ерховного
жреца Амора Рама-Раи можно привести в
пример как доброго хозяина.
"О жрецы, писцы дома Амона, превосходные
служители божественных жертвоприношений,
пекари, пивовары и кондитеры, входящие в эту
мастерскую при доме Амона! Произносите имя
мое каждый день, поминая меня добром,
прославляйте меня за мои добрые дела, ибо я
был хорошим человеком.
Я нашел эту комнату в полном разорении;
стены ее обвалились, деревянные балки
сгнили, дверные рамы, которые были из дерева,
исчезли, точно так же как краски с рельефов.
Я восстановил ее полностью, сделал больше,
чем она была, расширил, приподнял потолок. Я
сделал дверные рамы из камня-песчаника,
вставил в них двери из настоящей пихты. Я
превратил ее в удобную мастерскую для
пекарей и пивоваров, которые ныне здесь. Я
сделал ее гораздо удобнее для работы, чем
прежде, ради бога служителей моего бога
Амона-Ра, царя богов".
Другой верховный жрец Амона, Бакенхонсу,
по-видимому, тоже заслужил всяческих похвал:
"Я был добрым отцом для моих подчиненных,
обучал молодых людей, протягивал руку
несчастным, обеспечивал тех, кто был в нужде,
делал много полезного в своем храме, как
главный управитель работ в Фивах, по
приказу... Рамсеса II".
Остается только надеяться, что
подчиненные не стали бы опровергать эти
слова.
Обычай ограничивал рабочий день слуг и
мастеров разумными пределами. Тем не менее
рабочий люд не раз протестовал, и не без
причины. Иногда протесты принимали форму "забастовки".
Работники получали причитающиеся им
провизию и одежды иногда раз в месяц, а
иногда раз в два или даже в четыре месяца.
Менее предусмотрительные, даже не будучи
обжорами, ухитрялись все проесть задолго до
новой выдачи.
"Мы подыхаем с голоду, а до следующего
месяца еще восемнадцать дней!"
Работники собирались на площади перед
административным зданием: "Мы не вернемся,
передайте это начальникам, которые
собрались там".
Чиновник рассказывает о сложившейся
ситуации: "Мы пошли, чтобы их выслушать, и
они сказали нам правдивые слова".
Голодающие толпами приходят к складам.
Однако они не пытаются взломать двери. Один
из них громко жалуется: "Нас пригнал сюда
голод, пригнала жажда, у нас нет больше
одежды, нет масла, нет рыбы, нет овощей.
Пошлите к фараону, нашему хозяину, пошлите к
царю, нашему повелителю, чтобы нам дали
средства для жизни!"
Эту жалобу он повторяет перед городским
чиновником, но кое-кто уже боится за него и
готов сказать, что в общем все в порядке.
Однако другие рабочие отказываются
разойтись, пока им не раздадут провизию.
Чиновники решают уступить. Они призывают
писца-счетовода и говорят ему:
"Проверь зерно, которое ты получил, и
раздай его людям некрополя!"
"И тогда призвали Памонтунебиата и стали
выдавать нам наши порции зерна каждый день".
Таким образом, угроза восстания была
предотвращена.
Участь работников была не так уж тяжела,
когда хозяева заботились о них, как
Бакенхонсу или Рама-Раи, вовремя строившие
для них жилища и удобные, чистые, хорошо
проветриваемые мастерские; им регулярно
раздавали припасы и одежду, а
непредусмотрительных успокаивали
дополнительными выдачами. У них было много
свободных и праздничных дней, и у нас есть
все основания полагать, что наиболее
серьезные и умелые работники со временем
могли стать надсмотрщиками или мастерами,
поднакопить всякого добра и окончить свои
дни мелкими собственниками или хозяевами.
Когда настали смутные времена и
разгорелась борьба между сторонниками
Амона и сторонниками Сетха, работникам
пришлось хуже всех, и они толпами примыкали
к бунтовщикам.
|