исцы считали
воинов ниже себя, однако их юные ученики,
ослепленные блеском военной карьеры, порой
меняли кисточку и папирус на меч и лук, а тем
более на колесницу с горячими конями. Этим
юношам прежде всего следовало показать, что
воинский труд - не забава. Среди ученических
упражнений эпохи Рамессидов большое место
занимают описания этих воинских трудов.
Будущего пехотного командира назначали с
колыбели. Когда он достигал роста двух
локтей, его отправляли в казарму. Там его
обучали, да так, что на голове и теле
оставались шрамы на всю жизнь. Если он
ленился, его били, как бьют лист пергамента.
А когда он годился наконец для походов,
жизнь его превращалась в кошмар:
"Приди, [я расскажу] тебе о его походе в
Сирию, о его движении по хребтам, причем его
довольствие и вода на плече его подобны
грузу осла, и образует шея его хребет, как у
осла. Хребет спины его разбит, он пьет воду
протухшую. Он гонит сон. Достигает он врага,
причем он подобен подстреленной (?) птице.
Когда ему удается вернуться в Египет, он
как палка, которую изъел червь. Он болен. Его
схватывает болезнь, [при которой он должен
лежать]. Его доставляют на осле, а его одежды
украдены, и его провожатый [слуга] сбежал"
(перевод О.Д.Брелева).
Все эти беды минуют военачальника на
колеснице. Получив два прекрасных коня из
царской конюшни и пять рабов, он не находит
места от радости. Прежде всего он хочет
показаться в своем родном городе. Он
задирает всех, кто не выказывает ему
восхищения. Он уже отдал внаем двух из своих
пяти рабов, и теперь он собирается купить
личную колесницу. Дышло стоит три дебена
серебра, колесница - пять дебенов. На это
уходит все небольшое наследство, которое он
получил от отца своей матери. Но вот -
очередная стычка с завистниками. Наш
военачальник падает. Он ранен. Его упряжь - в
придорожной канаве, а как раз в это время
высшее начальство проводит общий смотр. И
вот несчастного хватают и приговаривают к
палочному наказанию. Его укладывают на
землю и награждают сотней ударов.
В этом описании много фальши. Писцы,
конечно, не любили военных, и те отвечали им
взаимностью. Старые воины, вернувшись из
походов в Сирию, Нубию или Ливию, могли
окончить свои дни в относительном достатке,
как Яхмес, сын Абен, или получить фиктивную
должность при дворе, как Яхмес из Нехеба, и
не поминали злом свою службу в армии.
"Имя героя [живет] в содеянном им, -
говорит сын Абен, - оно не исчезнет в этой
стране вовеки".
Воинская служба оправдывала себя. После
каждой победы воины делили добычу. Самый
храбрый, чье имя возвещал царский глашатай,
получал участки в своем городе и рабов
обоего пола, отнятых у врагов фараона.
Например, Яхмес получил девятнадцать рабов
и рабынь и золото за храбрость в виде
ожерелий и кубков, подобных кубку Джхути, на
котором была выгравирована следующая
иероглифическая надпись:
"[Сей] дар - по милости фараона
Менхеперра благородному князю,
божественному отцу, любимцу богов, кто
наполнял сердце фараона [радостью] во всех
чужеземных странах и на островах Великой
Зелени, кто наполнил его склады лазуритом,
золотом и серебром, начальнику чужеземных
стран, военачальнику, любимцу доброго бога.
Владыка Обеих земель обеспечивает тебя
навечно, царский писец Джхути".
Другой старый вояка, Диду, которому
пришлось сменить немало должностей - он был
начальником пустынь западнее Фив,
посланником в иноземных странах,
знаменосцем его величества, капитаном
ладьи "Мери-Амон" и под конец
начальником стражи, - тоже неоднократно
удостаивался похвал и награждался золотом.
На его нагрудном ожерелье красовались
золотые пчелы и идущий лев.
Другой знаменосец и его современник,
носивший громкое имя Небкемет ("Владыка
Египта"), получил в награду за службу
браслет из позолоченного серебра.
Однако счастливее всех оказался
знаменосец Небамон, который состарился на
службе фараона и ни разу за всю свою долгую
жизнь не был обруган или наказан. Его
величество фараон решил вознаградить его
двухэтажным домом с внутренним двориком,
осененным пальмами.
А кроме того, ему были дарованы земли с
рабами, освобожденные от всех царских
налогов. Ему присвоили почетное звание "имаху"
("почтенный"). И наконец, не желая, чтобы
он совсем отошел от дел, фараон назначил
Небамона начальником стражников в пустыне
западнее города. Все эти титулы и подарки
были оглашены и вручены ему на военном
параде.
Когда Небамон был знаменосцем, он, подобно
упомянутому выше Диду, ходил на военном
корабле "Мери-Амон". Кстати, на знамени,
которое он держал,. Был изображен корабль с
кабиной посередине, с рулевым веслом и
такелажем. Вся команда собралась на судне,
чтобы присутствовать при награждении ее
бывшего капитана. Военачальники сидят на
табуретах с перекрещенными ножками.
Матросы выстроились в четыре ряда. Небамон
отдает знамя, которое носил, когда был
соратником властелина Обеих земель, в
чужеземных странах Севера и Юга. Он
преклоняется перед знаменем. Затем один из
носильщиков царского опахала вручает ему
другой штандарт с изображением газели со
страусовым пером на спине - символом частей
стражников, патрулирующих пустыню к западу
от Фив, а также цилиндрик в форме пальмы
чуть длиннее ладони, в котором, наверное,
был папирус с копией дарственной грамоты
Небамону. После этого патрульные пустыни,
меджаи, пройдут парадным маршем перед своим
новым начальником. Два военачальника
преклоняются перед ним, опираясь на локти.
Проносят штандарты; на них написаны имена,
номера и символы отрядов меджаев. Наконец
звучит труба, и начинается парад. Впереди
идет знаменосец, за ним - лучники, а потом -
тяжеловооруженные пехотинцы с копьями и
щитами. Когда они проходят перед Небамоном,
лучники приветствуют его поднятым в правой
руке луком, затем вешают его себе на шею и
маршируют дальше, сжав руки в кулаки.
Этим людям поистине не пришлось
жаловаться на своих повелителей. Однако
было немало других военачальников и
рядовых воинов, которые не смогли построить
себе пышные гробницы с росписями,
изображающими их военные подвиги, а потому
мы о них ничего не знаем. И тем не менее
дошедшие до нас изображения рассказывают
кое0что о жизни простых египетских воинов.
Высшее воинское начальство, царские писцы и
наборщики рекрутов - Чануни, Хоремхеб,
Аменемхеб и прочие - весьма заботились о
войсковом довольствии. Как правило, оно
состояло из хлеба, говядины, овощей,
пирожков и всяких иных продуктов, способных
угодить воинам. С командирами во главе они
подходили строем, каждый со своим мешком.
Вот они входят в ворота и видят на воре
кувшины и корзины с сухарями, пирогами и
кусками мяса. Позади корзин сидят на земле
пожилые люди в белых одеждах. Это,
несомненно, пекари и повара. Писцы отмечают
в списках людей и полученную ими провизию.
Древнеегипетские воины
В обязанности Небамона, после того как он
встал во главе отрядов меджаев, входило,
помимо всего прочего, воспитание и обучение
новобранцев. Этот счастливчик исполняет их,
сидя на табурете; рядом с ним два денщика,
которые держат наготове еще один табурет,
сандалии и палки. Перед ним писцы
запечатывают кувшины с вином, клеймят быков,
отмеряют продовольствие и все записывают.
Надо полагать, что вся эта провизия
предназначалась не только одному Небамону,
но и его воинам.
Рамсесы, как и их предшественники,
старались, чтобы воин был сыт и хорошо
снаряжен. Они делали все возможное, чтобы
воины не жаловались на свою судьбу. Именно
поэтому Рамсес II так сурово обвиняет своих
воинов, которые бросили его одного среди
врагов, и ему пришлось уповать только на
помощь Амона:
"Как ничтожны вы сердцем, мои колеснице!
Нет у меня отныне доверия к вам. Разве есть
хоть один среди вас, кому я не сотворил бы
добра в стране моей? Не одарял ли я вас как
владыка, когда вы были бедны? Не назначал ли
я вас по благосклонности своей
начальниками? Не отдавал ли я сыну
имущество отца его, положив конец всякому
злу в сей стране? Я дал вам рабов и вернул
вам других, отобранных у вас.
Всякому, обращавшемуся с просьбой ко мне,
я говорил каждодневно: "Исполню я это".
Никогда еще не делал владыка для войска
своего того, что совершал мое величество по
прошениям вашим. Я позволил вам обитать в
городах ваших, когда вы не выполняли
обязанности воинов, и моим колесничим
открыл я доступ в города их, говоря: "Я
тоже найду их в тот день, в час сражения" (Перевод
М.А.Коростовцева).
Рамсес II явно жалел, что сделал жизнь
своих командиров и колесничих такой
вольготной, однако Рамсес III не извлек из
этого урока и поступал точно так же. Через
несколько лет после восшествия на престол
все враги его были укрощены и не смели
показываться на границах. Воины
превратились в своего рода рантье, жили в
избранных ими городах со своими семьями и
бездельничали.
"Дал я пребывать в праздности войску и
колесничим в мое время, причем шердены и
кехеки (ливийские наемники. - И.С.)
пребывали в своих городах покоящимися в
праздности. Не испытывали они страха, ибо не
было мятежей в Сирии и схваток в Куше. Их
луки и их оружие мирно покоились на складах,
тогда как они насыщались и пили с радостью.
Их жены были с ними, и дети их при них. Не
оглядывались они назад [из беспокойства].
Сердца их довольны, ибо был я с ними, защищая
и охраняя их" (перевод И.П.Сологуб).
Короче говоря, все, что рассказывает
Геродот о египетской армии времен
Псамметиха, вполне применимо к армии эпохи
Рамсесов. В ней служили воины двух родов
войск - "каласирии" и "гермотибии";
точно так же Рамсесы различали пехотинцев,
"меша", и колесничих, "нетхетер".
Они не обучались никакому ремеслу, кроме
воинского, и передавали его по наследству
от отца - сыну. Царская гвардия получала
дополнительное довольствие зерном6
телятиной и говядиной.
|