НЕКОТОРЫЕ МОНСТРЫ
Альфин (Alphyn) очень похож на геральдического тигра, но с более плотным и волосатым телом, густой гривой, вытянутыми ушами, длинным тонким языком и перекрученным хвостом. Передние лапы у альфина орлиные. |
В
средневековых бестиариях и европейском
"восточном" фольклоре чудесный зверь.
Его часто
изображали на щитах и знаменах. У анталопа
тигриная голова, два зазубренных рога, а
мех растет клочьями по хребту и на ляжках.
Он отличается свирепым нравом. Испытывая
жажду, анталоп обязательно отправляется к
реке Ефрат: Там его и можно поймать: нужно
лишь подождать, пока зверь не запутается в
густом кустарнике.
"Физиологи" говорит об анталопе следующее: "У анталопа два рога. Живет он около реки-океана на краю земли. Когда же захочет пить, то пьет из реки и упивается.ю упирается в землю и роет ее рогами своими. И есть там древо, называется танис, сильно напоминающее виноградную лозу широкими ветвями и густыми прутьями, - и, продираясь сквозь прутья, анталоп запутывается в них, - тогда охотник его ловит и одолевает." |
Василиск — один из самых смертоносных зверей средневековой символики; внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. Считалось, что только взгляд василиска может убить (и единственной возможностью одолеть василиска было поставить перед ним зеркало). Также считался "королем, змей" (отсюда греческое "базилискос", "маленький король"). В христианской символике — один из четырех воплощений дьявола, в 91 псалме говорится: "на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона". В геральдике его изображают с хвостом дракона, и он символизирует сокрушение врагов. Василиск так же символизирует вероломство или что-то смертельное. |
Виверн Wyvern (англ.); специфически английский геральдический монстр, в прочих странах не различаемый с драконом; в отличие от дракона в узком смысле этого термина, виверна имеет только переднюю пару конечностей, а задняя часть ее тела плавно переходит в драконий хвост; в остальном виверна полностью аналогична дракону; виверны входят в герб герцогов Мальборо. |
Гарпия (называемая также "Jungfraunadler") - существо из греческой мифологии с лицом и грудью женщины и туловищем орла (стервятника). Слово "гарпия" связано с древнегреческим глаголом "арпадзо" - "хватать, похищать". В геральдике гарпия выражает понятие "свиреп, когда спровоцирован", но может быть истолкована и как символ порока и страстей. |
Мифический зверь, в древности обитавший на Ближнем Востоке, чья сила равнялась силе сразу ста орлов. У него были голова, крылья и когти орла и львиные задние лапы и хвост. Своё гнездо он сооружал из чистого золота и ревностно охранял его. |
Грифон — существо с головой и крыльями орла и телом льва; мифический зверь, соединяющий качества короля зверей и короля птиц. Потому он обозначал силу и бдительность, кроме того, в средневековой Европе он олицетворял двойственную природу Христа — божественную и человеческую; в Божественной комедии Данте грифон толкает повозку Христа. Грифон способен отыскивать и тайно хранить золото, поэтому он стал символизировать науку и ростовщичество. Как охранитель солнца, грифон был посвящен солнечному богу Аполлону, чью колесницу он вез по небу. В геральдике различается грифон женского рода — с крыльями, и мужского — без крыльев. Любимый .верь Эдуарда III, грифон стал одним из королевских символов животных Англии. Стилизованное изображение, приведенное здесь, используется как символ банка "Мидланд Банк". |
Единорог
— вымышленное существо,. встречающееся в
фольклоре многих стран; в Китае, к примеру,
он означает изобилие и долголетие. На
Западе, в частности в геральдике, единорог
— это элегантный,
но свирепый зверь, похожий на лошадь, но с
козлиной бородкой, ногами антилопы,
хвостом льва и рогом в центре лба, таким
острым, что любой может порезаться только
от прикосновения к его кончику. В
христианском искусстве ассоциируется с
голубем и ягненком; согласно легендам,
может быть пойман только целомудренной
девой, одиноко сидящей в лесу: чувствуя ее
чистоту, единорог может подойти к ней,
положить голову ей на колени и уснуть. Из
этих легенд он стая символом чистоты, в
частности, женской. Также он является
аллегорией Христа. Поскольку Христос "воздвиг
рог спасения нам" (Евангелие от Луки, 1:69),
рог единорога стал символом креста.
Поскольку полагалось, что рог способен
очищать все, к чему прикасается (растолченный
в порошок "рог единорога" включался в
средневековые рецепты и продавался
аптекарями как противоядие до конца 17 века),
он стал символизировать силу Христа
противостоять греху. Также единорог мог
быть символом ярости и, согласно одному
писателю 13 века, "символизировал смерть,
которая постоянно следует за человеком,
пытаясь его схватить". Леонардо да Винчи
считал единорога символом вожделения.
В геральдике единорог стал появляться с 15 столетия; наиболее известен в наши дни в качестве "поддерживателя" королевского герба Шотландии; когда Яков VI Шотландский стал в 1603 году королем Англии Яковом I, он заменил уэльсского дракона на шотландского единорога. |
Йейл (ял, йель) - это животное также впервые описал Плиний Старший. Некоторыми чертами и размерами йейл напоминает антилопу. Шкура у него чёрная или рыже-коричневая. Главные его особенности - кабаньи клыки и длинные загнутые рога, которые можно было направлять в разные стороны, так как они были подвижными. Йейл был очень популярен в Средние века в качестве геральдического животного. В английской геральдике он становится одним из так называемых "королевских животных". |
В средневековой геральдике чудесный зверь, помесь леопарда (или пантеры) с верблюдом. У него верблюжья голова с двумя загнутыми назад рогами и туловище леопарда. Камелопард славился необыкновенной силой и свирепостью. |
Кентавр символизирует возмужалость, превращение человека в животного; согласно греческим мифам, кентавр — это существо с телом лошади и головой человека; используется также, чтобы изобразить человека, разрывающегося между добром и злом. В зодиакальном гороскопе кентавр представлен Стрельцом, стреляющим из лука. |
Мартлет (martlet) - мифическая безногая птица-вестник, напоминающая ласточку или стрижа; на гербе она изображается с двумя пучками перьев вместо ног. Распространённое геральдическое изображение, использующееся для обозначения четвёртого сына. |
Когда-то
Медуза была прекрасной женщиной, но богиня
Афина возненавидела ее и превратила в
чудовище. Ее облик стал настолько ужасен,
что каждый, взглянувший ей в лицо, тут же
обращался в камень. Одному из греческих
героев по имени Персей было дано
немыслимое поручение - принести голову
Медузы, тогда ему разрешат жениться на
любимой девушке. Чтобы помочь Персею.
Афина подарила ему шлем, делавший своего
обладателя невидимым, и сверкающий щит.
Вооружившись таким образом. Персей подкрался к спящей Горгоне. Стараясь не смотреть ей в лицо и глядя вместо этого на ее отражение в щите, он отрубил Медузе голову. Так он выполнил задание и не превратился при этом в камень. |
Жена
критского царя Миноса произвела на свет
кошмарное чудовище, названное Минотавром.
Это был получеловек-полубык, поэтому его
заключили в подземелье, получившее
название Лабиринт. Оно состояло из
множества хитроумных ходов, так что никто
из попавших туда не смог бы найти дорогу
обратно.
Минотавр
питался исключительно человеческим мясом,
и царю Миносу приходилось скармливать ему
живых людей. Среди жертв,
предназначавшихся чудовищу, были и
четырнадцать юношей и девушек, которых
ежегодно доставляли на Крит из Афин в
качестве дани, наложенной на Афины после
поражения в войне. Однажды сын афинского
царя Тесей добровольно вызвался
отправиться на Крит в числе прочих жертв,
чтобы убить чудовище и положить конец этим
жестоким жертвоприношениям.
Когда
Тесей прибыл на Крит. Ариадна, дочь царя
Миноса, влюбилась в него и дала ему клубок
ниток, чтобы помочь своему возлюбленному
выбраться из подземелья.
Войдя в Лабиринт. Тесей крепко привязал один конец нити у входа и стал постепенно разматывать клубок по мере продвижения в глубь подземелья. Повстречав, наконец, голодное чудовище. Тесей сразился с ним и сумел его одолеть. Затем, сматывая нить обратно в клубок, он выбрался из Лабиринта и благополучно вернулся к Ариадне. |
Морской пес, возникал в воображении тех, кто никогда не видел настоящего морского котика, но слышал о нем от мореходов. Так морской пес был зачислен в семейство морских химер вместе с русалками, козерогами и прочими монстрами. Это существо использовалось в качестве эмблемы моряками и портовыми городами. |
Громадная птица, похожая на орла, с размахом крыльев в 30 шагов, персонаж арабских сказок про Синдбада Морехода. Согласно преданию, эта птица была такой огромной, что могла унести в своих чудовищных когтях взрослого слона и сожрать его целиком. |
Opinicus (лат.); геральдический монстр – крылатый грифон (см.), со всеми конечностями и хвостом льва. |
Пегас относится к персонажам классической мифологии; это крылатый конь Муз, который появился из шеи Медузы горгоны, когда Персей отрезал ее голову: символизирует красноречие, поэтическое вдохновение и созерцание; в европейской геральдике изображался на гербах "мыслителей". Во время второй мировой войны Пегас, вместе с Беллерофонтом на спине, был утвержден как отличительный знак британских воздушно-десантных войск; в наши дни используется для обозначения воздушного транспорта и скорости. |
Русалка
-До пояса женщина, от пояса – рыба; Merman (англ.),
Triton (греч.) – до пояса мужчина, от пояса –
рыба.
Канонически, русалка изображается с зеркалом в одной руке и гребнем – в другой; известна также разновидность под названием Melusine – мелузина (нем.); русалка с двумя хвостами; распространена в немецкой геральдике. |
Сфинкс
символизирует достоинство. королевскую
власть, мудрость, могущество и силу. В
Древнем Египте существовало три
разновидности сфинксов, с человеческой
головой и телом льва <андросфинкс); с
головой сокола (хиеракосфинке) и с головой
барана (криосфинкс). Самым древним и
большим сфинксом является Великий Сфинкх
в Гизе, который охраняет подходы к
пирамидам. Он был создан из известит
примерно в 26 веке до н.э. Этот колосс — 20 м в
высоту и 73 м в длину. Предполагается, что
лицо сфинкса — лицо фараона Хафра (Хефрен),
или же сфинке представляет собой бога Гора
наблюдающего, как восходит над горизонтом
его отец Ра, солнце.
В
греческой мифологии сфинкс имеет тело
льва и крылья орла; это чудовище женского
рода, которое задает загадку проходящим
мимо:
Кто ходит на четырех ногах, на двух и трех И ног тем больше, чем слабее существо ? Сфинкс пожирал всякого, кто не мог ее решить; когда Эдип дал правильный ответ, что это — человек (который ползает на четырех конечностях ребенком, ходит прямо в расцвете сил и с палкой в преклонном возрасте), сфинкс бросился в море с обрыва. Согласно К. Г. Юнгу, эта легенда отражает исчезновение матриархата (вспомним миф о богине Великой Матери) во времена, когда мужская физическая сила стала преобладающей. Как символ Египта, сфинкс появился в Британии на могильных плитах людей, чья жизнь была связана с этой страной, а также на кокардах и знаках отличия подразделений британской армии, воевавших в Египте. |
Саламандра
обычно изображается в виде маленькой
ящерицы или бескрылого дракона, иногда с
фигурой, похожей на человеческую или
собачью, среди языков пламени. Саламандры
считались наиболее ядовитыми из созданий;
их укус смертелен. Верили, что саламандры
способны жить в огне, поскольку у них очень
холодное тело; стала символом борьбы с
желаниями плотских утех.
Поскольку саламандра считалась бесполым существом, она также символизировала целомудрие: в христианском искусстве она обозначала стойкую приверженность вере и добродетельность. Франциск I сделал саламандру своим символом, с девизом "Я лелею [добро] и изгоняю [зло]". В британской геральдике саламандра означала храбрость и мужество. Первые страховые компании выбрали своим символом саламандру, что обозначало сохранность от огня. |
Симплициссимус — вымышленный зверь, похожий на дракона, но с двумя орлиными ногами и хвостом в форме наконечника пики, закрученным петлей. Символизировал войну, зависть, зловоние, бедствие, сатану; также бдительность. Симплициссимус был личной эмблемой короля Гарольда (на французских коврах из Байе, повествующих о битве при Гастингсе и смерти Гарольда в 1066 году, симплициссимус изображен дважды). |
Феникс
— древний символ бессмертия, возрождения,
солнца. Эта мифологическая птица окрашена
в золотой и красный цвета, символизируя
восходящее солнце. Считалось, что феникс
проживает в арабских пустынях и живет 500
лет. Чувствуя приближение смерти, делает
погребальный костер из листьев дикой
корицы, при этом поет погребальную песню,
услышав которую животные падают замертво.
Затем зажигает корицу, махая крыльями под
лучами солнца. Через три дня после
самосожжения из пепла рождается новый
феникс для того, чтобы жить еще 500 лет.
Неудивительно, что ранние христиане
изображали феникса в катакомбах как знак
Воскрешения.
В геральдике феникса всегда изображают поднимающимся из пламени; как Елизавета I, так и Мария, королева шотландцев, выбрали феникса в качестве своей эмблемы. Средневековые алхимики использовали феникса для обозначения своей профессии; позднее его стали часто использовать как знак, связанный с химией и фармакологией. В искусстве и литературе феникс символ возрождения — человека или замысла — или воссоздания после разрушения, в частности от огня. |
Химера, согласно Гомеру, является чудовищем с головой льва, телом козла и хвостом змеи. Питается огнем, была убита Беллерофонтом, который правил крылатым Пегасом. В геральдике ее иногда изображают с головой и грудью женщины и с хвостом дракона. |
В греческих мифах, цербер - это свирепый сторожевой пёс, охранявший врата ада. Обычно его изображали с тремя головами. |
Циклопы - Одноглазые исполины...
Во
время своего путешествия Одиссей и его
спутники повстречали множеств чудовищ.
Однажды они попали на остров циклопов -
громадных одноглазых исполинов, пасших
там стада овец. Одиссей со своими людьми
высадился на берег и укрылся в пещере. Как
вскоре выяснилось, это было жилище
Полифема, самого свирепого из всех
циклопов. Вернувшись домой со своими
овцами, Полифем загородил выход из пещеры
огромным валуном. Убедившись, что он и его
товарищи оказались в ловушке. Одиссей
решил заговорить с Полифемом и попросить
его о пощаде. Однако гигант, вместо того
чтобы оказать им должное гостеприимство,
схватил двух спутников Одиссея и сожрал их.
На следующее утро он съел еще двоих и ушел,
заперев уцелевших пленников в своей
пещере.
Одиссей тем временем разработал план спасения. Он отыскал в пещере бревно и заострил его конец. Ночью, когда исполин уснул, Одиссей сунул острие в огонь, раскалил его, а затем вонзил кол в единственный глаз Полифема, ослепив таким образом своего врага. Гигант взревел от ярости и боли, но найти людей и убить их так и не смог. Наутро Полифем откатил камень, чтобы выпустить из пещеры своих овец. Дабы убедиться, что никто из людей не сможет проскользнуть мимо него, циклоп ощупывал спину каждой выходящей наружу овцы. Однако Одиссею и на этот раз удалось провести его. Он и его спутники подлезли под овец, уцепились за шерсть на брюхе и вместе с ними выбрались из пещеры. Таким образом они остались незамеченными и спаслись от циклопов. |
Enfield (англ.); сложносоставной геральдический монстр; имеет голову лисы, грудь борзой, тело льва, передние лапы – орлиные, задние лапы и хвост – волчьи; энфилд украшает гербы большей части ирландских родов Келли. |
Многие мифические и сказочные монстры возникли на вполне реальной основе. Гигантская Птица Рух из сказаний о Синдбаде Мореходе, возможно, была обязана своим происхождением огромным яйцам этой нелетающей птицы.
Это эпиорнис, гигантский страус, обитавший на острове Мадагаскар у побережья Африки и полностью вымерший в 1660-е годы. Очевидно, эта птица была хорошо знакома арабским купцам и мореходам, которые использовали её яичную скорлупу для хранения запасов рома. |