До и после
И до Джосера уже
жили фараоны, но от них письменных
памятников осталось мало, о них
рассказывают другие находки:
увековечившие их деяния резные
каменные барельефы или
усыпальницы, в которых сохранились
погребенные вместе с ними
сокровища.
Более поздние
предания говорят, что первым
фараоном был правивший около 3000
года до н.э. Мена (по-гречески -
Менее). Сказание говорит, что
собственные псы загнали однажды
Мену в лежащее неподалеку от Нила
озеро Мерида. Там бы он и погиб,
если бы крокодил не взял его в
пасть и не перенес на другой берег.
На месте, где Мена ступил на сушу,
он в знак своего спасения основал
город и приказал почитать в нем
крокодилов.
Мена будто бы заложил
и основы объединенной столицы
Нижнего и Верхнего Египта, которую
вначале называли, возможно, Белыми
Стенами, позднее же она получила
более возвышенные названия,
например, такие:
Весы Двух Стран
Жизнь Двух Стран
Властитель Жизни Двух Стран
Дворец Души Птаха (Хет-Ка-Птах)
Непреходяща Красота Пепи (Мен
Нофер Пепи)
Египетская форма
этого последнего названия в
разговорном языке превратилась в
Менфер, а уж греки сделали из него
Мемфис. А название Хет-Ка-Птах
изменили они еще больше, пока не
превратилось оно в их устах в
Айгуптос, а в наших - в Египет, но
уже как название не города, а всей
страны.
Птах, кстати сказать,
был богом, к тому же первым, как
Мена - первым фараоном. По
египетским верованиям, он сотворил
мир и в нем своих сотоварищей -
богов. "Сотворив все вещи и все
божественные слова. Птах был
удовлетворен. Он создал богов,
основал города. Он обозначил номы...".
Ему воздвигнул Мена
храм, на юг от стен нового города.
Себе он воздвигнул дворец внутри
белых стен; от названия дворца - Пер
Ао - Большой Дом - произошло слово
"фараон".
Крепкие плотины
защищали главный город Черной
страны от разливов Нила. По
преданию, плотины были построены
тоже по приказу Мены. Река
отомстила тому, кто ее обуздал:
после шестидесятилетнего
царствования состарившийся фараон
был унесен в воду бегемотом.
За Меной в течение
трех тысяч лет следовал длинный
ряд царей и царских династий до
последнего правителя македоно-греческой
династии Птолемеев, прекрасной
Клеопатры, которая возвела на трон
своего сына, рожденного от Юлия
Цезаря, но с гибелью их обоих
страна с великим прошлым
превратилась в бессильную
провинцию, подчиненную Риму.
Однако до этого она
просуществовала три тысячи лет!
Пусть даже ценой многочисленных,
больших или меньших потрясений.
Потрясения начались
уже в период правления II династии,
последовавшей за правлением семи
царей рода Мены, борьбой вельмож за
власть, борьбой Тростинки против
Пчелы (богатого тростником Нижнего
Египта и богатого пчельниками
Верхнего Египта).
Весы Двух Стран, на
счастье, действовали хорошо.
Только теперь на деле выяснилось,
как мудро выбрал Мена, если и
вправду он был основателем Мемфиса,
место для новой столицы: на границе
между Верхней и Нижней страной, в
самом узком месте долины, ее устье,
за которым Нил уже выходит на
приморскую низменность и,
разделившись на рукава,
расстилается по ней веером.
Тот, кто
господствовал над выходом из
долины, господствовал и над
дельтой реки. Крепостные
сооружения в узкой речной долине,
обрамленной с обеих сторон крутыми
стенами скал, защищали столицу и
весь Верхний Египет от северян,
жителей дельты. Южанам же дорога
всегда была открыта (если не по
суше, то по воде), они могли попасть
в лежащую на побережье
Средиземного моря заболоченную,
равнинную часть страны тогда,
когда хотели.
Весы действовали так,
что чаша всегда склонялась в
пользу Пчелы. Мы знаем и итог
одного из таких борений: из
взбунтовавшихся против фараона
жителей Нижнего Египта погибло 47 209
человек.
К тому времени, когда
начала править III династия - семья
Джосера (около 2780 года до н.э.), -
власть фараонов казалась
нерушимой. У их ног лежала на
только Дельта, но и вся страна, вся
знать, все сановники как Севера,
так и Юга.
Из дошедших до нас от
эпохи первых двух династий
усыпальниц часто трудно
определить, погребено в ней тело
фараона или какого-нибудь другого
знатного человека. Начиная же с
эпохи Джосера уже и пирамиды
указывают на неизмеримое различие
между божественными владыками и
склоняющимися перед ними в
почтении подданными.
|