овременников безмерно восхищал
царский дворец в Пер-Рамсесе. К сожалению,
их описания ничем не подтверждены. Даже
точное местоположение дворца неизвестно.
Раскопки не принесли на этот счет никаких
позитивных результатов.
В Дельте известны и другие
царские резиденции. Остатки дворца были обнаружены в Кантире. Деревушке под сенью
двух пальм, в двадцати пяти километрах к югу
от Пер-Рамсеса. Когда фараон ожидал свою
невесту, дочь хеттского царя, которая,
стремясь к своему нареченному, пересекла в
середине зимы всю Малую Азию и Сирию, он из
галантных побуждений построил в пустыне
между Египтом и Финикией укрепленный
дворец, где собирался ее встретить.
Несмотря на удаленность, в этом дворец было
все, что душа могла пожелать.
План
дворца-храма
В своем городе к западу от Фив
Рамсес III имел дворец, который называл "домом
радости". Остатки его были раскопаны и
изучены археологами Чикагского восточного
института. Фасад дворца выходил на первый
двор храма. Украшавшие его рельефы
красноречиво свидетельствовали о
могуществе фараона. На них Рамсес избивал
врагов булавой, в сопровождении блестящего эскорта посещал свои конюшни, на колеснице,
в боевых доспехах готовился повести войска
в бой и, наконец, вместе со всем своим двором
следил за борьбой и упражнениями своих
лучших воинов. В середине фасада был пристроен богато изукрашенный балкон для
появлений царя перед народом, под балконом
четыре изящные колонки в форме стеблей
папируса несли трехчастный рельеф: в нижнем
регистре был изображен крылатый солнечный диск, в среднем
- пальмы, в верхнем - уреи с
солнечными дисками на головах. Здесь
появлялся фараон, когда народ допускался на
храмовый двор в честь праздника Амона.
Отсюда он раздавал награды. Балкон этот
сообщался с царскими покоями. Они
представляли собой анфиладу множества
залов с колоннами (в том числе тронный зал,
личный покой фараона и ванная комната). От
покоев царицы их отделял вестибюль. Покои
царицы тоже насчитывали множество комнат.
Длинные прямые коридоры облегчали переходы
из одних апартаментов дворца в другие, а
также наблюдение и охрану, потому что
Рамсес III, наученный своим горьким опытом,
был подозрителен и осторожен.
Тронный зал, если судить по
глазурованным плиткам, найденным здесь
более тридцати лет назад, и фрагментам
рельефа, обнаруженным сравнительно недавно
американской экспедицией, выглядел
довольно суровою Фараон повсюду
представлен в виде стоящего сфинкса, а
также его царскими картушами. Враги Египта
изображены связанными у его ног. Они
облачены в богатые одеяния, расшитые
варварскими узорами, при этом художник постарался, как можно точнее передать их
лица, прически и украшения. На ливийцах мы
видим татуировку, на неграх - крупные
серьги, у сирийцев на шее - медальоны, у
кочевников-шасу - заколотые гребнями
длинные, отброшенные назад волосы. Однако
надо думать, личные покои фараона и царицы
украшали росписи и рельефы на более приятые
темы.
Царские жилища занимали не
особенно большую площадь. Это было квадратное сооружение со стороной менее
сорока метров. Несомненно, фараон не
останавливался здесь надолго, потому что у
него был дворец и на другом берегу. В Дельте
дворцов построено предостаточно, только
выбирай! Мемфис, Он, Пер-Рамсес всегда
радовались приезду фараона. Но он затеял
еще одно строительство между Оном и
Бубастом, на месте, которое арабы называют Телль-эль-Яхудиа; здесь и найдены
глазурованные плитки того же типа, что в Мединет-Абу.
Время так безжалостно обошлось с
дворцами фараонов Сети и Рамсесов, что, для
того чтобы составить более ясное
представление о дворцах фараонов Нового
царства, нам приходится обратиться к
царской резиденции Эхнатона, отстоящего по
времени от этих фараонов совсем недалеко.
Роспись полов во дворце Эхнатона в
Ахетатоне
Пол колонных залов украшает
мозаика - пруд с рыбами и водяными лилиями, окруженный зарослями камыша и папируса, с
летящими над ним водоплавающими птицами; с
воды взлетают дикие утки. Колонны обвиты виноградными лозами и плетями вьюнка.
Капители и карнизы прекрасно инкрустированы. На стенах изображены сцены
из жизни царской семьи: царь и царица сидят
друг против друга: Эхнатон - в кресле,
Нефертити - на подушке. На коленях у нее
младенец; старшая из царевен обнимает
младшую; две другие играют рядом на полу.
Многие ученые утверждают, что не встречали
более очаровательной сцены в египетском
искусстве, но это, пожалуй, преувеличение. В
самом деле, пруды, папирус, птицы, животные - все это
классические персонажи рельефов.
А в Мединет-Абу мы видим фараона, окруженного очаровательными наложницами.
Можно с уверенностью утверждать, что дворцы
фараонов XIX и ХХ династий украшались с такой
же роскошью. Как и во времена Эхнатона,
стены, потолки, мозаичные полы, колонны и
карнизы радовали глаза и душу свежестью
красок и образов. Богатая мебель, роскошные
украшения и одежды создавали исключительно
изысканный ансамбль.
|