|
||
|
||
гиптяне,
как я сказал, давно уже создали свое
особое государство, свою особую
религию, свой особый быт, и так как они
жили отдельно от других народов, мало
сообщались с другими странами, то
жизнь их представляла чрезвычайно много
своеобразного. Другие народы
древности с изумлением смотрели на
Египетский народ: Геродот называет
Египет "страною чудес", где
гораздо более удивительного, "превосходящего
описание", чем в какой-либо другой
стране.
Что же, однако, возбуждало такое удивление? Прежде всего, само устройство жизни и быта. В устройства, народного быта в древнем Египте прежде всего бросается в глаза одна особенность: все Египтяне были разделены на известный сословия или касты. На первый взгляд касты напоминают наши сословия: духовенство, дворянство, купечество, сословие ремесленников и проч. Но это может казаться только на первый взгляд: в действительности, есть очень большая разница. У нас можно переходить из одного сословия в другое: стоить, например, дворянину внести "гильдию", и он получает право торговать, а сын купца или мещанина может дослужиться до дворянства; сын священника может сделаться врачом или переходить в военную службу и т. д. Но у Египтян нельзя было переходить из одной касты в другую: во-первых, кто раз занимался одним каким-нибудь делом, тот должен был заниматься им вечно: торговец - торговлей, земледелец - земледелием; во-вторых, всякий должен был заниматься тем и исключительно тем только делом, которым занимались его предки: отец, дед, прадед... Кроме этого, в кастовом устройстве была еще одна особенность: у нас дворянину ничто не мешаете жениться на девушке купеческого происхождения, купцу на дворянки и т. д. В Египте было иначе: там человек одной касты не мог жениться на девушке из другой касты - это строго запрещалось законом. Правда, в Египте законы в этом отношении не были так безусловно и неумолимо строги, как это было, например, в Индии, где также существовало деление на касты и отчасти существует и теперь. Многие ученые даже думают, что касты существовали в Египте только в древнейшее время, а впоследствии это строгое разделение всех людей было забыто или, по крайней мере, не соблюдалось так строго, как в старину. Главных каст было две: жрецы и воины. Прежде чем говорить об египетских жрецах, познакомимся с религией Египтян, ибо по религии народа можно составить понятие и о самом народе, о его нравственных качествах, о степени его развития. У Египтян была своя религия, ибо не бывало еще народа, который бы не имел религии, который бы не имел богов. Мало того: Геродот говорит, что Египтяне были очень богобоязненны, и ни один из известных ему народов не отличался таким уважением к своим богам, таким строгим исполнением всех религиозных предписаний и обрядов. В чем же заключалась религия Египтян? Это не был монотеизм, т. - е. вера в Единого Бога, какая была в древнем мире у одних только Евреев. Египтяне верили не в бога, но в богов, их религия была, стало быть, политеизм, т. - е. Многобожее. Кто же были эти многие боги? Кому или чему - поклонялись они, как богам? Египтяне, подобно всем языческим народам, поклонялись силам и явлениям природы. Человек встречает в природе много явлений, которые производят на него сильное впечатление. Такова, например, гроза, со всеми величественными, благотворными, и в то же время наводящими страх, явлениями и последствиями, ее сопровождающими. Таковы - солнце, его восход и захождение, его видимое движение по небесному своду, перемены, которые происходят, от действия солнечных лучей на землю в продолжительности дня и ночи, соответственно различным временам года. Таково влияние солнца на природу и человека которое бывает приятно и полезно для человека, как, например, весною, то - гибельно, когда слишком сильный и продолжительный жар иссушает и сжигает растительность, стало быть, разрушает, губит труд человека, или вызывает заразительные болезни, как бывает в очень жарких странах. Таково - море, всегда могучее и величественное, но иногда прекрасное и привлекательное, как бывает в ясную, тихую погоду, часто - грозное и опасное, как бывает во время бури, и всегда коварное, т. - е. возбуждающее в человеке опасение, недоверчивость. Таковы далее - различный движения, происходящая в воздух, например буря, которая топит корабли, разрушает жилища людей, разгоняет дождевые тучи или, как мы видали, бывает в африканских пустынях, приносить смерть целым караванам. Евреи также поражались этими явлениями природы, но, имея истинную веру, они умели возводить все эти явления к одному общему Источнику, к одной общей Причине, к одной Силе, все создавшей и всем управляющей. В каждом из этих явлений для Евреев сказывались всемогущество и мудрость Единого – Иеговы, "сотворившего небо и землю со всею красотою и великолепием их". "Все премудрости сотворил Ты, слава Тебе, сотворившему все" говорится в одном еврейском псалме... Но из всех народов древнего мира только одни Евреи сознавали, что все эти явления природы: и светила, и море, и ветер и проч. и проч. - создания Единого Бога. Другие народы, видя, что солнце восходить и заходит, что оно движется по небу, что ветер пробегает громадные пространства, что море то дышит спокойно, то волнуется, и, точно рассердившись на что-нибудь, яростно устремляется на берега, видя все это - они думали, что солнцем, морем, воздухом управляют особые, живые, разумные существа или отдельные боги, или, что это солнце, это море, воздух сами суть боги, то добрые и милостивые, которые делают добро человеку, то гневные и грозные, которые готовят ему беды и страдания, преследуют, губят его, не желают ему добра. Кроме того, они замечали в природе, что стихии нередко вступают между собою как бы в спор или борьбу: то, например, облака закрывают солнце и лишают землю благотворного влияния его теплых лучей; то ветер разносит тучи и лишает иссохшую землю необходимого для нее дождя, или солнце палит и сжигает растительность, и как бы не дает образоваться дожденосным облакам, и т. д. и т. д. Они выводили отсюда такое заключение: что добрые боги ведут борьбу с злыми богами: в одно время одерживает верх добрый бог, доброжелательный человеку - тогда человеку бывает хорошо; иногда победа остается за злым богом, и тогда человеку приходится плохо. Так точно думали и Египтяне: они также признавали много богов и богинь. У них были: бог солнца, богиня луны, богиня земли, бог реки Нила и т. д. Самый главный из этих богов был бог солнца, который имел несколько имен, и, между прочим, назывался Амон или Ра. Я не буду говорить о всех богах египетских, которых жрецы насчитывали множество. Упомяну только об одном, которого Египтяне особенно любили и чтили. Это был Озирис. О жизни Озириса у Египтян сложился целый ряд или круг сказаний (такие сказания о богах называются у нас обыкновенно греческим словом "миф", и есть целая наука, которая занимается объяснением смысла и значений таких мифов, - мифология. Египтяне рассказывали, что некогда во всем Египте правил добрый царь Озирис, у которого была не менее добрая жена Изида. Долго царствовали они счастливо и благодетельно, пока не явился противник, который позавидовал счастью Озириса и общей любви к нему народа. Этот противник был брат Озириса Тифон, живший в знойной Ливийской пустыне, откуда, как мы видели, доносится до Египта страшный ветер хамсин. Тифон задумал погубить брата и воцариться вместо него. С этой злой целью он составил заговор и, выбрав себе 70 таких же злых, как и он сам, пособников, приказал устроить богато украшенный гроб, который приходился бы как раз по росту Озириса. Затем в один день он пригласил на пиршество своих сообщников, позвал и Озириса. После пиршества Тифон велел принести гроб и объявил, что дарит его тому из своих гостей, кому он придется по мерке (мы увидим поели, что вследствие особого взгляда Египтян на смерть и на сохранение мертвых тел, в подарки гроба не представлялось ничего странного или оскорбительного: напротив это был весьма почетный и ценный подарок). Один за другим ложились в гроб все присутствующее, но никому он не приходился по мерке. Дошла очередь до Озириса: едва он лег в гроб как злые союзники Тифона бросились на него, захлопнули крышку, крепко накрепко утвердили ее и бросили гроб в волны Нила. Долго плыл по волнам гроб Озириса, пока не доплыл до устья Нила и остановился в тростниках. Изида, между тем в отчаянии, отправилась по всему Египту разыскивать своего; без вести сгинувшего, супруга и, наконец, после долгих поисков, случайно нашла гроб с телом в тростниках при устье великой реки; с горьким плачем и стенанием она похоронила его и стала ждать случая отметить Тифону. Сам Озирис перешел к богам, но у него и Изиды был сын, по имени Гор; который, оставшись по смерти отца младенцем, потом вырос и сделался сильным и мужественным юношею. Придя в возраст, он решился отметить за смерть отца, собрал сильное войско, пошел с ним против Тифона, разбил его войско, убил его самого, и стал царствовать, как царствовал его отец. Таким образом в лице Гора как бы ожил сам Озирис. Этот миф весьма интересен, как образец того, каким образом древние, поклоняясь явлениям природы, как будто бы живым, разумным существам, представляли разные перемены, который совершаются в природе, в Форме особых сказаний, в которых силы природы выводятся действующими лицами, как люди. Озирис – бог Нила, Изида - богиня земли. С рекою Нилом, как мы видели, происходят перемены. В известное время года Нил находится в полном разливе, в полном могуществе, как бывает человек в полном цвете сил. Потом, по прошествии некоторого времени, вид Нила изменяется. Из Ливийской пустыни начинают дуть ветры, которые хотя задерживаются горами и потому не могут наносить большого вреда Египту, но тем не менее все-таки приносят песок и несколько засоряют воды Нила, как бы вредят ему, точно злоумышляют на него. Затем настают 70 знойных дней - вода в реке все падает; река мелеет, точно изнемогает, как изнемогает больной или умирающий человек; изменяется, наконец, самый цвет воды: она получает темно-красный оттенок, как будто напоминающий цвет крови. Но приходить время, и Нил снова как бы оживает, оправляется, опять растет, наполняется, становится, каким был прежде: Нил точно воскрес. Эти-то перемены, которые происходить с Нилом, и рассказаны в мифе об Озирисе, как события, происходящая с человеком, с живым лицом: Нил олицетворяется в Озирисе. Такое представление сил и явлений природы в образе живых, человеку подобных существ, называется антропоморфизмом, от греческих слов: антропос, человек, и морфэ, вид, образ; самые языческие религии, в которых боги представляются в человеческом образе, называются антропоморфическими религиями. Озирис, как я сказал, был любимейшим из египетских богов, и в честь его совершались торжественные богослужения, справлялись в известное время года особые праздники. Один, посвященный воспоминанию о его смерти, имел печальный, похоронный характер. То были дни скорби; весь Египет облекался в траур; Египтяне стригли волоса, брили брови, часто собирались в храмах, где слышались печальные гимны, оплакивавшие судьбу Озириса и т. д. Зато, с необыкновенно-радостным увлечением, с необыкновенным восторгом справлялся другой праздник - возвращения Озириса к жизни. Особенно торжественно совершалось это празднество в одном из храмов, посвященных Озирису, на острове Филэ, в Верхнем Египте (близ первых порогов). Говорят, до 700 000 поклонников собиралось туда на праздник Озириса; они плыли на остров вверх по реке на бесчисленных челнах, барках, расписанных и богато изукрашенных ладьях. Во время плавания по реке раздавались гимны в честь великого Озириса, на лодках играли музыканты, слышался смех, веселые песни, а по прибытии в храм совершались торжественные богослужения с пением и плясками, и приносились жертвы. Когда наступала ночь, весь Египет освещался потешными огнями, а народ ликовал. Верования относительно Озириса не ограничивались тем, что рассказано до сих пор. Так как разлив Нила был, по замечанию Египтян, в какой-то связи с солнцем, потому что всегда происходил во время летнего солноворота, то Озириса они считали также не только богом реки, но и богом солнца, а жену его, Изиду, соответственно этому, богинею луны. Как Амон есть бог дневного могущественного солнца, думали они, так Озирис есть бог того солнца, которое на ночь закатывается, уходит куда-то в неведомые страны. Там, где-то под землею, думали они, живут души умерших, там и Озирис восседает на престоле, как праведный и неподкупный судья для всех, покончивших земную жизнь. Из этого видно, что Египтяне, так же как и мы, веровали в загробную жизнь. В старинных египетских кладбищах можно видеть до сих пор много рисунков которые изображают, что должно случиться с душою после смерти (См. прилагаемый рисунок: "Книга мертвых").
На этих рисунках мы видим, как душа подвергается сначала разным страшным испытаниям, мытарствам, как ее мучают разные злые духи и т. д.; затем, как духи вводят ее в подземный чертог, в котором на престоле восседает сам Озирис окруженный 42-мя судьями (по числу смертных грехов, которых Египтяне считали 42); в середине стоят весы, на которых взвешивают сердце покойного, так как в нем, именно, думали Египтяне, вмещается все доброе и злое в человеке, а один из богов (Тот; его обыкновенно Египтяне изображают с головою птицы ибиса) тщательно записывает на дощечке все, что объяснилось на суде. По делам своим душа получает и воздаяние: или допускается к богам, или подвергается наказанию. Египтяне веровали, что души умерших могут появляться на земли и по смерти и тогда переселяются в тела разных животных и даже растений. Есть другой народ, именно древние Индусы, который веровал также, что душа всякого умершего должна переселиться в животное или растение и даже непременно совершить несколько таких переселений, чтобы этим очиститься от своих грехов; в их священных книгах даже подробно указывается за какой грех в какое животное переселяется душа (напр. душа того, кто выбранить жреца словом "собака", переселяется по смерти в наказание в собаку и т. д.). Относительно Египтян мы наверное не знаем, признавали ди и они такое очистительное от грехов переселение души необходимым, но, во всяком случае, они веровали, что душа умершего может поселяться в животных и особенно возвращаться в свое прежнее, собственное тело. |
||
|
||
Стр. 2 из 8 | ||