От Древнего царства до
Нового царства
В наиболее тяжелое
время, что наступает перед
разливом Нила, нагрузил один
крестьянин своих ослов деревом,
каменной солью, содой, известняком,
специями и целебными травами,
голубями и прочими птицами, мехом
барса и волчьими шкурами и
отправился из Соляного оазиса в
Египет, чтобы в долине Нила все это
выменять на зерно. Жене и детям на
пропитание оставил он только две
корзины ячменя; из того немногого,
что сверх этого было, напекли ему
хлеба, наварили пива на дальнюю
дорогу. Дорога эта была неизбежной
и отправляться нужно было как
можно скорее, чтобы не погибнуть с
голоду вместе с семьей.
Только вот в пути он
задержался, к тому же не по своей
воле, а из-за самодурства мелкого
местного богача, Джехути-Нехета,
которому захотелось заполучить
ослов этого крестьянина, и он
постелил перед ним на дороге
полотнище. Джехути-Нехет знал, что
путник попал теперь в ловушку: не
может свернуть с дороги ни направо,
ни налево, потому что с одной
стороны находилось его ячменное
поле, а с другой - оросительная
канава. Когда путник приблизился к
полотнищу, Джехути-Нехет закричал
на него: "Не трогайся с места,
земледелец! Ты что, хочешь
наступить на мою одежду?" А когда
тот, за неимением выхода, пошел
было по ячменю, закричал снова: "Земледелец,
мой ячмень - это для тебя дорога?".
|
Бронзовая
статуя быка
Хапи из собрания
будапештского музея
изобразительных искусств
(поздний период). |
Пока они спорили,
один из ослов начал есть ячмень.
Только этого и нужно было Джехути-Нехету!
Схватил он осла, протестующего
крестьянина высек тамарисковым
прутом, забрал у него и остальных
ослов и не отдал обратно, хотя
крестьянин десять дней просил и
молил его.
Произошло это в
полные смуты времена, наступившие
вслед за падением Древнего царства.
Что было крестьянину делать? Пошел
он жаловаться правителю области.
"Великий правитель дома, -
приблизился крестьянин к вельможе.
- Великий среди великих! Господин
всего, что есть и чего нет!".
Рассказывал он,
рассказывал о причиненной ему
обиде, девять раз ходил он к
правителю добиваться правосудия,
но все казалось ему, что напрасно.
На самом же деле правитель уже с
самого начала склонялся на его
сторону и втайне позаботился о том,
чтобы снабдили крестьянина
продовольствием, более того,
приказал начальнику крепости в
Соляном оазисе помочь семье
крестьянина. Но только и дальше
позволял крестьянину взывать о
помощи, чтобы послушать его
красочные речи и, записав их на
папирусе, доставить удовольствие
фараону.
Не сердило его и то,
что смертельно расстроенный
крестьянин (в голове которого, как
видно, мелькнула мысль и о том, что
Джехути-Нехет грабит путников не
на свой страх и риск, а в интересах
правителя) говорил ему и такие
слова: "Господин, жаждущий даров,
первый среди тех, кому место в
тюрьме, образец для грабителей,
обирающих нуждающихся, способный
обокрасть и разбойника! Известное
дело: ты человек ученый, мастер
своего дела, во всем ты совершенен,
но ведь не для того, чтобы грабить!..
Для всех ты мерило правды, ты -
обманщик всей страны, садовник
подлости, поливающий свой сад
злодеяниями... Вот, стою я здесь,
молю тебя, а ты и не слушаешь!".
Эта история, дошедшая
до нас даже на двух свитках
папируса, в записи кончается тем,
что крестьянин получил обратно не
только отобранных у него ослов, но
и все имущество Джехути-Нехета и
даже его самого в качестве слуги.
Но так ли произошло на самом деле?
Пока продолжался внутренний
распад страны, наверняка редки
были случаи, когда грабитель был
наказан, а награжден бедный
крестьянин. И редко встречался
такой правитель, который не грабил
и обирал, а шел дорогой
справедливости.
|
На рельефах
гробниц правдиво
изображалась повседневная
жизнь
простых людей. На данном
рельефе,
например, изображен пастух с
парализованной в колене
ногой,
ведущий быка. |
Страна все-таки
выбралась из хаоса. В период
правления XI династии весь Египет
опять целиком оказался под властью
одного фараона, и так возникло
единое Среднее царство.
И вновь возвысились
фараоны до "великих богов"?
Титул "божественный"
принадлежал им и дальше. Как и
прежде, были они Перворожденными
Золотыми Горами. На веки веков
живущими, но власть их уже не могла
сравниться с властью их
предшественников, строителей
гигантских пирамид. Даже самых
сильных, самых жестоких из них.
В эпоху расцвета
Древнего царства казалось, что
постепенно удастся весь народ в
стране заставить работать на
фараона и вельмож, загнать в такие
"хозяйства", где кроме пахарей,
садовников, виноградарей, пастухов,
рыбаков и охотников находилось
достаточное число производящих
все нужное ремесленников. В
больших хозяйствах имелись
горшечники, плотники, кузнецы,
дубильщики, ткачи, плетенщики
циновок, хлебопеки, пивовары,
повара, прачечники, а также
изготовители шлифованных каменных
орудий с острыми кремневыми
наконечниками и лезвиями (хотя
почти каждый порядочный египтянин
был сведущ в этом древнем
мастерстве).
|
Доение
коровы. Рельеф на
саркофаге царицы Кавит.
На другом изображении
усопшая, но продолжающая
жить Кавит уже пьет выдоенное
для нее молоко. Эпоха XI
династии, переход к Среднему
царству. |
Так вот казалось,
что сельские жители вынуждены
будут постепенно привыкнуть,
приучиться к этому направляемому
писцами порядку, где заботились,
правда, и о них, но лишь как о слугах,
челяди, как об участниках никогда
не прекращающихся работ. Для этих
хозяйств примером словно бы
служило строительство пирамид, на
котором хорошо снабженная армия
работников трудилась в отрядах по
пять, пятьдесят и пятьсот человек.
В больших или меньших "хозяйствах"
распределяли людей по таким же
строго организованным отрядам, в
которых так же строго распределяли
между ним. работу.
Так длилось
некоторое время, пока не по
шатнулся в стране порядок и не
началось не повиновение, ну и пока
склады были в достаточной мере
заполнены, чтобы каждый в срок
получал свою долю продовольствия и
одежды Но когда раздача все чаще
запаздывала, голодных, оборванных
работников уже и хлопанье бича не
могло заставить трудиться с
необходимым усердием.
|