ДВАДЦАТЬ
ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. ПУТИ ОБРАЗОВАНИЯ
СИМПТОМОВ
Уважаемые дамы и господа! Для
неспециалиста сущностьболезнисоставляютсимптомы,
выздоровление, как он считает, -устранениесимптомов.Врачжепризнает
существенным отличие симптомов от болезни
и считает, что устранениесимптомов
еще не является излечением болезни. Но что
реальногоостаетсяотболезни
после устранения симптомов - то этолишьспособностьобразовыватьновые.
Давайте поэтому встанем пока на точку
зрениянеспециалистаибудемсчитать,
что проникновение в суть симптомов
означает понимание болезни.
Симптомы - мы говорим здесь, разумеется,
о психических (илипсихогенных)симптомах
и психическом заболевании - представляют
собойвредныедлявсейжизни
или, по крайней мере, бесполезные акты, накоторыелицо,страдающееими,
часто жалуется как на вынужденные и
связанные для него с неприятностямиили
страданиями. Их главный вред заключается вдушевныхзатратах,которыхстоят
они сами, а в дальнейшем в затратах,
необходимых дляихпреодоления.При
интенсивном образовании симптомов оба вида
этих затрат могут привестикчрезвычайному
обеднению личности в отношении находящейся
в ее
распоряжении душевной энергии и тем
самым к ее беспомощности прирешениивсех
важных жизненных задач. Так как этот
результат зависит главнымобразомот
количества затребованной таким образом
энергии, то вы легко поймете,что"быть
больным" - в сущности, практическое
понятие. Но есливывстанетенатеоретическую
точку зрения и не будете обращать внимания
на этиколичества,то
легко можете сказать, что всемыбольны,т.е.невротичны,таккакусловия
для образования симптомов можно обнаружить
и у нормальных людей.
О невротических симптомах нам уже
известно, что они являютсярезультатомконфликта,возникающегоиз-зановоговидаудовлетворениялибидо.Оберазошедшиеся
было силы снова встречаются в симптоме, какбудтопримиряютсяблагодаря
компромиссу - образованию симптомов.
Поэтому симптом такустойчив-
он поддерживается с двух сторон. Мы знаем
также, что одной из двухсторонконфликтаявляетсянеудовлетворенное,отвергнутоереальностьюлибидо,вынужденное
теперь искатьдругихпутейдлясвоегоудовлетворения.Еслиреальность
остается неумолимой, дажекогдалибидоготовосогласитьсянадругой
объект вместо запретного, то оно вынуждено
в конце концоввстатьнапутьрегрессииистремитьсякудовлетворениюврамкаходнойизужепреодоленных
организаций или благодаря одному из ранее
оставленных объектов.На
путь регрессии либидо увлекает фиксация,
котораяоставилаегонаэтихучастках
его развития.
Тут пути, ведущие к извращению и к
неврозу, резкорасходятся.Еслиэтирегрессии
не вызывают возражений со стороны Я,тоделоинедоходитдоневроза,алибидодобиваетсякакого-нибудьреального,хотяужеиненормального
удовлетворения. Если же Я, имеющеевсвоемраспоряжениинетолько
сознание, но и доступ к моторной иннервации
и тем самым к
реализации душевных стремлений,несогласносэтимирегрессиями,тосоздается
конфликт. Либидо как бы отрезаноидолжнопопытатьсяотступитькуда-то,гденайдетоттокдлясвоейэнергиипотребованиюпринципаудовольствия.
Оно должно выйти из-под власти Я.Нотакоеотступлениеемупредоставляют
фиксации на его пути развития, проходимом
теперьрегрессивно,против
которых Я защищалось в свое время
вытеснениями.Занимаявобратномдвижении
эти вытесненные позиции, либидовыходитиз-подвластиЯиегозаконов,
отказываясь при этом также отвсегополученногоподвлияниемЯвоспитания.
Оно было послушно, пока надеялось на
удовлетворение; под двойнымгнетом
внутренне и внешне вынужденного отказа оностановитсянепокорнымивспоминает
прежние лучшие времена. Таков его, по сути
неизменный,характер.Представления,
которые либидо теперь заполняет своейэнергией,принадлежатсистемебессознательногоиподчиняютсявозможнымвнемпроцессам,вчастности
сгущению и смещению. Так возникают условия,
совершенно аналогичныеусловиямобразованиясновидений.Подобнотомукаксложившемусявбессознательном
собственному (eigentliche) сновидению,
представляющему собойисполнение
бессознательной желанной фантазии,
приходитнапомощькакая-точасть
(пред) сознательной деятельности,
осуществляющая цензуру и допускающаяпосле
удовлетворения ее требованийобразованиеявногосновиденияввидекомпромисса,
так и представители либидо в
бессознательном должны считаться ссилой
предсознательногоЯ.Возражение,поднявшеесяпротивлибидовЯ,принимаетформу"противодействия"(Gegenbesetzung),*Букв.:"контрзаполнения"[энергией].
В английском языке эквивалентом является
"антикатексис". - Прим.ред.
перевода.вынуждаявыбратьтакоевыражение,котороеможетстатьодновременноегособственным
выражением. Так возникает симптом,какмногократноискаженноепроизводноебессознательноголибидозногоисполненияжелания,искусновыбранная
двусмысленность сдвумясовершеннопротиворечащимидругдругузначениями.
Только в этом последнемпунктеможноувидетьразличиемеждуобразованием
сновидения и образованием симптома, потому
что предсознательнаяцель
при образовании сновидения заключается
лишь в том, чтобы сохранить сон,не
пропустить в сознание ничего, что могло бы
его нарушить, и ненастаиваетна
том, чтобы резко ответить бессознательному
желанию:нет,напротив!Онаможет
быть более толерантной,таккакположениеспящеговнушаетменьшеопасений.
Выход в реальность закрыт уже самим
состоянием сна.
Вы видите, что отступление либидо в
условияхконфликтасталовозможнымблагодаря
наличию фиксаций. Регрессивноезаполнениеэтихфиксацийлибидоведет
к обходу вытеснения ивыводу-илиудовлетворению-либидо,прикоторомсохраняютсякомпромиссныеусловия.Обходнымпутемчерезбессознательное
и прежние фиксации либидо наконец удается
добиться реальногоудовлетворения,
хотя и чрезвычайно ограниченного и едва
заметного. Позвольтемне
добавить по поводу этого окончательного
исхода два замечания. Во-первых,обратитевнимание,кактесноздесьоказываютсясвязанылибидоибессознательное,
с одной стороны, и Я, сознание и реальность,-сдругой,хотя
с самого начала онивовсенесоставляютодноцелое,ипримитексведению
далее мое сообщение, что все сказанное
здесьирассматриваемоевдальнейшемотноситсятолькокобразованиюсимптомовприистерическомневрозе.
Где же либидо находит те фиксации, в
которых ононуждаетсядляпрорывавытесненного?
В проявлениях и переживаниях инфантильнойсексуальности,воставленныхчастныхстремлениях
и в объектах периодадетства,откоторыхоноотказалось.Кним-то
либидо и возвращается опять. Значение этого
периода детствадвоякое:с
одной стороны, в нем сначала проявляются
направленности влечений,которыеребенокимеетвсвоихврожденныхпредрасположениях,аво-вторых,активизируются
другиееговлечения,разбуженныевнешнимивоздействиями,случайными
переживаниями.
Яполагаю,чтомы,несомненно,имеемправонатакоеразделение.Проявление
врожденной предрасположенности не
подлежит никакомукритическомусомнению,
но аналитический опыт вынуждает нас
допустить, что чисто случайныепереживания
детства в состоянии оставить фиксации
либидо. И я не вижу в этомникакихтеоретическихзатруднений.Конституциональныепредрасположения,несомненно,
являются последствиями переживанийдалекихпредков,онитожебыликогда-топриобретены;безтакогоприобретениянебылобынаследственности.Иразвемыслимо,чтотакоеведущеекнаследованиюприобретение
прекратится именно у рассматриваемого намипоколения?Поэтомуне
следует, какэточастослучается,полностьюигнорироватьзначимостьинфантильных
переживаний по сравнению со значимостью
переживанийпредковисобственной
зрелости, а, напротив, дать имособуюоценку.Ониимеюттемболее
тяжелые последствия, что попадают на время
незавершенногоразвитияиблагодаря
именно этому обстоятельствуспособныдействоватьтравматически.Работы
по механике развития Ру (1) и других показали,
что укол в зародышевуюткань,
находящуюся в стадии деления
---------------------------------------
(1)РуВильгельм(1850-1924)-один
из основателей экспериментальной
эмбриологии.
клеток, имеет следствием тяжелое
нарушение развития.Такоежеранение,причиненное
личинке или развившемуся животному,
перенеслось бы без вреда.
Фиксация либидо взрослого,введеннаянамивэтиологическоеуравнениеневрозов
в качестве представителя
конституционального фактора,распадается,таким
образом, для нас на два компонента: на
унаследованное предрасположениеи
на предрасположение, приобретенное в
раннем детстве. Мы знаем,чтосхеманаверняка
вызовет симпатию обучающегося, поэтому
представим эти отношениявсхеме:Причинаневроза=Предрасположениеблагодаряфиксациилибидо(Сексуальнаяконституция(доисторическоепереживание)илиИнфантильноепереживание
+ Случайное переживание (травматическое) [взрослого]
Наследственнаясексуальнаяконституцияпредоставляетнамбольшоеразнообразие
предрасположений в зависимости от того,
какой заложеннойсилойобладает
то или иное частноевлечениесамопосебеиливсочетаниисдругими.
С фактором детского переживаниясексуальнаяконституцияобразуетопять-таки"дополнительныйряд",подобноужеизвестномурядумеждупредрасположением
и случайным переживаниемвзрослого.Здесь,какитам,встречаются
такие же крайние случаи, и их представляют
те же отношения.Тутестественно
поставить вопрос,необусловленалисамаязамечательнаяизрегрессий
либидо, регрессия на более ранние ступени
сексуальной организации,преимущественно
наследственно-конституциональным фактором;
но ответ наэтотвопрослучшевсегоотложить,поканерассмотренобольшеечислоформневротических
заболеваний.
Остановимся на том факте, что
аналитическое исследование показывает
связьлибидо
невротиков с их инфантильными сексуальными
переживаниями. Оно придаетим,
таким образом, видимость огромной
значимостидляжизниизаболеваниячеловека.
Эта значимость сохраняется за ними вполномобъеме,когдаречьидет
о терапевтической работе. Но если оставить
всторонеэтузадачу,толегко
признать, что здесь кроется опасность
недоразумения, которое моглобыввести
нас в заблуждениеориентироватьсявжизнилишьнаневротическуюситуацию.
Однако значимость инфантильных
переживанийуменьшаетсятем,чтолибидо
возвращается к ним регрессивно, после того
как было изгнано сосвоихболее
поздних позиций. Но тогданапрашиваетсяпротивоположныйвывод,чтолибидозные
переживания не имели в свое время
совершенно никакого значения, априобрели
его только путемрегрессии.Вспомните,чтомывысказалисвоемнение
по отношению к такой альтернативе при
обсуждении Эдипова комплекса.
И наэтотразнамнетруднобудетпринятьрешение.Замечание,чтозаполненность
либидо - и, следовательно, патогенное
значение -инфантильныхпереживанийвбольшоймереусиливаетсярегрессиейлибидо,несомненноправильно,
но оно привело бы к заблуждению,еслиегосчитатьединственноопределяющим.
Необходимо считаться исдругимисоображениями.Во-первых,наблюдение,
вне всякого сомнения, показывает, чтоинфантильныепереживанияимеют
свое собственное значение и доказывают его
уже вдетскиегоды.Ведьвстречаются
и детские неврозы, при которых факторвременногосдвиганазадоченьснижаетсяилисовсемотпадает,когдазаболеваниевозникаеткакнепосредственное
следствие травматических переживаний.
Изучение этих детскихневрозов
предупреждает некоторое опасное
недопонимание
неврозов взрослых, подобно тому как
сновидениядетейдалинамключкпониманию
сновидений взрослых. Неврозыудетейвстречаютсяоченьчасто,гораздо
чаще, чем думают. Их нередконезамечают,оцениваюткакпризнакиспорченности
или невоспитанности, часто подавляют
авторитетомвоспитателей"детской",
ноихлегкораспознатьпозжеретроспективно.Вбольшинствеслучаев
они проявляются в форме истерии страха. Что
этозначит,мыузнаемеще
в другой связи. Если в более поздние годы у
человека развивается невроз,то
при помощи анализа он раскрывается как
прямое продолжение того, возможно,неясного,
лишь намечавшегося детского заболевания.
Но, каксказано,бываютслучаи,
когда эта детскаянервозностьбезвсякогоперерывапереходитвболезнь,
длящуюся всю жизнь. Несколько примеров
детскихневрозовмыимеливозможность
анализировать на самом ребенке-вактуальномсостоянии;ногораздо
чаще нам приходилось довольствоваться тем,
что заболевшийвзреломвозрастедавалвозможностьдополнительнопознакомитьсясегодетскимневрозом,
приэтоммынемоглинеучитыватьопределенныхпоправокипредосторожностей.
Во-вторых, нужно сказать, что было бы
непонятно, почему либидопостоянновозвращается
к временам детства, если тамничегонет,чтомоглобыегопривлекать.
Фиксация, которую мы предполагаем в
отдельныхточкахразвития,имеет
содержание только в том случае, если мы
допустим, чтовнеевложеноопределенное
количество либидозной энергии. Наконец, я
могувамнапомнить,что
здесь между интенсивностью и патогенным
значением инфантильныхиболеепоздних
переживаний имеется сходное отношение
дополнения, каквужеранееизученных нами рядах. Есть случаи, в
которых причина заболеваниякроется главным образом в сексуальныхпереживанияхдетства,когдаэтивпечатления
оказывают несомненно травматическое
действие и не нуждаются ни вкакойдругойподдержке,крометой,которуюимпредоставляетобычнаянезавершенная
конституция. Наряду с ними бываютдругиеслучаи,вкоторыхвесь
акцент падает на более поздние конфликты, а
выступлениеванализенапервый
план детских впечатлений кажется
исключительно результатом регрессии;следовательно,
встречаются крайние случаи "задержки
развития" и "регрессии",а
между ними - любая степень взаимодействия
обоих факторов.
Эти отношения представляют
определенный интерес дляпедагогики,котораяставитсвоейзадачейпредупреждениеневрозовблагодарясвоевременномувмешательству
всексуальноеразвитиеребенка.Покавниманиенаправленопреимущественно
надетскиесексуальныепереживания,считается,чтодляпрофилактики
нервных заболеваний все сделано, если
позаботиться о том, чтобызадержать
это развитие и избавить ребенка от такого
рода переживаний. Номыуже
знаем, что условия, являющиеся причиной
неврозов, сложны и на них нельзяоказать
всестороннего влияния, учитываяодин-единственныйфактор.Строгаяохрана
детстватеряетсвоюценность,потомучтоонабессильнапротивконституциональногофактора;крометого,еетруднееосуществить,чемпредставляют
себе воспитатели, и она влечет за собой две
опасности,которыенельзя
недооценивать: однадостигаетслишкоммногого,аименносоздаетблагоприятные
условия длявпоследствиивредногочрезмерногосексуальноговытеснения,иребенокпопадаетвжизньнеспособнымксопротивлениюожидающему
его штурму сексуальных требований в период
половой зрелости.Такчто
остается весьма и весьма сомнительным, на сколько полезной может быть
профилактика детства, и не обещает лидругаяустановкапоотношениюкдействительностилучшихперспективдляпредупреждения
неврозов.
Атеперьвернемсяксимптомам.Итак,онисоздаютзамещениенесостоявшемуся
удовлетворению благодаря регрессиилибидокболеераннимпериодам,
с чем неразрывно связан возврат на более
ранниеступениразвитиявыбора
объектовилиорганизации.Мыужераньшеслышали,чтоневротикзастревает
где-то в своем прошлом; теперь мы знаем, что
это период прошлого,когда
его либидо не было лишено удовлетворения,
когда онбылсчастлив.Онтак
долго исследует историю своей жизни, пока
не находит такое время - пустьдаже
период своего младенчества, - каким он
вспоминает или представляетегосебе
по более поздним побуждениям. Симптом каким-тообразомповторяеттотвидраннегодетскогоудовлетворения,искаженноговызваннойконфликтомцензурой,
обращенного, как правило, кощущениюстраданияисмешанногосэлементами,
послужившими поводом для заболевания.Тотвидудовлетворения,который
приносит симптом, имеет всебемногостранного.Мынеобращаемвнимания
на то, что оно остается неизвестным для лица,
котороеощущаетэтомнимоеудовлетворениескореекакстраданиеижалуетсянанего.Этопревращение
относится к психическому конфликту,поддавлениемкоторогоидолженобразоватьсясимптом.То,чтобылокогда-тодляиндивидаудовлетворением,
сегодня должно вызывать его сопротивлениеилиотвращение.Намизвестеннезначительный,нопоучительныйпримертакогоизмененияощущений.
Тот же ребенок, который с жадностью сосалмолокоизматеринскойгруди,
несколько лет спустя обычно выражаетсильноеотвращениекмолоку,преодолеть
которое воспитателям
достаточно трудно. Отвращение
усиливается, если молокоилисмешанныйсним
напиток покрыт пенкой. Видимо, нельзя
отрицать то,чтопенкавызываетвоспоминание
о столь желанной некогда материнской груди.Междунимилежитпереживание
отлучения, подействовавшее травматически.
Есть ещекое-чтодругое,чтокажетсянамстранныминепонятнымвсимптомах
как средствах либидозного удовлетворения.
Ониненапоминаютнамничего
такого, от чего мы в нормальных условиях
обычно ждемудовлетворения.Они
в большинстве случаев игнорируют объектиотказываютсятемсамымотсвязи
с внешнейреальностью.Мы понимаемэтокакследствиеотходаотпринципа
реальности и возврат к принципу
удовольствия. Но это такжевозвраткнекоторомувидурасширенногоаутоэротизма,которыйпредоставлялсексуальному
влечению первое удовлетворение. Оно ставит
наместоизменениявнешнего
мираизменениетела,т.е.внутреннююакциювместовнешней,приспособление
вместо действия, что опять соответствует
чрезвычайно важной вфилогенетическом
отношении регрессии. Мы поймем это только в
связисновымявлением,
которое нам еще предстоитузнатьизаналитическихисследованийобразования
симптомов. Далее мы припомним,чтоприобразованиисимптомовдействовалитежепроцессыбессознательного,чтоиприобразованиисновидений,
- сгущение и смещение. Симптом,какисновидение,изображаетчто-то
исполненным, дает удовлетворениепотипуинфантильного,ноиз-запредельногосгущенияэтоудовлетворениеможетбытьсведенокодному-единственному
ощущениюилииннервации,ограничитьсяврезультатекрайнего
смещенияодноймаленькойдетальювсеголибидозногокомплекса.Неудивительно,
что даже мы нередко испытываем трудности
при распознании
предполагаемоговсимптомеивсегдаподтверждающегосялибидозногоудовлетворения.
Я предупреждал вас, что нампредстоитузнатьещекое-чтоновое;этодействительно
нечто поразительное и смущающее. Вызнаете,чтопосредствоманализа,отталкиваясьотсимптомов,мыпознакомилисьсинфантильнымипереживаниями,накоторыхфиксированолибидоиизкоторыхсоздаютсясимптомы.
И вот поразительно то, что эти инфантильные
сцены не всегда верны.Да-да,
в большинстве случаев они не верны, а в
отдельных случаях находятся впрямой
противоположности к исторической правде.
Вы видите, что это открытие,как
никакое другое, способно дискредитировать
или анализ, приведший к такомурезультату,
или больных, на высказываниях которых
построен анализ, как и всепонимание
неврозов. А кроме того, есть еще нечто
весьма смущающее.Еслибывскрытые
анализом инфантильные переживания были
всегда реальными, у нас былобы
чувство, что мы стоим на твердой почве, если
быонивсегдаоказывалисьподдельными,
разоблачались бы как вымыслы, фантазии
больных,тонамнужнобыло
бы покинуть эту колеблющуюся почву и искать
спасения на другой.Нонито,нидругоенесоответствуетистине,аположениеделтаково,чтосконструированные
или восстановленные в воспоминанияхприанализедетскиепереживания
одинразбесспорнолживы,другойразстольженесомненноправильны,
а в большинстве случаев представляют собой
смесьистиныилжи.Так
что симптомыизображаюттодействительнопроисходившиепереживания,которым
можно приписать влияние на фиксацию либидо,тофантазиибольного,которым,
естественно, эта этиологическая роль
совершенно не присуща. Вэтомтрудно
разобраться. Первую точку опоры мы,можетбыть,найдемвсходномоткрытии,
что именноотдельныедетскиевоспоминания,которыелюдисознательнохранили
в себе издавна до всякогоанализа,тожемогутбытьложнымиилимогут,
по крайней мере, сочетать достаточноистиныилжи.Доказательствонеправильности
в этом случаередковстречаеттрудности,имыимеемпоменьшей
мере лишь одно утешение, что в этом
разочаровании виноват не анализ,а
каким-то образом больные.
По некоторым размышлениям мы легко
поймем, что настаксмущаетвэтомположении
вещей. Это недооценка реальности,пренебрежениеразличиеммеждуней
и фантазией. Мы готовы уже оскорбитьсятем,чтобольнойзанималнасвымышленнымиисториями.Действительностькажетсянамчем-тобесконечноотличным
от вымысла и заслуживающим совершенно иной
оценки.Впрочем,такойже
точки зрения в своем нормальном мышлении
придерживается и больной.Когдаон
приводит материал,которыйведетотсимптомовкситуациямжелания,построенным
по образцу детских переживаний, мы сначала,
правда, сомневаемся,идет
ли речьодействительностиилиофантазии.Позднеенаоснованииопределенных
признаков мы можем принять решение поэтомуповоду,ипереднами
встает задача ознакомить с ним и больного.
Приэтомделоникогданеобходится
без затруднений. Если мы с самого начала
открываем ему, что теперьон
собирается показать фантазии, которыми
окутал свою историюдетства,каквсякий
народ сказаниями свой забытый
доисторический период, то мызамечаем,что
у него нежелательным образомвдругпонижаетсяинтерескпродолжениютемы.
Он тоже хочет знать действительность ипрезираетвсякие"фантазии".Если
же мы до окончания этой части работы
предоставим ему верить, что занятыизучением
реальных событий его детских лет, то
рискуем, что позднее
он упрекнет нас в ошибке и высмеет за
наше кажущееся легковерие. Он долгонеможетпонятьнашепредложениепоставитьнаравнефантазиюидействительность
и незаботитьсясначалаотом,представляютлисобойдетские
переживания, которые нужно выяснить, то или
другое. И все-такиэто,очевидно,
единственно правильная точка зрения на этидушевныепродукты.Иони
имеют характер реальности; остается факт,
что больной создал себетакиефантазии,
и этот факт имеет для его невроза вряд лименьшеезначение,чемесли
бы он действительно пережилсодержаниеэтихфантазий.Этифантазииобладают
психической реальностьювпротивоположностьматериальной,имыпостепеннонаучаемсяпонимать,чтовмиреневрозоврешающейявляетсяпсихическая
реальность.
Среди обстоятельств, всегда
повторяющихся в юношеской историиневротикови, по-видимому, почти всегда имеющихместо,некоторыеприобретаютособуюважность,
и поэтому я считаю, что их следует особовыделитьиздругих.Вкачестве
примеров такого рода я приведу следующие
факты: наблюдение половогосношения
родителей, совращение взрослым лицом и
угрозу кастрацией.Былобыбольшой
ошибкой полагать, что они никогда не имеют
материальнойреальности;наоборот,
ее часто можно с несомненностью доказатьприрасспросахстаршихродственников.
Так, например, вовсе не редкость,чтомаленькомумальчику,который
начинает неприлично играть со своим членом
и еще не знает, что такоезанятие
нужно скрывать, родители или ухаживающие за
детьмигрозятотрезатьчлен
или грешную руку. При расспросах родители
часто сознаются вэтом,таккакполагают,чтотакимзапугиваниемделаличто-тоцелесообразное;унекоторыхостаетсяточное,сознательноевоспоминаниеобэтойугрозе,особенно
в том случае, если она была сделанавболеепоздниегоды.Еслиугрозу
высказывает мать или другоелицоженскогопола,тоееисполнениеониперекладываютнаотцаиливрача.ВзнаменитомСтепке-растрепкефранкфуртскогопедиатраГофмана,обязанногосвоейпопулярностьюименнопониманию
сексуальных и другихкомплексовдетскоговозраста,вынайдетекастрацию
смягченной, замененной отрезанием большого
пальца внаказаниезаупрямое
сосание. Но в высшейстепениневероятно,чтобыдетямтакчастогрозили
кастрацией,какэтообнаруживаетсяванализахневротиков.Намдостаточно
понимания того, что такую угрозу ребенок
соединяет в фантазиинаосновании
намеков, спомощьюзнания,чтоаутоэротическоеудовлетворениезапрещено,
и под впечатлением своего открытия женских
гениталий.Точнотакже
никоим образом не исключено,чтомаленькийребенок,покаунегонедопускают
понимания и памяти, и не только в
пролетарских семьях,становитсясвидетелем
полового акта родителей или других
взрослых, и нельзяотказатьсяотмысли,чтовпоследствииребенокможетпонятьэтовпечатлениеиреагировать
на него. Если же это сношение описываетсяссамымиподробнымидеталями,
представляющими трудности для наблюдения,
или если оно оказываетсясношением
сзади, moreferarum,*
Подобно
животным (лат.) - Прим. ред. перевода.какэточастобывает,тонеостаетсяникакого
сомнения в причастности этой фантазиякнаблюдениюзасношениемживотных(собак)ивмотивировкееенеудовлетвореннойстрастьюкподглядыванию
ребенка в годы половойзрелости.Высшимдостижениемтакогорода
являетсяфантазияонаблюденииполовогоактародителейвовремяпребывания
в материнской утробе еще до рождения.
Особый интерес представляетсобой
фантазия о совращении, потому что слишком
частоэтонефантазия,ареальноевоспоминание.Ноксчастью, оно все же не так часто реально, как
это могло бы сначала показатьсяпо
результатам анализа.Совращениестаршимидетьмиилидетьмитогожевозрастаслучаетсявсеещечаще,чемвзрослыми,иеслиудевушек,рассказывающих
о такомсобытиивисториисвоегодетства,соблазнителемдовольно
часто выступает отец, то ни фантастическая
природа этого обвинения,ни
вызывающий его мотив не подлежат никакому
сомнению. Фантазией совращения,когданикакогосовращениянебыло,ребенок,какправило,прикрываетаутоэротический
период своей сексуальной деятельности. Он
избавляет себяотстыда
за мастурбацию, перенося вфантазиижеланныйобъектнаэтисамыеранниевремена.Недумайте,впрочем,чтоиспользованиеребенкакаксексуального
объекта его ближайшими родственниками
мужскогополаотноситсянепременно
к области фантазии. Многие аналитикилечилислучаи,вкоторыхтакие
отношения были реальны имоглибытьснесомненностьюустановлены;только
и тогдаониотносилиськболеепозднимдетскимгодам,абылиперенесены
в более ранние.
Возникает впечатление, чтотакиесобытиявдетствекаким-тообразомтребуются,
с железной необходимостью входят в состав
невроза. Имеются онивреальности
- хорошо; если реальность отказывает в них,
тоонисоставляютсяиз
намеков и дополняются фантазией. Результат
один и тот же, и до настоящеговремени
нам не удалось доказать различия впоследствияхвзависимостиоттого,
принимаетвэтихдетскихсобытияхбольшееучастиефантазияилиреальность.Здесьопять-такиимеетсяодноизтакчастоупоминавшихсядополнительных
отношений; это, правда, одноизсамыхстранных,известныхнам.
Откуда беретсяпотребностьвэтихфантазияхиматериалдляних?Невозможно
сомневаться в источниках влечений,
но необходимо объяснить факт, что
каждый раз создаются те жефантазиистем
же содержанием. У меня готов ответ, но язнаю,чтоонпокажетсявамрискованным.
Я полагаю, что эти прафантазии - так мне
хотелось бы назвать ихи,
конечно, еще некоторые другие-являютсяфилогенетическимдостоянием.Индивид
выходит в них запределысобственногопереживаниявпереживаниедоисторического
времени, где его собственное переживание
становитсяслишкомрудиментарным.Мнекажетсявполневозможным,чтовсе,чтосегоднярассказываетсяприанализекакфантазия,-совращениедетей,вспышкасексуального
возбуждения при наблюдении полового
сношения родителей,угрозакастрацией
-или,вернее,кастрация-былореальностьювпервобытнойчеловеческой
семье, и фантазирующий ребенок просто
восполнилдоисторическойправдой
пробелывиндивидуальнойправде.Унаснеоднократновозникалоподозрение,
что психология неврозов сохранила для насиздревнегопериодачеловеческого развития больше, чем все
другие источники.
Уважаемые господа! Вышеупомянутые
обстоятельствавынуждаютнаспоближерассмотреть
возникновение изначениетойдушевнойдеятельности,котораяназывается
фантазией. Как вамизвестно,онапользуетсявсеобщейвысокойоценкой,
хотя ее место в душевной жизни остается
невыясненным.Ямогувамсказатьобэтомследующее.Каквызнаете,подвоздействиемвнешнейнеобходимостиЯчеловекапостепенноприучаетсяоцениватьреальностьиследовать
принципу реальности, отказываясь при этом
временно или надолгоотразличных
объектов и целей своего стремлениякудовольствию-нетолькосексуальному.
Но отказ от удовольствия всегда давался
человеку с трудом;онсовершает
его не без своего рода возмещения.Онсохранилсебезаэтодушевнуюдеятельность,вкоторойдопускаетсядальнейшеесуществованиевсехэтихоставленныхисточниковнаслаждения
и покинутых путей его получения, форма
существования, вкоторойони
освобождаются от притязания на реальность
и оттого,чтомыназываем"испытаниемреальностью".Любоестремлениесразудостигаетформыпредставления
о его исполнении;несомненно,чтонаправлениефантазиинаисполнение
желаний дает удовлетворение,хотяприэтомсуществуетзнаниетого,
что речь идет не о реальности. Таким образом,
в деятельностифантазиичеловек
наслаждается свободой от внешнего
принуждения, от которойондавноотказалсявдействительности.Емуудаетсябытьещепопеременнотонаслаждающимся
животным, то опять разумным существом. Оннедовольствуетсяжалкимудовлетворением,котороеможетотвоеватьудействительности."Обойтись
без вспомогательных конструкций вообще
нельзя", -сказалоднаждыТ.
Фонтане. Создание душевной области
фантазиинаходитполнуюаналогиюворганизации"заповедников","национальныхпарков"там,гдетребованияземледелия,транспортаипромышленностиугрожаютбыстроизменитьдонеузнаваемости
первоначальный вид земли. Национальныйпарксохраняетсвоепрежнее
состояние, котороеповсюдувдругихместахпринесеновжертвунеобходимости.Тамможетрастииразрастатьсявсе,чтохочет,дажебесполезное,
даже вредное. Таким лишенным принципа
реальности заповедником иявляется
душевная область фантазии.
Самые известныепродуктыфантазии-ужезнакомыенам"снынаяву",воображаемоеудовлетворениечестолюбивых,выражающихманиювеличия,эротических желаний, расцветающих тем пышнее,чембольшедействительностьпризывает
к скромности или
терпению.Внихсочевидностьюобнаруживаетсясущностьсчастьявфантазии,
восстановление независимости получениянаслажденияотодобренияреальности.
Нам известно, что такие сны наяву являются
ядромипрообразаминочных
сновидений. Ночное сновидение, всущности,нечтоиное,каксоннаяву,
использованный ночной свободой влечений иискаженныйночнойформойдушевной
деятельности. Мы ужеосвоилисьсмыслью,чтоиснынаявунеобязательносознательны,чтоонибываютибессознательными.Такиебессознательные
сны наяву являются как источником ночных
сновидений,такиисточником
невротических симптомов.
Значениефантазиидляобразованиясимптомовстанетвамясноизследующего.
Мы сказали, что в случае вынужденного
отказа либидорегрессивнозанимает
оставленныеимпозиции,накоторыхонозастряловнекоторомколичестве.
Мы не отказываемся от этого утверждения и
не исправляем его,нодолжны
вставить промежуточное звено. Как либидо
находит путь кэтимместамфиксации?
Все оставленные объекты и направленности
либидооставленыневовсех
смыслах. Они илиихпроизводныесопределеннойинтенсивностьюещесохраняются
в представлениях фантазии. Либидо нужно
только уйти вфантазии,чтобы
найти в них открытый путь ко всем
вытесненным фиксациям. Этифантазиидопускались
в известной степени, между ними и Я, как ни
резкипротиворечия,не
было конфликта, пока соблюдалось одно
определенное условие.
Условие это, количественноепоприроде,нарушаетсяобратнымпритокомлибидо
кфантазиям.Вследствиеэтогоприбавлениязаряженностьфантазийэнергией
так повышается, что они становятся очень
требовательными,развиваястремление
к реализации. Но
это делает неизбежным конфликт между
ними и Я. Независимо оттого,былили
они раньшепредсознательнымиилисознательными,теперьониподлежатвытеснениюсостороныЯипредоставляютсяпритяжениюсостороныбессознательного.
От бессознательных теперь фантазий либидоперемещаютсяких
истокам в бессознательном, к местам их
собственной фиксации.
Возвратлибидокфантазиямявляетсяпереходнойступеньюнапутиобразования
симптомов, заслуживающей особого
обозначения. К. Г. Юнгдалейочень
подходящее название интроверсии, нонецелесообразнопридалемуещедругое
значение(1). Мы останемся на том, чтоинтроверсияобозначаетотходлибидо
от возможностей реального удовлетворения и
дополнительноезаполнениеим
безобидных до того фантазий.
Интровертированный человек еще не невротик,нооннаходитсявнеустойчивомположении;приближайшемизменениисоотношения
сил у него должны развиться симптомы, если
он ненайдетдругихвыходов
для накопившегося у него либидо. Нереальный
характерневротическогоудовлетворения
и пренебрежение различием между фантазией
и действительностьюуже
предопределены пребыванием на ступени
интроверсии.
Вы, наверно, заметили, чтовсвоихпоследнихрассужденияхяввелвструктуру
этиологической цепи новый фактор, аименно
количество,величинурассматриваемыхэнергий;сэтимфакторомнамещевсю
---------------------------------------
(1)Юнгомбыловведенопредставлениеодвухосновныхпсихологическихтипах:интровертивномиэкстравертивном.
Они различались по направленностисвоеголибидо(котороеЮнг
"десексуализировал", понимая под
термином "либидо" не половую энергию, апсихическое
влечение).
Интроверта отличает направленность на
собственный внутренний, мир,тогдакак
экстраверта - на внешний.
ду придется считаться. Чисто
качественным анализом этиологических
условиймы
не обойдемся. Или, другими словами, только
динамическогопониманияэтихдушевных
процессов недостаточно, нужна еще
экономическаяточказрения.Мыдолжны
себе сказать, что конфликт междудвумястремленияминевозникнет,пока
не будет достигнута определенная степеньзаряженностиэнергией,хотясодержательные
условия могут давно существовать.Точнотакжепатогенноезначение
конституциональных факторов зависит оттого,насколькобольшевконституции
заложено одного частного влечения, чем
другого; можно себедажепредставить,
что качественно конституции всех людей
одинаковы иразличаютсятолько
этимиколичественнымисоотношениями.Неменеерешающимявляетсяколичественный
факторидляспособностиксопротивлениюневротическомузаболеванию.
Это будет зависеть от того, какое
количествонеиспользованноголибидо
человек может оставить свободными какуючастьсвоеголибидоонспособен
отторгнуть от сексуальногодляцелейсублимации.Конечнаяцельдушевной
деятельности, которую качественно можно
описатькакстремлениекполучению
удовольствия и избеганиенеудовольствия,сэкономическойточкизрения
представляется задачей справиться с
действующим вдушевномаппаратеколичеством
возбуждения (массой раздражения)инедопуститьегозастоя,вызывающего
неудовольствие.
Вот то, что я хотел вам сказать об
образовании симптомов при неврозе.Ночтобы
не забыть, подчеркнуещеразсовсейопределенностью:всездесьсказанное
относится только к образованиюсимптомовприистерии.Ужеприневрозе
навязчивых состояний -хотяосновноесохранится-многоебудетпо-другому.
Противоположности по отношению к
требованиям влечений, о которыхшла
речь и при истерии, при
неврозе навязчивых состоянии выступают
на первыйпланипреобладаютвклинической
картинеблагодарятакназываемым"реактивнымобразованиям".Такие
же и еще дальше идущие отступления мы
открываем придругихневрозах,где
исследования о механизмахобразованиясимптомовнивкоеймеренезавершены.
Прежде чем отпустить вас сегодня, я
хотелбынаминутуобратитьвашевниманиенаоднусторонужизнифантазии,котораядостойнавсеобщегоинтереса.
Есть обратный путь от фантазии к реальности,
это-искусство.Воснове
своей художник тоже интровертированный,
которому недалеко до невроза.В
нем теснятся сверхсильные влечения, он
хотел бы получать почести,власть,богатство,
славу и любовь женщин; но у него нет средств,
чтобыдобитьсяихудовлетворения.Апотому,каквсякийнеудовлетворенныйчеловек,онотворачивается
от действительности и переносит весь свойинтерес,атакжесвое
либидо на желанные образы своей фантазии,
откуда мог бы открытьсяпутьк
неврозу. И многое должно совпасть, чтобы это
не стало полнымисходомегоразвития;
ведь известно, как часто именно художники
страдают из-заневрозовчастичной
потерей своей трудоспособности. Вероятно,
их конституцияобладаетсильной
способностьюксублимациииопределеннойслабостьювытеснений,разрешающихконфликт.Обратныйжепутькреальностихудожникнаходитследующим
образом. Ведь оннеединственный,ктоживетжизньюфантазии.Промежуточноецарствофантазиисуществуетсовсеобщегосогласиячеловечества,
и всякий, испытывающий лишения,ждетотнегооблегченияиутешения.
Но для нехудожника возможность получения
наслаждения из источниковфантазии
ограничена. Неумолимость вытеснений
вынуждает егодовольствоватьсяскудными
грезами, которые могут еще оставаться
сознательными.Ноесликто-то-истинныйхудожник,тогдаонимеетвсвоемраспоряжении
больше. Во-первых, он умеет так обработать
свои грезы, чтоонитеряютвсеслишкомличное,отталкивающеепостороннего,истановятсядоступными
для наслаждения других. Он умеет также
настолько смягчить их, чтонелегко
догадаться об их происхождении из
запретныхисточников.Далее,онобладает
таинственной способностью придавать
определенному материалуформу,пока
тот не станет верным отображением его
фантастического представления,изатем
он умеет связать с этим изображениемсвоейбессознательнойфантазииполучение
такого большого наслаждения, что благодаряэтомувытеснения,покрайней
мере временно, преодолеваются и
устраняются. Если он всеэтоможетсовершить,
то дает и другим возможность снова черпать
утешение иоблегчениеизисточниковнаслажденияихсобственногобессознательного,ставшихнедоступными,
получая их благодарность ивосхищениеидостигаяблагодарясвоей
фантазии того, что сначала имел только в
фантазии: почести,властьилюбовь
женщин(1).
---------------------------------------
* Здесь типичное
дляпсихоанализаобъяснениетворческогомышленияифантазиихудожникаисключительнохарактером
его либидо и полное игнорирование
социальнойприродыискусства,определяющей
динамику психических процессов при
создании продуктов культуры,в том числе - художественных
произведений.