Египетские звездочеты
М. Э. Матье
два
только заходило солнце и желтизна
гор, окаймлявших горизонт Нильской
долины на востоке и на западе,
начинала синеть и превращаться
сначала в лиловую лазурь, а затем в
темные массы причудливых
очертаний - на плоские кровли
египетских храмов поднимались
молчаливые жрецы. В строго
определенном порядке
рассаживались они попарно, один
против другого, и начинали свои
наблюдения над звездами.
Представим себе ночь в Фивах и
юного ученика, сидящего рядом с
опытным жрецом-астрономом на одной
из крыш главного храма всего
Египта - Карнакского храма царя
богов Амона-Ра.
Спит расположенный на восточном
берегу Нила огромный город,
великолепная столица самого
могущественного государства мира
в XV в. до н.э.
Широкой серебряной лентой вьется
Нил. А дальше за ним, на пустынном
скалистом западном берегу - город
мертвых, обширное фиванское
кладбище. Ближе к Нилу виднеются
громады вытянувшихся в ряд
заупокойных царских храмов. Справа
этот ряд начинается белеющими в
темноте террасами колоннад храма
царицы Хатшепсуг, слева он
заканчивается храмом Аменхотепа III,
перед пилонами которого
возвышаются гигантскими стражами
две колоссальные статуи этого царя.
От храмов спускаются вниз, к
пристаням на Ниле, длинные аллеи
сфинксов.
А напротив этих пристаней, на
восточном берегу, - две другие
пристани, и от них новые аллеи
сфинксов поднимаются к воротам
главных святилищ Фив - Карнакскому
храму Амона-Ра и к Луксорскому
храму, силуэты гигантских колонн
которого поднимают к темному небу
огромные каменные цветы своих
капителей.
Около храмов темнеют деревья
священных рощ и сверкает гладь
озер.
Тишина изредка нарушается лаем
собак и воем шакалов в горах
западного берега.
Кое-где мелькают огни факелов. Во
дворе храма горят светильники.
Легкий ветер колеблет их пламя и
заставляет трепетать флаги на
высоких кедровых мачтах у храмовых
ворот.
Учитель ведет наблюдение. Он
сидит лицом к северу. В руке у него
два незамысловатых "инструмента":
простой отвес и дощечка с расщепом.
Против наблюдателя, лицом к нему,
сидит его помощник, который тоже
держит отвес. Его фигура четко
вырисовывается на фоне звездного
неба. Одна звезда видна у его плеча,
другая - у локтя, третья - над
головой.
Учитель наблюдает за
расположением звезд, глядя через
расщеп дощечки так, чтобы от его
глаза можно было бы провести
воображаемую линию через расщеп
дощечки и оба отвеса - его
собственный и помощника - к
Полярной звезде. Эта линия
является, в сущности, меридианом
местности, пользуясь которым и
определяли положение различных
звезд. Разумеется, этот меридиан не
имеет ничего общего с тем, которым
пользуются в современной
астрономии или географии:
египетский меридиан - это
полуденная линия.
Рядом с учителем лежит
разграфленный папирус, на котором
в центре нарисована фигура
сидящего человека,
соответствующая фигуре помощника.
И вот вокруг этой фигуры учитель и
рисует звезды так, как он их видит в
определенный час вокруг фигуры
помощника, отмечая в
соответствующей строке папируса
час наблюдения и название звезды.
Постепенно у него получается
своеобразная звездная карта. Такие
карты чертились для каждого часа
каждой ночи в году. Некоторые из
них дошли до нас, и, изучив их,
египтологи и астрономы смогли
выяснить ряд интересных данных
относительно познаний египтян в
астрономии.
Схема для наблюдения за
звездами (Новое царство)
Названия звезд на этих картах
показали, что египетские астрономы
соединяли звезды в созвездия,
которые представлялись им в виде
различных священных животных или
богов. Дошли до нас и изображения
подобных созвездий. Среди них чаще
всего встречается созвездие,
которое мы называем Малой
Медведицей, в него входит Полярная
звезда. Оно изображалось
египтянами то в виде бедра быка, то
в виде животного с головой быка.
Известны были им и некоторые
планеты: Меркурий, Венера, Марс,
Юпитер и Сатурн, но, разумеется,
египетские астрономы называли их
иначе.
Для того чтобы иметь возможность
вести наблюдение над звездами и
отмечать эти наблюдения на
звездных картах, жрец-наблюдатель
должен был всегда точно знать
время, следовательно, - иметь при
себе часы. И действительно, около
учителя мы и увидели бы также
древнеегипетские "часы". Это
каменный сосуд в форме усеченного
конуса, обращенного узким концом
книзу. В сосуд налита вода, внизу же
имеется маленькое отверстие, через
которое вода вытекает по каплям.
На внутренних стенках такого
сосуда имеются небольшие точки-выемки.
Они расположены в 12 вертикальных
столбцах, каждый из которых имеет
по 12 таких точек. Каждый столбец
соответствует одному из месяцев
года, а точки в пределах столбцов -
часу. То обстоятельство, что точки,
отмечавшие время в различных
столбцах, находятся на одном
уровне, связано с тем, что
учитывалась различная
продолжительность ночи в разные
периоды года.
По счастливой случайности
известно имя человека, изобретшего
такие водяные часы. Это был некий
египтянин по имени Аменемхет,
живший в XV в. до н.э. Вот что он
рассказывает о своем изобретении:
"Я нашел, что ночь времени
наводнения длиной в 14 часов, в то
время как ночь времени жатвы в 12
часов... я нашел возрастание
продолжительности ночи от месяца к
месяцу и уменьшение от месяца к
месяцу... Я сделал "мерхит"'
рассчитанный на год. Он был
приятнее для царя Верхнего и
Нижнего Египта Аменхотепа I
Правогласного, чем все другие. Он
был правилен для каждого дня года.
Никогда не делалось ничего
подобного в предыдущие времена...
Каждый час наступал в свое время.
Вода вытекала из одного отверстия".
Задолго до этого египтяне
изобрели солнечные часы. Они были
основаны на том, что тень, падающая
от какого-либо предмета, в течение
дня меняет положение. Такие часы
представляли собой дощечку с
загнутым концом. От этого конца на
дощечку падала тень, и в
зависимости от того, на какое место
дощечки приходился конец тени,
определялось время. В первую
половину дня дощечку ставили так,
чтобы загнутый конец был обращен к
востоку, а в полдень дощечку
поворачивали загнутым концом к
западу. На самой дощечке наносили 5
отметок; таким образом она
делилась на 6 частей, по количеству
часов в четверти суток. Позже были
изобретены часы в виде
двусторонней лестницы. Такие часы
не надо было поворачивать, и они
давали возможность устанавливать
время с большей точностью.
Естественно, что любые солнечные
часы годились только для
вычисления времени в течение дня,
после же захода солнца высчитывать
время надо было уже каким-то иным
способом. Вот для ночного-то
времени и были изобретены водяные
часы.
Изучая ночью движение звезд,
египетский школьник постепенно
привыкал к самостоятельным
наблюдениям. Днем же он заучивал
остальные сведения по астрономии.
Однако ему приходилось заучивать
не только данные, основанные на
фактах, полученных при наблюдениях.
Дело в том, что, несмотря на всю
значительность сведений, которыми
располагала египетская астрономия,
наблюдения над звездами были в
Египте неразрывно связаны с
астрологией, т. е. с верой в тесную
связь земных событий, судеб
отдельных людей и целых народов с
движением звезд.
Египтяне верили, что по звездам
можно заранее предвидеть будущее.
Жрецы составляли особые календари,
где были указаны "счастливые"
и "несчастливые" дни и даже
части дня. Бывали и такие, когда
нельзя было начинать никакого дела,
нельзя было даже выходить из дому, -
иначе человеку грозило несчастье.
Подобные суеверные
представления, основанные на
непонимании подлинной связи
явлений природы между собой,
продолжали существовать в Египте
до конца его истории и наряду с
подлинно научными сведениями были
заимствованы из Египта другими
народами древности, а затем и
средневековья.
|