роизводство
каменных сосудов, достигшее совершенства
еще при I династии, по-прежнему процветало в
эпоху Рамсесов. Из алебастра, сланца и
мрамора вытачивали кувшины, вазы, сосуды,
бокалы и чаши, порой украшенные фигурами
людей или животных. Инструмент мастеров был
предельно прост. Наиболее типичный - сверло
с деревянной ручкой, вверху обтянутой кожей.
Зажав каменную заготовку между колен,
ремесленник высверливал ее, вращая сверло
ладонями. Иногда его постигала неудача.
Сверло могло пробить стенку сосуда, но это
несчастье было поправимо: мастер аккуратно
вырезал поврежденное место и ставил
каменную заплату. В гробнице Тутанхамона
сохранились образцы каменных сосудов,
которые свидетельствуют скорее о
мастерстве их изготовителей, чем об их
вкусе, и многие предпочли бы им, например,
прекрасную амфору из гробницы Пуиемра,
украшенную только короткой
иероглифической надписью.
Многие ремесленники занимались
обработкой металлов. Сокровищница Бубаста
с ее золотыми и серебряными вазами, с ее
жертвенными чашами, серьгами и браслетами,
а также драгоценные украшения из гробницы
Сиптаха из Серапеума, хранящиеся ныне в
Лувре, создают впечатление, что изделия
эпохи Рамсесов по богатству и разнообразию
не могли сравниться с потрясающей
коллекцией Тутанхамона или Псусеннеса.
Однако заглянем в Большой папирус Харриса,
где перечислены щедрые дары Рамсеса III
богам. Каждый раз речь идет о золоте,
серебре, меди, лазурите и настоящей бирюзе.
Двери фиванских святилищ сделаны из золота
или меди, сверкавшей как золото. Статуи
богов облачались в золото. Жертвенные столы
и чаши - из серебра. Декреты о привилегиях
Амона высекались на золотых, серебряных и
медных пластинах. Роскошь великого дома
Амона и его священная ладья не поддавались
описанию. В храме Атума в Оне, стояли
золотые весы, равных которым не было нигде
"со времен богов". На пьедестале сидел
большой павиан, вылитый из золота, и
наблюдал за правильностью взвешивания.
Двадцать одна статуя Нила была изготовлена
из всевозможных материалов. Храмам
пожертвовано 13 568 статуэток из настоящего
лазурита и бирюзы, примерно вдвое меньше из
золота и других материалов, но и это уже
значительная цифра. Во всех храмах были
свои сокровищницы. Добавим к этому
драгоценности самих фараонов и частных лиц,
и тогда нам удастся составить
представление о деятельности
ремесленников, работавших с металлом.
Изготовление бус из камня (XVIII династия)
|
В мастерских начинали с того, что
тщательно взвешивали золото и серебро и
только потом передавали их мастеру. Весы
существовали лишь для этой цели, во всяком
случае в мире живых, а в загробном их
использовали для взвешивания сердец в
присутствии Осириса и богов Аментета (Запада,
где находился потусторонний мир). Зерно
измеряли египетскими мерами. Слитки
азиатской меди принимали на счет и не
взвешивали. Весы состояли из колонны (она
заканчивалась головой Маат, богини истины),
вделанного в колонну горизонтального
металлического прута и коромысла со
стрелкой посередине; на концы коромысла
подвешивали на трех шнурах две одинаковые
тарелки. чтобы произвести взвешивание,
коромысло с тарелками ставилось на прут так,
чтобы оно сохраняло полное равновесие. Гири
делались в форме лежащего быка. Металл
поступал в мастерские в виде колец.
Весовщик клал на противовес гири,
придерживал руками колебавшиеся тарелки и
проверял, чтобы стрелка стояла вертикально.
Писец, вынув из футляра кисточку и палетку,
записывал результат в присутствии
начальника храмовых мастерских, который
затем забирал взвешенное золото и
передавал его мастерам.
Взвешивание золотых колец
(XVIII династия)
|
Золотых дел мастерам для работы
требовались золотая проволока для цепочек,
пластинки и ленты для оправы камней,
большие пластины для изготовления ваз и
кубков, золотые трубки для браслетов, а
также слитки. Поэтому, чтобы получить все
эти разнообразные заготовки, металл прежде
всего плавили в тиглях над очагом. Для
плавки золота и серебра египтяне
пользовались открытым огнем. С полдюжины
ремесленников вставали вокруг очага и
усиленно раздували пламя через длинные
трубки, на концах которых располагалась
глиняная насадка с маленькими отверстием.
Они перебрасывались шутками, да ничего
больше им и не оставалось, потому что работа
была изнурительной. Этот метод,
унаследованный с древнейших времен,
значительно улучшился в эпоху Нового
царства. Теперь воздуходувные трубки
вставляли в лежащие на полу мехи с
отверстием на противоположном конце;
отверстие-клапан по мере надобности
открывалось и закрывалось с помощью
веревок, привязанных к двум мехам-бурдюкам.
Работник становился на них ногами, держа по
веревке в каждой руке, и поочередно
перенося тяжесть тела с одного меха на
другой и дергая то за одну веревку, то за
другую, открывал или закрывал отверстие-клапан
и струя воздуха устремлялась из трубки в
очаг.
В кузнице. Слева - ножные мехи
Когда металл расплавлялся, двое горновых,
которые не боялись ни жары, ни дыма,
подхватывали тигель двумя металлическими
прутьями, отбивали изогнутую горловину и
выливали металл в изложницы, расставленные
на столе. Полученные слитки в форме кубиков
передавали кузнецам: большой камень
заменял им наковальню, а камень поменьше -
молот. С помощью этих простейших
инструментов они выковывали проволоку,
бруски или пластины. После этого заготовки
отжигали, даже если металл был достаточно
чистым. А затем снова нагревали, чтобы
вернуть ему пластичность. Мастер брал
пластину щипцами, приближал к огню и
раздувал его через трубку, которую держал
во рту. Для получения проволоки прутья
протягивали через волочила со все более и
более мелкими отверстиями. Эти простейшие
способы позволяли мастерам получать
практически все необходимые заготовки.
Оставалось только нарезать их и собрать.
Когда мастер хотел сделать золотую или
серебряную чашу, он садился на табурет
перед врытым в землю верстаком и, умело
орудуя инструментами, придавал пластине
нужную форму.
После окончания основной работы
начиналась отделка. Египтяне использовали
огромное количество видов украшательства:
могли изобразить на чаше или сосуде
жанровую или ритуальную сцену, окружить их
геометрическим или растительным
орнаментом или же, возжаждав строгости и
простоты, ограничивались короткой
иероглифической надписью, великолепно
выгравированной на изящной вазе. После
окончательной отделки и полировки изделие
ставили на подставку, которая к концу
рабочего дня заполнялась самыми разными
предметами.
|