МААТ
Слева
- богиня Маат
Справа - Цоколь трона
как символ богини Маат
Богиня Маат является
персонификацией закономерности,
лежащей в основе всего сущего; она
олицетворяет понятия "право", "правда"
и "миропорядок". Древнейший
иероглиф Маат отражает, вероятно,
прямизну тронного пьедестала, который,
в свой черед, символически изображал
изначальный холм. Переход физического
понятия в этическое находит свою
аналогию и в немецком слове "прямизна".
Без Маат нет жизни; она - пища и питье
бога Ра. Образ этой богини - сидящей, со
страусовыми перьями на голове - в виде
куклы фараоны держали в руке и
приносили в жертву богам. Это означало,
что царь олицетворяет божественный
порядок. Судьи считались священниками
Маат. Во время суда над мертвым сердце
его взвешивалось на весах
справедливости, причем противовесом
служили перья Маат (символ правды).
Нередко упоминаются две богини Маат,
которые сравнивались с обеими
солнечными ладьями (называемыми "маати").
МАЗИ
Для натирания применялись различные
масла, в большинстве случаев
называются семь видов. Ослабляющее
повседневную боль и исцеляющее раны
масло должно было при культовом
втирании придать дополнительную
жизненную силу. В отношении
применения к умершим говорится, что
масло "скрепляет части тела,
связывает кости, соединяет плоть" и
тем самым прекращает разложение тела
или делает это разложение не влияющим
на потустороннюю жизнь. За свой
приятный запах мазь получает еще одно
качество, а именно, благоухать как бог,
и таким образом становится частично
божественной благословенной силой. На
многих изображениях видно, как
умершие подносят к носу сосуд с маслом.
Почитаемый в Бубастисе бог Хорхекену,
т.е. "Гор мази", имеет прозвище "Хозяин
защиты", метафора для защищающей
силы мази.
МАФДЕТ
Богиня
Мафдет, особенно почитавшаяся в
древнейшие времена, есть
олицетворение судейской власти,
прежде всего, инструмента смертной
казни. Последний состоял из подъемной
штанги с намотанной вокруг нее
веревкой, крепившей выдвижной нож. На
изображениях Мафдет в образе хищной
кошки поднимает штангу. Когти богини
сравнивались с острием копья Гора. Но
Мафдет не только ужасает грешников, но
и борется со змеями. На картинах
позднего Нового царства она
фигурирует в сценах посмертного суда.
МЕНАТ
Менат
был символической драгоценностью. Он
состоял из широкого ожерелья (из
многочисленных ниток жемчуга) с
продолговатым замком. Как атрибут
Хатор, он исполнен божественных
целительных сил. На храмовом рельефе в
Дендере изображена сцена, на которой
богиня протягивает свой менат царю. У
самой Хатор было прозвище "Великий
менат". Во время сакральных танцев
менат служил самозвучащим
музыкальным инструментом. С эпохи
Рамессидов он считался также амулетом
мертвых. У маленького сына Хатор Ихи
вместе с систром часто был в руках
менат.
МЕФЬЕР
Богиня Мефьер - олицетворение
первоводы, которая в образе коровы
принесла миру бога Солнца и подняла
его между рогами на небо. Плутарх
передает это имя как эпифетон Изиды.
МИН
В древние времена этот бог почитался
в фетише, стреле, похожей на крючок,
значение которого от пучка молний до
символа, объединяющего мужчину и
женщину.
|
|
|
|
Фетиш
Мина |
Знак
9-го нома
Верхнего
Египта |
Круглая
хижина |
Грядка
латука |
В видоизмененной форме эта эмблема
содержится в имени бога и узнается в
знаке девятого нома Верхнего Египта.
Признаками изображаемого в
человеческом облике бога плодородия
являются: сомкнутые ноги (как у мумии),
эрегированный фаллос, над поднятой
одной рукой висит плеть, на голове
шапочка с ниспадающей на спину лентой
и двумя торчащими перьями. К его
атрибутам относится грядка с латуком (афродизиак),
круглая хижина, перед которой на шесте
укреплены коровьи рога, и маленький
наос с положенным на него опахалом из
листьев латука. Круглая хижина и наос
должны были указывать на древнее
святилище Мина. Мин, будучи господином
плодовитости животных, стал позднее
также богом растительности. Его
главным праздником был так называемый
"праздник лестницы", на котором
бог на своей "лестнице" (носилки
для статуи бога или ток?) принимал
первый срезанный царем колос.
МНИМАЯ ДВЕРЬ
В гробницах и храмах сооружалась
ниша для жертвоприношений. Задняя
сторона ниши получила форму двери,
символа связи между живыми и мертвыми.
Ка умершего должно таким способом
иметь возможность покинуть гробницу.
Чтобы эту цель показать более
отчетливо, на поверхности двери часто
устанавливался образ умершего. В
скальных гробницах Нового царства
мнимые двери большей частью были не
рельефными, а нарисованными. К
украшению поверхности в виде окна над
нарисованной дверью относится образ
умершего перед жертвенным столом.
МОЛОКО
Тексты и картины наглядно отражают,
как царя кормит грудью богиня (например,
Изида), что равносильно
символическому ритуалу, через который
правитель получает божественную
власть. На других изображениях царь
пьет молоко из вымени небесной коровы,
как показано на рельефе храма Хатор в
Дендере. Два горшка молока часто
выставлялись в качестве
жертвоприношения. Из-за своего белого
цвета молоко было символом чистоты,
так что молочное возлияние могло
иметь также смысл церемонии очищения.
Умершим давали с собой в могилу полную
кружку молока, по поводу чего в одном
изречении "Текстов Пирамид"
говорится: "Возьми грудь твоей
матери Изиды". Позднее эта
известная идея была приспособлена к
символике Озириса: с помощью
божественного напитка обеспечивается
дальнейшая жизнь убитого Сетом
Озириса. На 365 жертвенных столах
гробницы Озириса молоко не должно
было кончаться.
МОТИВ РАСЧЛЕНЕНИЯ
Расчленение трупа, установленное в
результате раскопок пред - и
раннеисторических захоронений,
оказывается при ближайшем
рассмотрении все же спорным
утверждением, так как в большинстве
случаев речь идет о вторичных
повреждениях (например, если
грабители могил бросали кости как
попало) или скелетировании. В
последнем случае бренное мясо
отделялось от костей остова -
мероприятие, служащее вере в
потусторонний мир. Действительный
мотив расчленения мы имеем в мифах об
Озирисе. Разрывание лунного бога на 14
частей указывает на 14 дней убывающей
луны. Последний серп луны
интерпретируется при этом как нога. У
древних народов рост растений
связывался с фазами луны. Расчленение
было предварительным условием для
воскрешения убитого, так же как и для
распускания цветка из его погибшего
стебля (трупа). Картины показывают, как
из мертвого тела бога растительности
вырастает новый урожай. Связан ли
почитаемый в 11-м нижнеегипетском номе
бык под именем "расчлененный" (хесеб)
с Озирисом, неясно. Плутарх сравнивает
Озириса с греческим богом Дионисом,
который в облике животного (в виде
быка) назывался Загревсом и был
разорван на части титанами.
МУМИЯ ЗЕРНА
В восходящем посеве показывается
сила бога растительности Озириса.
Затаптывание козами или свиньями
посеянных зерен считалось победой
Сета над своим братом. Подрастающее
зерно было символом восстающего
Озириса. В мистериях земля с
посаженными хлебными злаками
символизировала мертвого. Такая мумия
восходящего зерна должна была
наглядно показывать непобедимость
жизни и - положенная в гробницу - быть
магической помощью умершему в
дальнейшей жизни.
МУТ
Фиванская
триада.
Слева направо:
Амон, Хонс, Мут
Облик фиванской богини Мут
прослежен только с периода Среднего
царства, но почиталась она уже раньше.
Как правило, она изображается в виде
женщины с чучелом коршуна на голове,
часто на хохолке коршуна
располагается еще двойная египетская
корона - конечно, со времени
фиванского господствующего положения.
Она считалась супругой Амона, их сын -
Хонс. При возвышении Амона до бога
Солнца Мут становится "глазом Ра";
и так как глаз Солнца прежде всего
олицетворяется в богинях-львицах, Мут
получает львиный облик. В позднем
Новом царстве Мут переходит на место
древнего божества, она считается "матерью
солнца, в котором она раскрывается".
МУХА
В период Древнего и Среднего царства
изображение мухи носило характер
амулета. Насекомое изображали также
на волшебных палочках. В Новом царстве
волшебник угрожает: "Я войду в твое
тело как муха и увижу твое тело
изнутри". Сообщения времен Нового
царства позволяют представить муху
символом храбрости; храбрые солдаты
награждались золотыми мухами.
|