роцессия с
трудом добирается до гробницы. Здесь тоже
стоят маленькие лавочки, где торговцы
разжигают курильницы с ручкой и охлаждают
воду в больших глиняных кувшинах. Богиня
Запада невидима и предстает перед людьми
только в образе сокола на стеле. Саркофаг
снимают с катафалка и ставят перед стелой.
Вдова падает на колени и обнимает его
обеими руками. Один из мужчин делает
маленький колпачок из волос и благовоний,
подобный тем, которые водружали на голову
гостей в дни приемов. Плакальщицы, дети,
члены семьи бьют себя руками по голове еще
отчаяннее, чем в начале церемонии. Но жрецам
необходимо выполнить очень важный обряд.
Они уже расставили на столе самое
необходимое для "тризны" - хлебцы и кружки с
пивом, а рядом положили какие-то странные
предметы: тесло, тесак в форме страусового
пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя
завитками на краях. Эти предметы
понадобятся жрецу, чтобы устранить
последствия бальзамирования и вернуть
усопшему возможность двигаться. Он снова
сможет видеть. Он откроет рот, чтобы
говорить и есть (так называемый обряд "отверзания
уст и очей").
Прощание с покойным перед входом в
гробницу
Момент расставания приближается. Скорбь
присутствующих достигает предела. Вдова
начинает первой: "Я жена твоя, Меритра, о
великий, не оставляй меня. Неужели ты
хочешь, чтобы я от тебя удалилась? Если я
уйду, ты останешься один. Кто будет там с
тобой, в твоем окружении? Ты так любил
пошутить, а теперь ты молчишь, ты не
говоришь со мной!"
Ей вторят хором женщины: "Горе, горе!
Плачьте, плачьте, плачьте не переставая!
Добрый пастырь ушел в страну вечности.
Толпа людей удалилась от тебя. Теперь ты в
стране, которая любит одиночество. Ты, кто
любил шевелить ногами, чтобы ходить, теперь
ты пленен, запеленат, связан. Ты, кто имел
столько тонких одежд, теперь ты спишь в
пеленах!
Остается только спустить саркофаг в
гробницу и расставить там погребальную
утварь. Катафалк теперь пуст. Давшие его
напрокат жрецы отвезут его в город, где их
уже дожидаются другие клиенты.
|
Изображение гробницы
Осириса в храмах греко-
римского периода
(вверху - "прорастающий
Осирис", внизу - Исида и
Нефтис у гробв Осириса)
|
Гроб в форме мумии опускают в
прямоугольный каменный ящик; он вырублен
заранее, украшен рельефами и поставлен на
место. Некоторые предметы - трости, оружие и,
может быть, амулеты - кладут рядом с гробом и
закрывают каменный саркофаг тяжелой
крышкой. Около него ставят ящик с канопами,
лари со статуэтками-ушебти и прочую утварь.
Главное, не забыть то, что прежде всего
понадобится покойному, - пищу для его рта и,
как мы их называем, "прорастающих Осирисов" -
деревянные каркасы, напоминающие мумию
Осириса, обтянутые грубой тканью. Их
наполняли смесью ячменя с песком и поливали
в течение нескольких дней. Ячмень
прорастал. Когда побеги достигали
двенадцати-четырнадцати сантиметров, им
давали засохнуть на корню и затем
заворачивали в пелены. Египтяне надеялись
ускорить воскрешение усопшего, ибо Осирис
прорастал точно так же до момента своего
возрождения. В более древних гробницах той
же цели служили вазы, разделенные на две
части поперечной перегородкой с дырочками.
В нижнюю часть наливали воду, в верхнюю
клали луковицы водяной лилии. Она выпускала
корни, которые через отверстия спускались к
воде, а вверх луковица выбрасывала стебли
через одну, а иногда через три горловины,, и
лилия расцветала. Этот обычай, очень
распространенный в эпоху Среднего царства,
позднее был забыт, когда на смену цветущим
вазам пришли "прорастающие Осирисы" - еще
одна победа культа Осириса над древним
солнечным культом.
|