыхтаинственныхсил,недоступных
научномуопытуирациональномуанализу. Вопрособ
отношениипсихоанализа
к оккультизму (в связи с вопросом о
сновидениях) Фрейд детальнорассматривает
в "Продолжении лекции". Историяи народная
молваговорят нам,
чтосновидение полносмыслаи значения,оно
предвидит будущее; это, однако, трудно
предположитьи,конечно,невозможно
доказать. Таким образом,при первой же попыткемыоказались
полностью беспомощны.
Неожиданно помощь приходит к нам оттуда,откуда мы и не подозревали. Внашем
словоупотреблении, котороедалеко неслучайно,
а является выражениемдревнего
познания, хотя его инадо
оцениватьсосторожностью, --в нашемязыкеестьпримечательноевыражение"сны
наяву"(Tagtrдume).Сны наявуявляютсяфантазиями(продуктамифантазии);этооченьраспространенныефеномены,
наблюдаемые как у здоровых, так и у больных
илегко доступные
дляизучения
насебе. Самое
удивительное в этих фантастических
образованиях то,что
они сохранили название "снов наяву",не имея двух общих для всех сновиденийчерт. Уже ихназвание
противоречит отношению к состоянию сна, а
что касается второй общейчерты,товних ничегонепереживается,негаллюцинируется,а что-топредставляется:
сознаешь,что
фантазируешь, не видишь, но думаешь. Этиснынаяву
появляются в возрасте,предшествующемполовой зрелости,часто
уже впозднемдетстве,сохраняютсявгодызрелости,затемотнихлибоотказываются,либоони
остаются до престарелого возраста.Содержание этихфантазий
обусловленовполне
ясноймотивацией.Это сцены и происшествия, вкоторыхнаходятсвоеудовлетворениеэгоистические,честолюбивыеивластолюбивые
потребности или эротические желания
личности. У молодых мужчинобычнопреобладаютчестолюбивыефантазии,у
женщин,честолюбиекоторыхограничивается
любовнымиуспехами,- эротические. Нодовольночасто
и умужчин
обнаруживается эротическая подкладка; все
геройские поступки и успехидолжныспособствовать восхищениюиблагосклонности
женщин1Обращаяськпроцессам
воображениявихразличных
формах,Фрейдигнорирует
или, во всяком случае, не придает значения
вопросу осоотношениимежду
этими психическимипроцессамиивоспроизводимымив них(хотяи втрансформированном
виде) связями реальных, независимых от
сознанияличностииегонеосознаваемых
установокобъектов
реальногомира. Всодержанииисмыслепродуктовдеятельности
фантазии он акцентирует лишь одну сторону -удовлетворение
потребностиили
эротических желанийиндивида.
Это неизбежноведет
к односторонней и потому неадекватной
интерпретации личностного смыслапредставлений
воображения. Впрочем,снынаяву
очень разнообразны, и их судьба различна.
Каждый из них через короткоевремяили обрывается и заменяется новым, или
онисохраняются,
сплетаются вдлинные
истории и приспосабливаютсяк
изменяющимся жизненным обстоятельствам.Они идут,таксказать,в ногу
со временем иполучают
"печать времени" подвлияниемновой
ситуации. Ониявляются
сырым материаломдля
поэтического творчества,потому
чтоиз сновнаяву поэтсоздает
путемпреобразований,переделок иисключенийситуации, которыеониспользуетвсвоихновеллах,романах,пьесах1Подробное
обсуждение Фрейдом фантазий иихотношения к
творческомупроцессу
художникасодержится
в его ранних работах "Поэт ифантазирование"(1908),
"Истерические фантазии и их отношение к
бисексуальности" (1908). См.также23-юлекцию.Утверждениеоб
эротическойподкладке"сновнаяву",ведущихкпродуктамхудожественноготворчества,выражаетобщуюметодологически
неверную установку Фрейда на выведение
поэтических созданий,имеющихобъективнуюкультурнуюценность,изинстинктивныхпобужденийличности.
Ногероемснов наяву всегда является сама
фантазирующаяличностьилинепосредственно,или вкакой-либоочевидной идентификациисдругимлицом.
Может быть,сны наяву носят это название из-затакого жеотношения
кдействительности,
подчеркивая, что их содержаниетак же мало реально, как исодержание
сновидений. Но может быть, эта общностьназваний обусловлена ещенеизвестнымнам психическимхарактером сновидения, тем,которыймы ищем.Возможнотакже, что мы вообще не правы, когда
придаем определенное значениеобщности
названий. Но это выяснится лишь позднее.