ы только что
видели, что государственные служащие
заботились главным образом о процветании
царских владений, о сборе налогов, боролись
с грабителями и творили суд. В голодные годы
они кормили народ. Это были их обычные
обязанности. Более почетные и лестные
доставались немногим привилегированным. И,
пожалуй, самой приятной обязанностью была
встреча иноземных посланников, которые
прибывали в Египет либо с военной
контрибуцией, либо для того, чтобы быть
принятыми "на воду фараона", либо чтобы
сообщить ему, что в далекой стране заболела
царевна и исцелить ее может только
египетский врач или присутствие
милостивого египетского бога.
Посланцы Речену, Нахарины и далеких
азиатских стран могли по желанию прибыть по
суше или морем. В первом случае их встречали
пограничные отряды на заставе Пути Хора. Во
втором - они приплывали на кораблях, очень
похожих на египетские. И это неудивительно,
потому что египтяне в корабельном деле были
учениками корабелов Библа.
Прибыв в порт, сирийские капитаны
возжигали смолистые курения и широкими
жестами выражали свою радость по случаю
счастливого завершения долгого плавания.
Они быстро выгружали свои товары, а
египтяне тем временем открывали на
набережной "харчевни" и "пивнушки". Вскоре
появлялся египетский чиновник и вел гостей
к везиру. Шествие было веселым и пестрым.
Поглазеть на него собирались, наверное,
толпы. Художники, которым предстояло
изобразить иноземных гостей в гробнице
везира, изучали их с пристальным вниманием.
Одни гости были в набедренных повязках,
вышитых разноцветными шерстяными нитками,
с кисточками, - другие - в длинных одеяниях с
рукавами, с застежками спереди в виду
шнурка или крючков, третьи - в широких
шерстяных накидках. У некоторых висел на
шее медальон. Женщины - в платьях с воланами.
Слуги вели лошадей медведей, слонов
ростом чуть больше теленка. Несли на плечах
кувшины с терпентином, смолой, медом и
растительным маслом и корзины, полные
золота или лазурита. Но больше всего
египтяне ценили иноземные изделия - оружие
и колесницы, украшения и металлические
сосуды. Сирийцы достигли в изготовлении
этих предметов поразительного мастерства.
Они уже не довольствовались, как в начале
XVIII династии, сосудами с ручками в виде
растений, чашами со скромным рисунком или с
искусственными цветами внутри, а
производили теперь огромные вазы на ножках,
сплошь украшенные гравировкой или
инкрустацией, где растения, фигуры людей и
животных переплетались вокруг ножки, на
боках и на крышке. Здесь были и вазы с тремя
горлышками. Крышки имели форму головы бога
Бэса или грифона. Чаши напоминали теперь
многоэтажные дворцы или подножия для
сфинкса с женской головой. А иногда,
наоборот, чашу поддерживали двое мужчин,
стоящих спина к спине.
Отметим еще жезлы из настоящих или
искусственных слоновых бивней с богатой
резьбой и насаженными на них
набалдашниками в виде головы бога Бэса или
женской головки. Подобные вещи не имели
никакого практического применения. Это
были чисто парадные украшения. Возможно,
поэтому они так нравились египтянам,
которые в своих мастерских делали с них
упрощенные копии. Насколько велик был
интерес к этим иноземным безделушкам, можно
судить по той тщательности, с которой они
воспроизведены в ряде гробниц, например в
гробнице Амисеба.
Посланцы южных стран не уступали по своей
живописности азиатам. Увешанные ожерельями,
с хвостами пантер, привязанными у ркам, с
обритой головой, на которой оставались три
пучка волос, они шли, приплясывая, под звуки
тамбурина. Их жены в одной лишь юбке или в
платье с воланами несли в корзинах на спине
до четырех детей сразу. Мужчины приносили
кожаные щиты, слоновую кость, страусовые
перья и яйца, шкуры пантер, кувшины и мешки.
Они вели за собой на веревке обезьян,
гепардов и длинношеих жирафов.
Однако ни одно из этих шествий не может
сравниться с торжественным кортежем
царского сына Куша Хеви, представшим перед
Тутанхамоном. Большинство нубийцев надели
египетское платье, однако сохранили кое-что
из своих "национальных" украшений. Их
длинные волосы образуют на голове нечто
вроде шапочки с диадемой и страусовым пером.
В ушах у них тяжелые серьги. Шея охвачена
ожерельем. На запястьях сверкают массивные
браслеты. У некоторых на плечах шкура
пантеры, а поверх нее - пояс, перевязь и
передник с изображенными на них солнечными
дисками с лучами. Вожди с достоинством
выступают в прозрачных гофрированных
одеждах, на груди у них - египетские
ожерелья, на ногах - сандалии. У детей, как и
у детей египтян, на правую щеку падает
косичка. К рукам привязаны хвосты пантер. У
носильщиков даров в ушах простые кольца, но
у знати серьги представляют собой золотые
диски с подвесками.
В шествии участвуют воины, которые
преклоняют колени и просят даровать им "дыхание
жизни". Носильщики протягивают на подносах
мешочки с золотом и золотые кольца, другие
несут шкуры пантер и жирафов, бычьи шкуры с
головами. Группа вождей идет впереди
колесницы своего царя, очень похожей на
азиатскую или египетскую; на ней даже
установлен великолепный зонт из страусовых
перьев. Но влекут ее не кони, а два безрогих
быка. За колесницей следуют несколько
пленников со связанными руками и петлей на
шее. Шествие замыкают негритянки со своими
младенцами в заплечных корзинах и в
окружении детей с выбритыми по их обычаю
макушками. Они обнажены по пояс. Как и у
мужчин. У них в ушах серьги, на запястьях -
массивные браслеты, к рукам привязаны
хвосты пантер.
Народы юга не были столь изобретательны,
как финикийцы, но и у них имелись весьма
искусные ремесленники. Похоже на то, что
египетские правители Нубии, которых
называли царскими сыновьями Куша, всячески
способствовали развитию местного
искусства. Об этом можно судить по тому, с
каким удовольствием хеви смотрит на
выставленные перед ним товары, прежде чем
преподнести их своему суверену. Нубийцы
изготовляли не только предметы, похожие на
египетские, - кресла, кровати, подголовники
и колесницы, - но и свое оружие, отличавшееся
от оружия египтян. Их кожаные щиты в
металлической окантовке, укрепленные
металлическими гвоздями, нередко украшали
часто повторяющиеся сценки. На одних мы
видим сфинкса с головой барана, попирающего
своих врагов, на других - фараона,
пронзающего копьем нубийца. Но египтяне еще
больше ценили золотые макеты негритянских
деревушек, стоящих на дне корзины или же на
маленьком столике. Хижина в форме очень
крутой пирамиды прячется в тени финиковых
пальм и дум-пальм. Обезьяны и дети
взбираются на пальмы за плодами. По деревне
разгуливают жирафы со своими проводниками.
Вокруг макета - коленопреклоненные негры.
Ножки столика сделаны в виде фигурок негров,
привязанных к столбам, с нанесенными на них
царскими картушами. Это шедевр нубийского
мастера, вдохновленного египетскими
образцами.
Царский сын Куша, доставивший из южных
стран подобные сокровища, не говоря уже о
слитках золота, черном дереве и слоновой
кости, который мог похвалиться, что в его
владениях царят мир и порядок, поистине
заслужил награду фараона.
|