ичто больше
не удерживает на этой земле нашего
египтянина! Предупрежденный Осирисом, он
успел построить и обставить свой "дом
вечности" и принял все меры для его
содержания, какие подсказывали ему его
набожность и обычаи. В тот день, когда он "отплыл
к другому берегу" - египтяне не любили
говорить: "он умер", - его близкие
погружались в траур по меньшей мере на
семьдесят дней. Они прекращали дела и
сидели дома в безмолвной скорби. Если им все
же приходилось выходить, они мазали лицо
илом, как это сделал Анупу, когда подумал,
что его младший брат погиб ("Сказка о двух
братьях"), и беспрестанно били себя по
голове обеими руками. Но они не могли
отложить самое срочное дело: труп надо было
сразу передать бальзамировщикам и выбрать
способ бальзамирования. Таких способов,
если верить Геродоту и Диодору,
насчитывалось три.
Бальзамирование "по первому классу"
требовало много времени и забот. Из головы
трупа извлекали мозг, из тела - все
внутренние органы, за исключением сердца,
обрабатывали и укладывали в сосуды-канопы.
После двойной промывки внутренние полости
вместо извлеченных органов заполняли
благовониями. Затем тело помещали в натрон,
который в изобилии добывали в Вади Натрон,
долине к западу от Фаюма, а также в районе
Нехеба и который египтяне использовали для
самых разнообразных нужд, в частности для
дезинфекции домов. Через семьдесят дней
тело тщательно обмывали и заворачивали в
пелены, широкие льняные полосы, пропитанные
камедью и смолами. Для этой работы
требовалось как минимум пятнадцать
различных веществ: пчелиный воск, чтобы
покрыть им уши, глаза, нос, рот и разрез,
сделанный бальзамировщиком, кассия и
корица, "кедровое масло", которое в
действительности извлекали из
можжевельника, камедь, хна, ягоды
можжевельника, лук, пальмовое вино,
всевозможные смолы, древесные опилки, вар и
гудрон и, разумеется, натрон - главная
составная часть всех смесей. Многие из этих
компонентов были иноземного происхождения,
в частности гудрон и вар; некоторые
добывали из ливанского кедра. Поэтому,
когда прерывалась морская торговля с
Библом, бальзамировщики и их заказчики
впадали в отчаяние от одной только мысли,
что теперь им придется искать какие-то
заменители.
Когда работа заканчивалась, тело
представляло собой скелет, обтянутый кожей,
однако покойного все-таки можно было узнать,
несмотря на ввалившиеся щеки и сморщенные
губы. Мумия Сети I и спустя множество веков
позволяет нам воссоздать черты и выражение
лица этого великого фараона. То же самое
можно сказать и о большинстве других мумий.
Наступало время одеть и украсить мумию. На
нее вешали ожерелья, пекторали и амулеты,
надевали браслеты, напальчники и сандалии.
На разрез, сделанный бальзамировщиком,
чтобы вынуть внутренние органы, клали
толстый золотой лист с выгравированными на
нем четырьмя божествами-хранителями каноп
по краям и глазом "уджат" в середине, который
обладал свойством залечивать раны. Между
ногами мумии клали копию Книги мертвых -
необходимого путеводителя по загробному
царству. Затем все тело забинтовывали
льняными пеленами. На лицо клали маску. У
частных лиц она делалась из полотна с
гипсовой штукатуркой, у фараонов и знати -
из золота, иногда она соединялась золотыми
проволочками с накидкой или воротником из
бус. Се покрывал последний саван. Вместо
этого савана мумия Шешонка, найденная в
Танисе в переднем покое гробницы
Псусеннеса, была защищена футляром из папье-маше,
на котором с помощью золотых листочков и
очень тонких накладок синего фаянса
довольно наивно воспроизведены орнамент и
украшения, обычно выгравированные или
изваянные на серебряном саркофаге. Если все
это время изготовители погребального
инвентаря, которым были розданы заказы, не
сидели сложа руки, через два с половиной
месяца после кончины можно было наконец
положить мумию в гроб и приступить к
похоронам.
|