КОРОНЫ
Это украшение богов и царей имеет
символическое значение. Короны
являются указанием на качества их
носителей, прежде всего они - символы
власти. Согласно древней надписи, один
царь съел корону, чтобы получить часть
ее силы.
|
|
|
|
|
Корона
Верхнего
Египта |
Корона
Нижнего
Египта |
Двойная
Корона |
Корона
атеф |
Корона
хепреш |
Как правители "обеих стран"
цари носили двойную корону (называемую
пшент), которая была составлена из
похожей на митру короны Верхнего
Египта (под названием "белая корона")
и из "красной короны" Нижнего
Египта. Обе короны считались
олицетворением богинь, охраняющих
царя, верхнеегипетской Нехбет и
нижнеегипетской Уто. Со времени
Снофру цари носили двойную корону с
перьями (двумя перпендикулярно-стоящими
друг к другу страусиными перьями); она
также является головным украшением
богов Амона и Гора. Начиная с 18-й
династии правители носили синюю
корону хепреш с круглыми украшениями
из золота (так называемый военный шлем).
Корона атеф, принадлежащая
преимущественно Озирису, это
комбинация верхнеегипетской короны (вместо
срезанного кончика - маленький
солнечный диск) и двойной короны с
перьями. Египтянин, склонный к
синкретизму, видел в коронах глаз бога
Солнца, но также урея и пламя,
защищающее царя.
КОРШУН
Богиня Вехнего Египта Нехбет либо
изображается в виде коршуна, либо, по
меньшей мере, носит хохолок коршуна. В
качестве гербового животного коршун
входит также в царскую символику. На
верхней части золотого гроба
Тутанхамона изображена рядом с уреем (символом
Нижнего Египта) голова коршуна. Путь
царя, шагающего к всеобщей святости,
указывает на потолке царская птица с
распростертыми (защищающими) крыльями.
Изображения коршуна принадлежали к
символике царского гроба, а затем
распространились и для частных лиц.
Коршун был также священным животным
всегда изображаемой в антропоморфном
виде богини Мут, в главном культовом
месте которой, в Фивах, коршуны
мумифицировались. В период позднего
Египта коршун был символом женского
начала в противоположность жуку как
олицетворению мужского принципа; в
определенном способе письма символы
обоих животных служили для
обозначения богини Нейт, а также бога
Пта, которые как созидающие божества
объединяли в себе оба пола.
КОШКА
Ра
в образе кота сражается
у священного фруктового
дерева. Виньетка из
"Папируса Ху-нефера"
Прообразом "большой кошки,
которая в Гелиополе", скорее всего,
была не домашняя кошка - которая
утверждается только с I-й династии, - а
живущая в зарослях дельты
короткохвостая тростниковая кошка. За
ее соперничество со змеей она стала
священным животным бога Солнца. В "Книге
Мертвых" - рассказывается, как "большой
кот" откусил голову у змеи Апоп,
которая угрожала священному дереву
Персея. В период Нового царства кот
считается формой олицетворения бога
Солнца, а кошка отождествляется с
глазом солнца. Солнечное значение
имеет фигура кошки, у которой на груди
нарисован скарабей (символ
восходящего солнца). Особое значение
приобрела кошка - только в своей
одомашненной форме - как священное
животное Баст. В ее храме в Бубастисе
были установлены сотни маленьких
фигурок кошек - посвященные ей дары,
чтобы заслужить милость богини.
КРАСНЫЙ ЦВЕТ
Из всех цветов красный считался
имеющим самое сильное действие, и у
египтян он символизировал жизнь и
победу. По случаю праздников жители
страны Нила раскрашивали свое тело
красными мелками и носили украшения
из красного сердолика. О боге Сете,
который стоит на носу солнечной ладьи
и протыкает своим копьем змею
подземного царства Апоп, говорится,
что у него красные глаза и красные
волосы. В связи с диффамацией (очернением)
Сета его цвет стал также выражением
всего опасного. "Сделать красным"
было равнозначно слову "убить".
При жертвовании красного быка думали
об уничтожении "красного бога". У
могилы Озириса в жертву приносили
даже людей с красноватой кожей.
КРОВЬ
"Истечению" божества
приписывается созидательная сила. О
богах Хух и Сиа в мифе рассказывается,
что они - во время обрезания Ра -
возникли из падающих капелек крови. Из
крови бога земли Геба появился кедр, а
из капель крови Баты выросли два
персиковых дерева. В какой мере узел
Изиды, называемый в "Книге Мертвых"
"О, кровь Изиды", связан с кровью
как носителем жизни, неясно; возможно,
такое восприятие по отношению к
менструальной крови богини не совсем
неправильно.
"КРОВЬ ИЗИДЫ"
Тет
Знак, называемый египтянами "тет",
похож на бант жизни, у которого
боковые ветви опущены вниз. "Кровь
Изиды" походит во многих случаях на
поясной бант божеств. Первоначальное
его значение неизвестно; со времен
Нового царства имеет однозначно
отношение к Изиде. В "Книге Мертвых"
к знаку обращаются со словами: "О,
кровь Изиды". Если он
предназначался для умершего, то его
изготовляли из красного
полудрагоценного камня. "Кровь
Изиды" часто устанавливалась
вместе с джедом, особенно для
украшения стен храмов, кушеток и
саркофагов. В своем сочетании оба
символа через Изиду и Озириса
указывают на объединение полярных
мировых сил и тем самым на
неодолимость жизни.
КРОКОДИЛ
Усопший
сражается с
крокодилами. Виньетка
из "Папируса Некхта"
По всей стране Нила существовали
различные культы крокодила. В
нижнеегипетском Атрибисе почитался
бог-крокодил Хентехтай, который
вскоре принял облик и сущность бога-сокола
Гора. В Фаюме и в окрестностях Фив был
сооружен храм богу-крокодилу Сухосу. В
Ком Омбо находился настоящий
крокодилий некрополь. Невероятная
сила крокодила вызывала не только
удивление, но также и ужас. Не кто иной,
как сам божественный охотник Гор,
убивает своим копьем животное,
которое считалось спутником Сета и
поэтому врагом богов. В Эдфу на
большом празднике Гора разбивали две
глиняные фигуры крокодила. Вероятно,
Дендера в ранний период почитала
крокодила, так как принимает такой
знак нома; позднее перо, украшавшее
голову, стало символом Озириса, и
полный знак нома толковался как
победа Озириса над Сетом,
олицетворенным в крокодиле. В нижнем
мире умершим угрожают крокодилы.
КРЫЛАТОЕ СОЛНЦЕ
Было древнее представление, что небо
- это крылья сокола, простирающиеся
надо всем миром. Рисунок на гребне из
первой династии показывает солнечную
ладью (с Гором-соколом) на двух крыльях
как образ неба.
Крылатый солнечный диск с
двумя уреями
С пятой династии между
крыльями появляется солнечный диск.
Тем самым образ неба становится
солнечным символом. Первоначально
крылатое солнце принадлежало богу
Бехедти (по прозвищу "пестрокрылый"),
которое однако уже раньше совпадало с
Гором. Тем самым Бехедти принимает
также роль идентифицируемой с Горим
царя. К царский символике принадлежат
два у рея, которые к концу Древнего
царства Охватывают солнечный диск;
имеются изображения периода Нового
царства, в которых змеиные головы
несут как верхнеегииетекую, так и
нижнеегипетскую корону. Со Среднего
царства крылатое солнце появляется в
качестве защитного знака, особенно на
воротах храмов и как коронное
завершение на памятниках.
КРЮК (ЖЕЗЛ)
Крюк (по-египетски хека) - это скипетр,
- который носили не только боги и цари,
но также и высшие чиновники. Более
ранняя, иногда в человеческий рост,
форма жезла была первоначально палкой
пастуха и стала атрибутом пастушьего
бога Анецти; отсюда развилась
известная форма меньшего размера и
сильно искривленная. Знак-картинка
этого скипетра служил для обозначения
слова "править". Во времена
Среднего царства крюк как знак
Озириса помещался на фризах гробниц.
|