"Из меди их сердца"
Р. И. Рубинштейн
Молотите для себя,
молотите для себя, о быки,
Молотите для себя, молотите
для себя
Солому, чтобы есть, а зерно
для ваших господ. |
ту
монотонную заунывную песенку с
раннего утра поют молотильщики,
которые плетью из кожи гиппопотама
подгоняют быков, мерно шагающих по
кругу. На току рассыпана пшеница, и
быки топчут ее, обмолачивая таким
образом зерно. Недавно собрали
урожай с полей, теперь они стоят
опустошенные, точно ощетинившись
соломой, так как при жатве срезали
лишь верхушку стебля с колосом.
Вереницы носильщиков несут на ток
плетенки и мешки, наполненные
колосьями; по дороге медленно
шагают ослики с двумя перекинутыми
через спину большими корзинами -
они везут сжатый хлеб, чтобы на
току не останавливалась работа,
чтобы зерно скорее было убрано в
закрома.
Веяние (Новое царство)
И действительно, ни на минуту не
останавливается молотьба
Обмолоченное зерно непрерывным
потоком поступает к стоящим рядом
женщинам. Они небольшими
деревянными совками подбрасывают
его вверх - и тяжелые зерна
золотистой полбы пшеницы или
крупного ячменя падают вниз, а
мякину и шелуху ветер относит в
сторону, наполняя воздух тучей
пыли. Зерно должно быть убрано в
срок. Много больших амбаров,
выложенных из кирпича-сырца, уже
наполнены зерном, другие еще жду
своей очереди.
Вот у одного амбара на лесенке
стоит крестьянин; он высыпает
корзины зерна в отверстие в крыше
амбара. Внизу стоят другие, которые
по цепочке передают ему все новые и
новые корзины. Тут же рядом сидит
писец, вооруженный тонкими
тростниковыми палочками. Одна у
него в руке, и он быстро пишет ею по
мягкому листу папируса, другая,
запасная палочка заткнута за ухо.
Писец ведет точный счет зерну.
Владелец этого богатого поместья
вельможа Пахери должен знать,
какой урожай собран с его полей.
Когда сбор будет закончен, писец
определит, сколько зерна оставит
Пахери для своего хозяйства, какое
количество надо будет отправить в
качестве подати в царскую казну и,
наконец, сколько останется на
продажу. Тогда откроют нижние
двери закромов и будут отправлять
хлеб по назначению. Но до этого еще
далеко. Урожай еще убирают, и
молотильщики заунывно поют о том,
что они молотят - солому для быков,
а зерно для господ. Для себя им
ничего не остается.
Со своих маленьких полей
крестьяне собирают жалкий урожай.
Жена, дочери, сыновья - все помогают
отцу, все торопятся закончить
жатву и обмолотить хлеб, пока еще
не пришло распоряжение идти на
царскую работу - чинить дороги,
рыть и очищать каналы, строить
храмы и дворцы. Тогда уже не будет
времени убрать зерно в ямы или в
большие глиняные сосуды, вкопанные
в пол. Неубранный хлеб останется в
полях, его будут есть мыши, клевать
воробьи, растаскивать воры. Но
самое страшное ждет крестьянина
впереди. На больших судах
подъезжает к деревне чиновник-писец,
с ним его подчиненные, вооруженные
палками. Чиновник обходит поля,
считает урожай и грозно требует:
"подавай зерно!" Каждая пятая
корзина идет в царскую казну. И
горе тому, у кого нечем заплатить
подать. Стражники хватают
несчастного, кладут на землю,
избивают палками к плетками, а
затем связанного кидают в канаву.
"Его жена и дети связаны перед
ним; его соседи бросают все и бегут.
Гибнет их хлеб".
Чиновникам нет до этого дела. Они
собирают положенную подать - зерно,
скот, грузят их на баржи. Со всех
номов тянутся тяжело нагруженные
суда, причаливают у больших
пристаней столицы. Целыми днями
бесконечные вереницы носильщиков
несут оттуда мешки и корзины,
поднимаются на крышу со своей
тяжелой ношей и ссыпают зерно в
большие, похожие на ульи, амбары.
Тяжел труд носильщиков. С утра до
ночи под палящими лучами
раскаленного солнца таскают они
тяжести. Стоит им остановиться,
чтобы перевести дух, как ременная
плеть надсмотрщика опускается на
их спины, оставляя кровавый след. И
только в заунывной песне эти
труженики жалуются на свою горькую
судьбу:
Должны мы день целый
Таскать ячмень и белую полбу.
Полны уже амбары,
Зерно течет выше краев,
А мы все должны таскать!
Воистину из меди наши сердца! |
|