- Это ничего не значить.
Если миссия образует, считая
хорошие и дурные годы, человек
шесть таких людей, как вы, то я
думаю, что к концу столетия
общественные должности в вашем
отечестве будут в руках дельных
людей.
- Что касается до меня, то я
никогда не буду занимать никакой
общественной должности; моя
карьера избрана: я хочу жить и
умереть феллахом.
- Я надеюсь, что вы объясните нам
настоящее значение слова феллах,
сказала хозяйка. Вы его
произносили, в продолжении
четверти часа, два или три раза в
различном смысле. Мне случалось
встречать его в книгах, где оно
употребляется как синоним нищего,
лентяя и неряхи, а вы выставляете
его на ваших визитных карточках и
гордитесь им так, как у нас
гордятся дворянством, или какой ни
будь значительной должностью.
При этих словах, сказанных
добродушно и очень кротким голосом,
Ахмет горько усмехнулся.
- Эти упреки страшно не
справедливы, сказал он. Феллахи
круглый год работают по двенадцать
часов в сутки, часто даже и но
праздникам; а не забудьте, что у нас
бывает от 50 до 60 градусов жары. Они
трудятся собственными руками над
добыванием хлеба, масла, хлопчатой
бумаги и доставляют пропитание,
одежду и освещение целой массе
других людей, следовательно, их
никак нельзя назвать лентяями.
Наше неряшество состоит в том, что
мы пять раз в день совершаем
омовение, пред каждой молитвой. Мы
постимся все, без исключения, в
продолжении целого месяца в году и
пьем только воду. Неужели и это
делаем мы из обжорства? Наши
праотцы были первые люди на земле,
заслужившие название людей; они
целиком создали просвещенье в ту
эпоху, когда в ваших странах люди
были еще варварами и жили отдельно
друг от друга. Терпеливые, умные и
кроткие наши предки изобрели
земледелие, искусства, письмена и,
что важнее еще, - правосудие. За
долго еще до исторических времен,
земледелие в Египте стояло на
такой степени совершенства, что
превосходило все, чему вы
удивляетесь нынче. Некоторые
гробницы, существующие с
незапамятных времен, доказывают,
какою счастливою, полною жизнью
жили феллахи в своих деревнях в ту
эпоху, когда ваши праотцы,
вооруженные каменными топорами,
пожирали друг друга. Наши предки
приручили до сорока родов разных
животных, которые впоследствии
опять возвратились к дикому
состоянию. Но бедствие Египта
состоит в том, что он был вечно
добычею победителей. Все эти
завоеватели притесняли народ так,
что в течении веков, он дошел до
самого жалкого положения. Во всем
мире нет климата более здорового
как наш, реки более благодетельной
и земли более щедрой. При таких
условиях феллах, возделывающий
нильские берега, должен бы был
пользоваться неотъемлемым правом
на благосостояние, а между тем, на
деле выходить совсем противное.
Феллах - самый жалки изо всех
земледельцев в свете: он плохо одет,
плохо помещен, плохо ест, и не имеет
времени ни читать, ни писать, ни
даже дышать. Я страстно люблю моих
соотечественников и мою родину.
Это долг каждого человека,
сознающего свое человеческое
достоинство. Вот почему я
занимаюсь теми науками, которые
помогут мне внести прогресс в
жизнь египтян и облегчить участь
моего брата, терпеливого и
мужественного феллаха!
III
хмет
говорил с таким жаром, что забыл о
пище. Хозяйка сделала знак, чтобы
не возражали ему, и таким образом
дали бы возможность пообедать. Он
принялся за еду очень усердно,
чтобы наверстать потерянное время.
После обеда одна из дам села за
фортепьяно и начались танца. Мы
уехали в Париж на последнем поезде.
Почти все вагоны, как и всегда в
воскресенье, были полны; каждый
спешил занять свободное место; все
наше общество расстроилось, и я
очутился вдвоем с Ахметом. Я думаю,
что он с намерением остался со мною,
так как только что мы успели
усесться, как он сказал мне с милой
откровенностью: - Я болтал столько,
сколько им хотелось, и высказал все,
что у меня было на сердце. Мне
хотелось бы знать, нашли ли вы меня
любезным и что вы обо мне думаете?
Выйдет ли со временем из меня, из
ничтожного феллаха, человек? Могу
ли я надеяться, что с помощью труда,
со временем сравняюсь с вами,
европейцами, или устройство моего
черепа и цвет моей кожи таковы, что
я осужден вечно прозябать на
низшей степени человечества?
Я хотел возражать, но он не дал
мне времени.
- Я отдаю на ваш суд вопрос уже
старый и который всегда решали не в
нашу пользу, сказал он. Но нашу
неспособность к развитию
доказывают люди, которые
совершенно не знают нас. Им
известна только наша нищета.
Говорят, будто мы неспособны ни к
промышленности, ни к искусствам, ни
к литературе. ни к наукам, что мы
годимся только на то, чтобы
обрабатывать землю, как наши
товарищи, - быки, ослы и буйволы.
Даже дромадеру придают больше
значения, чем нам, так как он по
крайней мере составляет
живописную картину.
- Э! стоит ли обращать внимание на
парадоксы какого ни будь туриста,
высказанные в припадке юмора
возразил я. Но если кто серьезно
станет оспаривать способность
вашей расы к развитию, так вам
стоить только сблизиться с ним,
чтобы он получше узнал вас, и он,
также как и я, убедится в противном.
- Не говорите этого. Существует
теория, пользующаяся большим
доверием, которая, не отвергая
относительно раннего умственного
развития феллахов и их способности
к прогрессу, утверждает, будто мы,
дойдя до известной степени
развитая, вдруг останавливаемся и
не можем уже идти дальше.
- Да полноте! оставьте в покое
всякие теории и идите себе вперед
своей дорогой, не заботясь о
людском мнении. Если бы солдат стал
толковать о политике с шоссейными
рабочими, то век бы не дошел до
этапа. Мне кажется, что ваш путь
определен; в четыре года вашего
пребывания в Европе, вы
познакомились с нашим образом
мыслей, с нашими нравами,
искусствами, земледельческими и
промышленными приемами. Вы
приехали сюда дикарем; теперь же
возвратитесь в Египет человеком
вполне цивилизованным и принесете
много пользы вашей родине,
распространяя в ней плоды ваших
знаний.
Мы еще долго говорили с ним. Под
конец Ахмет стал горько жаловаться
на спекуляторов - французов,
которых множество в Египте. Он
говорил, что французские купцы
привозят в Егппет самые дрянные
товары и берут за них непомерные
цены, так что сделали из Египта
нечто вроде кладовой; открытой для
каждого, кто вздумает обогатиться.
- Мы - народ земледельческий,
сказал Ахмет, нам нужны
земледельческие орудия, машины,
обработанные металлы, чего у вас
множество и в чем мы нуждаемся,
точно также как и вы в нашем хлебе,
но нам вовсе не нужна ваша роскошь.
Ваши купцы привозят к нам оборыши
ваших фабрик и просто обворовывают
моего августейшего повелителя,
Саид-Пашу, благороднейшего и
великодушнейшего из людей.
- Но если он покупает все, что
попадется на глаза а платит не
торгуясь, - кто же виноват в этом?
- Вы, европейцы, отвечал Ахмет.
Конечно, вы бы поступили иначе, - по
крайней мере я так думаю, - если бы
размышляли о том, что в конце
концов за все это расплачивается
феллах. Феллах свято уважает
власть, он готов проливать пот и
кровь, если это нужно для его
государя; но ему надоедает
работать в пользу ваших торговцев,
которые забрызгивают его грязью и
бьют хлыстом. По временам терпенье
его лопается и он убивает какого ни
будь европейца, который
подвернется ему под руку. Когда
известие об этом доходить сюда, до
вас, вы говорите: это пробуждается
фанатизм. Нет, господа: это мстит
нищета!
- Браво, Ахмет! Вы прекрасно
говорите, но вы слишком увлечены
для того, чтобы я поверил вам на
слово. Ваш Египет не только
отечество хлеба, но и колыбель
басен. Когда вы выехала из него, вы
были слишком молоды, и те
впечатления, которые вы сохранили
о нем, могут еще измениться, когда
вы возвратитесь домой. Прежде чем
обвинить целый класс моих
соотечественников, я хотел бы
иметь еще другого свидетеля. Вы
сами же говорили не давно, за
обедом, что нищета феллахов
восходить до исторических времен,
а теперь уверяете, что все зло
происходить от пяти или шести
торговых комиссионеров. В этом еще
надо удостовериться.
- А отчего вы не поедете взглянуть
на то, что делается у нас в Египте? Я,
по крайней мере, не знаю вопроса
более важного, более современного,
более животрепещущего. Есть ли в
целом мире более серьезное дело?...
- Чем ваше? Конечно нет, но у
каждого из нас здесь есть свои
делишки. Я обещаю, что приеду вас
навестить в Египет, когда вы будете
министром земледелия, если только
мои занятия не увлекут меня в
Россию. Но вы меня живо
заинтересовали и сегодняшний день
оставив в моей памяти множество не
решенных вопросов; это доказывает,
что мое любопытство возбуждено в
высшей степени.
|