Искусство.
Ваяние
|
Статуя-портрет
царя Хафра
Строителя второй пирамиды.
Статуя из зеленого базальта.
Украшение престола
символическое: папирусом,
лотосом обвит иероглиф,
означающий "соединение";
намек на объединение Верхнего и
Нижнего Египта под владычеством
царя
|
Тоже чувство овладеет нами с еще
большей силой, если мы от статуй,
найденных в Лагаше, перейдем к статуям
египетского Древнего Царства,
несравненно более художественным,
более близким к природе. Странное дело:
искусство ваятеля, особенно по части
портретной скульптуры, достигало
гораздо большего совершенства при
первых династиях, чем когда-либо в
позднейшие века. Помещаем на этих
страницах несколько из наиболее
знаменитых образцов. Подлинники все
найдены в разных гробницах; это все
портреты живых людей, а сцены из жизни
их изображены кругом, на стенах.
Портреты наверное сделаны с натуры:
одной памяти недостаточно с такой
верностью воспроизвести личный
характер каждого субъекта.
|
Стенное
ваяние и
живопись
|
Когда говориться
о египетской стенописи времен
Древнего Царства, имеется ввиду
совсем не то, что мы ныне разумеем под
этим названием.
Статуи-портреты
Князя-первосвященника Ра-Хотепа
и жены его Наферты;
из известняка, окрашены в подражание
природе.
Четвертой или пятой династии (В
Булакском музее, в Каире)
Стена сперва покрывалась изваяниями,
а уже эти изваяния - красками. Как
это делалось, и как тщательно
художники подготавливали свои
композиции, видно из одной
неоконченной стенописи в гробнице
времен четвертой династии. Вся
площадь разделялась на легко
намеченные квадраты, вероятно, чтобы
легче перенести композицию с
небольшого эскиза, и очертания фигур
рисовались красным мелом.
Эскиз стенописной композиции в
гробнице четвертой династии
(в Берлинском музее)
Ваятель проводил резцом по всем этим
очертаниям и исполнял работу
несколько выпукло. Это то, что
называют барельефом. Краски
накладывались без теней.
Египетский рисунок с первого
взгляда поражает полным отсутствием перспективы,
т.е. искусства изображать фигуры и
предметы такими, какими они кажутся,
смотря по положению и расстоянию. Люди
и предметы, стоящие рядом или одни за
другими, поставлены одни над другими,
и все одинаковой величины.
Человеческая фигура всегда
нарисована неверно: лицо в профиль, т.е.
сбоку, а глаз смотрит прямо; туловище
повернуто к зрителю прямо, лицом, а
ноги изображены в профиль, шагающими.
|
Каменный водоем
в саду, между двумя
рядами пальм |
|