ифы,
слагавшиеся некогда в долине Нила,
сохранили нам ценный материал для
изучения идеологии древнеегипетского
рабовладельческого общества. Они
исключительно интересны не только для
истории египетской религии, но
являются одним из источников для
исследования всей культуры Египта. Так,
без знакомства с дошедшими до нас
записями подобных сказаний мы не
сможем составить полной картины
египетской литературы, ибо именно
мифология была источником ряда
литературных произведений.
Привлечение мифологического материала
необходимо и при исследовании
отдельных вопросов истории Египта, в
особенности древнейших ее периодов, и
для понимания ряда проблем египетского
искусства. Как указывал К. Маркс,
предпосылкой и греческого и
египетского искусства была именно
мифология каждого из этих народов,
своеобразие которой отразилось и в
различии искусств Греции и Египта, - "мифология,
т. е. природа и общественные формы, уже
переработанные бессознательно -
художественным образом народной
фантазией".
Однако значение египетских мифов
этим не ограничивается: они дают ценный
материал и для сравнительного изучения
религиозных представлений на древнем
Востоке, и для исследования идеологии
греко-римского мира. Бесспорно
значение древнеегипетских мифов и для
истории возникновения и развития
христианства. Происхождение многих
элементов христианской догматики,
мифологии, иконографии и ритуала, в том
числе пасхальной и рождественской
обрядности, иконографии "Страшного
суда", богоматери и ряда святых - все
это осталось бы непонятным без
привлечения соответствующего
материала из области истории
египетской религии и, в частности,
мифов.
Исследование египетской мифологии
затрудняется тем, что до нас дошел лишь
отрывочный и неполно сохранившийся
материал. Несомненно, что известные нам
до сих пор сказания составляют
незначительную часть тех
многочисленных и разнообразных мифов,
которые некогда слагались и жили в
долине Нила. Более того, во многих
случаях мы не имеем даже полных записей
и тех сказаний, которые до нас дошли. У
нас нет, например, полного текста
такого важнейшего сказания, как миф об
Осирисе. Равным образом не сохранились
полные записи ряда космогонических и
солнечных сказаний, не говоря уже о
многочисленных легендах, слагавшихся
вокруг различных местных культов богов,
отдельных святилищ и некрополей.
Трудности в изучения египетских
мифов, вызываемые неполнотой материала,
увеличиваются, с другой стороны, его
крайним разнообразием. Кроме
непосредственных записей самих мифов,
главнейшими источниками для изучения
египетской мифологии служат различные
религиозные тексты. Наиболее
значительными из них являются так
называемые Тексты Пирамид, - древнейшие
тексты заупокойных царских ритуалов,
вырезанные на стенах внутренних
помещений пирамид фараонов V и VI
династий (XXVII-XXV вв. до н. э.), затем Тексты
Саркофагов, представляющие собой
дальнейшее развитие Текстов Пирамид и
сохранившиеся на саркофагах XXII-XIX вв. до
н. э., и, наконец, Книга Мертвых - сборник
текстов, образовавшийся на основе
заупокойных ритуалов с сокращением
части древних изречений и с
добавлением новых глав и песнопений.
В ряде случаев очень существенный
материал дают религиозные гимны, в
которых иногда встречаются изложенные
в поэтической форме целые отрывки
различных мифов. Не меньшее значение
имеют и заговоры, заклятия и другие
магические тексты, так как в основе их
обычно лежат эпизоды из сказаний о
богах, при помощи уподобления которым
надеялись обеспечить благополучные
исходы болезней или предохранить себя
от несчастий. Крайне важны и ритуалы
храмовые и заупокойные, содержащие
множество ценных сведений.
Однако исследователь египетской
мифологии не может ограничиваться
изучением одних религиозных текстов;
более того, он не может вообще
ограничиваться одними письменными
источниками. Важнейшие факты для
уточнения и дополнения многих неясных
моментов египетской мифологии дает
изучение памятников материальной
культуры: храмов, гробниц, культовых
статуй, мумий почитавшихся священными
животных, предметов ритуала, рельефов,
стенных росписей, рисунков на
папирусах, обломках камней и глиняных
сосудов, - словом, всего того обилия
памятников, которое открыто и
продолжает открываться в результате
археологических изысканий. Наконец,
очень существенны сведения, сообщаемые
греческими и римскими авторами.
Сложность разработки всех этих
разнообразных источников
увеличивается тем, что они относятся к
различным временам. Более чем трех
тысячелетнее развитие египетской
культуры привело, естественно, к тому,
что одни и те же явления нередко
истолковывались по-разному, сначала - в
зависимости от времени, места и среды
их возникновения, позже - уже в
классовом рабовладельческом обществе,
в зависимости от среды, в которой
бытовали сказания, или от тех социально-политических
целей, в которых они использовались.
Таким образом, перед исследователем,
пытающимся проследить историю
сложения и дальнейшего существования
древнеегипетских мифов стоит задача,
собрав возможно полнее дошедший до нас
материал, каким бы подчас отрывочным он
ни казался, истолковать его с позиций
марксистско-ленинского учения о
законах развития общества и об
отражении хода этого развития в
явлениях идеологического порядка.
Марксистско-ленинская теория дает
нам ясную картину причин и путей
возникновения и дальнейшего развития
религиозных представлений, в том числе
и мифологии.
|