устыня
внушала египтянам страх и уважение. Они не
забывали о том, что в доисторическую эпоху
их предки долго бродили по ней, прежде чем
обосноваться в долине Нила. Один из
египетских богов, Мин, чьи главные
святилища были в Ипу в Коптосе, царствовал
над всеми пустынями между этими городами и
Красным морем. Его избранной резиденцией
была "гора священная, первородная, первой
поставленная на земле Ахетиу [Ахет - страна,
расположенная за пределами земель,
известных египтянам], дворец божественный,
давший жизнь Хору, гнездо божественное, где
процветает этот бог, священное место его
отдыха, царь гор божественной земли".
Всевозможные опасности подстерегали
путника, отважившегося углубиться в эти
священные владения без должных
приготовлений: голод, жажда и нежелательные
встречи ожидали его там. Львы, которые
раньше подходили к Нильской долине и
нападали на быков, уже почти исчезли, но по-прежнему
следовало остерегаться волков, пантер и
леопардов. Однажды Хоремхеб столкнулся
лицом к лицу с огромной гиеной. К счастью,
этот храбрый воин был вооружен. Вытянув
вперед левую руку, он уже занес правую руку
с копьем, но под его пристальным взглядом
гиена отступила.
Пустыня восточнее Гелиополя кишела
змеями. Путешественники видели там и совсем
странных зверей: грифонов с человеческой
головой, крылатых пантер, гепардов с длиной,
как у жирафа, шеей, зайцев с квадратными
ушами и прямым, как стрела хвостом, Иногда
встречались племена кочевников вроде тех,
что однажды предстали перед "князем" города
Меенат-Хуфу: мужчины, вооруженные
метательными палками, луками и дротиками,
их жены и дети а впереди всех выступали "шейх"
и жрец с цитрой. Это мирное племя хотело
лишь обменять на зерно свой зеленый и
черный порошки, из которых египтяне
изготовляли различные косметические
средства для подведения глаз. Но другие
племена занимались только разбоем, Для
безопасности путников в пустыне строили
святилища. В одном из таких святилищ на пути
от Гелиополя к Красному морю недавно
обнаружена скульптурная группа,
изображающая Рамсеса III и богиню. Памятник
покрывают надписи, извлеченные главным
образом из одного древнего сборника, где
часто упоминаются жены Хора. Кто умел, читал
эти надписи. Но, возможно, достаточно было
лишь взглянуть на них или прикоснуться к
ним? Во всяком случае, путники шли дальше с
надеждой, что милость богов, дарованная
фараону, распространится и на них.
Либо потому, что они не сумели заручиться
расположением богов, либо потому, что им, к
несчастью, попался скверный проводник,
путешественники иногда сбивались с пути и
блуждали по пустыне. Некий Интеф, которому
при Аменемхате I поручили доставить блоки
из каменоломен "бехена", рассказывает:
"Мой господин послал меня в Рахену, чтобы я
привез этот прекрасный камень, лучше
которого не привозили со времен богов. Но не
было ни одного охотника, знавшего, где
находится [Рахену] и как туда добраться. И
вот я восемь дней блуждал по пустыне, не
зная, где нахожусь. Тогда я простерся на
животе перед Мином, Мут - великой
волшебницей, и перед всеми богами пустыни. Я
возжег перед ними терпентин. Утром, когда
земля озарилась и пришел новый день, мы
вступили на ту превосходную гору Верхнего
Рахену".
Интеф добавляет, что его партия рабочих во
время блужданий по пустыне не разбрелась и
ему не пришлось оплакивать мертвых. Но
Интефу и его спутникам просто повезло.
Сей достойный "инженер" познакомился с
пустыней по воле случая. Но были египтяне,
которые проводили в песках многие годы,
отыскивая месторождения подступы к ним, а
также, несомненно, по склонности к бродячей
жизни. Некий Саанх, начальник стражников
пустыни, управитель Египта в этих местах и
начальник гарпунщиков на реке, руководил
здесь экспедициями и собрал для них столько
припасов - бурдюков, одежд, хлеба, пива и
свежих овощей, - что, казалось, долина Рахену
превратилась в зеленый луг, а гора "бехена" -
в озеро. В возрасте шестидесяти лет этот
отец многочисленного семейства, у которого,
как у патриарха ИаковаЮ было семьдесят
детей, без устали бороздил пески пустыни от
Таау в Менат-Хуфу до Великой Зелени, охотясь
по дороге на птиц и зверей. Именно таким
неутомимым исследователям мы обязаны
картам вроде той, что хранится в Туринском
музее, которые по праву считаются самыми
древними картами в мире. Они представляют
район каменоломен и золотых рудников
Коптоса, как их тогда называли. Пески
окрашены в ярко-красный цвет, горы - в темно-желтый.
Отпечатки ног на дорогах указывают
направление. Крепость отмечает
местоположение развалин, где фараон Сети
некогда поставил стелу.
Мы уже рассказывали о стараниях Сети и его
сына отыскать воду в этой стране жажды.
Рамсес III с гордостью вспоминает, как он
построил в пустыне Айн большой водоем и
обнес его стенами, нерушимыми, как медные
горы... Входные ворота были из пихты, засовы
и замки - из бронзы.
В некоторых вади восточной пустыни росли
драгоценные фисташковые деревья, чью смолу,
"сенечер", возжигали в храмах, дворцах и
домах. Правда, богам больше нравились
благовония страны Пунт. Когда "потерпевший
кораблекрушение", выброшенный на остров,
убедился, что хозяин острова, огромный Змей,
вовсе не так жесток и страшен, как ему
показалось сначала, он пообещал ему смолу
фисташкового дерева. Посмеявшись над его
наивностью, Змей сказал:
"Немного у тебя мирры, то, чем ты владеешь, -
это ладан. Я же - владыка Пунта, и мирра
принадлежит мне!"
Настоящие благовония были действительно
редкостью, но вместо них возжигали в
курильницах терпентин, от которого
поднимался душистый дым, приятный для богов
и людей. Кроме того, терпентин жгли, когда
забивали животных на дворе храма, да и в
частных домах, как средство против
затхлости и насекомых; кроме того его
использовали в косметике.
Пчелы охотно посещали фисташковые рощицы,
поэтому там не только срезали черенки,
чтобы высадить их в саду храма, но и
собирали дикий мед, который пользовался
большим спросом. Рамсес III назначил
специальные отряды стражников и лучников
для охраны караванов сборщиков. Благодаря
им путники чувствовали себя в
негостеприимной пустыне в такой же
безопасности, как в Тамери, на возлюбленной
земле Египта.
|