писывая
жилище египтянина, мы заметили их любовь к
садам. В городе, как и в деревне, каждый
хозяин дома стремился иметь свой сад, где бы
он выращивал фрукты и овощи. Особенно
трудоемкой была поливка садов. Кстати, это
единственная из садовых работ, о которой мы
что-то знаем. Сад с огородом был разделен на
небольшие квадраты канавками,
пересекавшимися под прямым углом. Долгое
время, и даже в эпоху Среднего царства,
садовники ходили к водоему, наполняли водой
глиняные круглые кувшины, своего рода лейки,
приносили их, подвесив по две на коромысло,
и выливали в головную канаву, откуда вода
растекалась по другим канавкам, орошая весь
сад. Это была нудная и тяжелая работа.
Изобретение шадуфа, наверное, показалось
египтянам истинным даром богов.
Поливка садовых деревьев с помощью
шадуфа (гробница Иупи)
На берегу водоема вкапывали вертикально
толстый столб высотой примерно в два
человеческих роста. Его могло заменить
дерево с обрубленными ветвями, если оно
стояло на подходящем месте. К нему
привязывали длинный шест, чтобы он мог
вращаться во всех направлениях. К толстому
концу шеста привязывали тяжелый камень. К
тонкому подвешивали на веревке длиной в
пять-шесть локтей сосуд из холста или
обожженной глины. Крестьянин тянул веревку
вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх
чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб, и
все начинал сначала. В саду Ипуи работало
одновременно четыре шадуфа.
Эти примитивные приспособления довольно
эффективны, что подтверждает их
существование до сих пор. Однако похоже, что
египтяне Нового царства, по-видимому,
использовали их только для полива садов. Их
нет ни на одной сцене, изображающей работы
на полях. Что касается сакиэ, колеса с
горшками (водоподъемная машина, вращаемая
животными), чей скрип сегодня кажется
неотделимым от египетской деревни, то о нем
в документах времен фараонов ни разу не
упоминается. И неизвестно даже, когда
именно появилось оно в Нильской долине. В
некрополе жрецов Тота в Гермополе,
неподалеку от гробницы Петосириса, в
Антиное и в храме Таниса были найдены два
колодца большого диаметра. Первый из них
явно предназначался для сакиэ, однако
эти колодцы не могли быть древнее гробницы
Петосириса, которая относится скорее всего
к царствованию Птолемея Сотера.
|