Гипноз столь же стар, сколь и само человечество. Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипноз был известен еще в IV тысячелетии до Рождества Христова, и они использовали его тогда точно так же, как это делается и в наше время.
Шумеры
В жреческой школе города Эреха с
незапямятных времен хранился рукописный
документ, который постоянно переписывался
заново. Фрагменты этого документа
сохранились и содержат неопровержимые
доказательства того, что в те времена
наиболее образованные врачи из числа
жрецов лечили больных внушениями во сне.
Шумерским жрецам были также известны три
ступени состояния гипноза: легкий, средний
и глубокий. Сегодня мы точно так же
различаем эти три степени гипноза.
Индия
В старейшем санскритском тексте, кодексе
законов Ману, также упоминается указанная
выше классификация гипнотических
состояний. Здесь они называются "сон в
бодрствовании", "сон со сновидениями"
и "сон блаженства". И в настоящее
время самогипноз является составной
частью ряда высших ступеней йоги.
Египет
В древнем Египте гипноз применялся как
терапевтическое средство. Так, в папирусе
Эберса, возраст которого составляет три
тысячи лет, описаны методы применения
гипноза целителями того времени. Эти
методы имеют очень много общего с
применяемыми в настоящее время.
Египетские жрецы были одновременно и
народными врачами. В начале
гипнотического сеанса они держали перед
глазами пациента блестящий металлический
диск для того, чтобы его глаза устали и
пациент впал в гипнотический сон. Здесь мы
легко узнаем истоки метода фиксации,
применяемого в наше время. Древним
египтянам также было известно наложение
рук, сопровождавшееся соответствующим
внушением. В одном древнеегипетском
документе сказано "... наложи на него
ладони, чтобы успокоить боль в руках, и
скажи, что боль уйдет". В то время
существовали храмы, в которых разрешалось
спать больным, ищущих у богов исцеления.
Наиболее известными из них были храм
Серапсиса в Канопусе и храм Изиды.
Греция
И древним грекам были известны гипноз и
храмовый сон. Больные, пришедшие в храм,
должны были в начале на протяжении
некоторого времени придерживаться
определенной диеты. Следующим этапом
подготовки к собственно лечению были
благовонные ванны и ритуальные омовения.
Затем жрец рассказывал больным о случаях
успешного исцеления для того, чтобы
настроить их на предстоящее событие и
повысить напряжение ожидания. Лишь после
этого больные допускались к лечебному сну.
Во время сна жрецы нашептывали больным
определенные слова внушения с тем, чтобы у
них под впечатлением царившей в храме
атмосферы пробудились силы самоисцеления.
После пробуждения жрецы истолковывали сны
пациентов и строго наказывали им
следовать советам богов. В то время, как и
сейчас, встречались больные, которые не
могли уснуть и, следовательно, не
поддавались гипнозу. Для таких случаев в
храмах были жрецы, обладавшие
медиумическим даром, которые, впав в транс,
устанавливали контакт с богами. В
знаменитом храме Апполона в Дельфах у края
расселины в скалах, из которой поднимались
пары, на золотом треножнике сидела жрица.
Вдыхая эти пары, жрица впадала в транс и,
отвечая на вопросы, передавала советы
богов. В других храмах жрецы вводили себя в
транс путем ритуального сожжения
известных растений.
Рим
У римлян также были медиумы,
устанавливающие для больных или ищущих
совета контакт с богами. Даже философы
пользовались гипнозом и внушением.
Римский поэт Порфирий, живший в III в. н. э.,
сообщает о научном споре, который вели
между собой философы Плотин и Олимпий. Их
ученики спорили между собой о том, кто из
учителей обладает большими знаниями.
Наконец, Плотин вызвал Олимпия на
созтязание по "магическим искусствам".
Это созтязание должно было происходить в
присутствии их учеников. Плотин подошел
вплотную к Олимпию и несколько минут
пристально смотрел ему в глаза, а затем
громко, так, чтобы слышали все вокруг,
воскликнул: "Смотрите, сейчас я затяну
тело Олимпия, как кошель с деньгами!". И
действительно, Олимпий мнгновенно ощутил
сильную боль и вынужден был признать, что
его оппонент обладает большой силой духа.
Гипноз
и христианство
Гипноз в форме храмового сна сохранялся
вплоть до середины VI века. Затем наследие
жрецов начали постепенно прибирать к
рукам христианские монахи, которые теперь
занимались чудесными исцелениями с
помощью молитв, святой воды, мощей святых
великомученников и наложения рук.
Последнее было прерогативой пап и королей.
В Новом Завете сказано:" На болящих
наложат они руки свои, и станет им легче...".
К XI веку относится первое упоминание о
самогипнозе монахов ордена гезихастов на
горе Афон. Они вводили себя в состояние
самогипноза, устремив глаза на
собственный пуп. За это их называли
омфалопсихиками, или созерцателями пупка.
Парацельс
Теофраст фон Гогенгейм (1493-1541), более
известный под именем Парацельс, учил, что
решающей движущей силой любого исцеления
является "внутренний врач". Парацельс
писал о том, что монахи в Каринтии исцеляли
больных, заставляя их смотреть в блестящий
хрустальный шар. Больные при этом обычно
погружались в глубокий сон. Во время
такого сна монахи делали больным
соответствующие внушения на
выздоровление, которое в большинстве
случаев наступало.
Инквизиция
Лишь инквизиция заставила предать эту
терапию забвению, ибо каждый, кто способен
был ею заниматься, мог быть объявлен
пособлеником дьявола.