Содержание


ИБИС

Большое значение приобрел ибис священный, с белым оперением и черными головкой, шейкой и кончиками крыльев. Он считался олицетворением бога Тота. В Городе мертвых, Гермополе, главном культовом месте Тота, похоронены в горшках многочисленные мумии ибисов. Хохлатый ибис (ибис кома-та) с темным переливающимся оперением является знаком для слова "блестеть" и встречается в более древние времена как метафора для слова "преображение, просветление" и, наконец, как символ блаженного умершего.

ИГРА НА ДОСКЕ

Первоначально игра должна была быть символическим указанием на борьбу между космическими силами. Отголосок этого можно найти в рассказанной Плутархом истории. Согласно этой истории, богиня неба Нут должна была быть проклята за супружескую измену своему мужу, богу Ра, в результате чего она могла бы родить только в день, которого нет в календаре. Тогда Нут обратилась к мудрому Тоту, который пошел к богине Луны и отыграл у нее семидесятую часть от продолжительности каждого дня и тем самым создал пять новых дней, в течение которых Нут могла родить. В Новом царстве взяло верх магическое значение: игру давали с собой умершим для получения потусторонней жизни. Из выигрыша в игре - причем одно поле было связано с божественными персонами - следовал счастливый исход пути в потусторонний мир.

ИЕРОГЛИФЫ

В египетском языке понятия "писать" и "рисовать" обозначаются одним словом, что указывает на тесную связь буквы и картинки. В одном тексте Древнего царства иероглифы вообще называются "богами", в них непостижимое должно сделаться наглядным. Многие из древних знаков-картинок сохранили первоначальное символическое значение. К ним относятся идеограмма неба (в образе крыши), бога (древко знамени или топор?), солнце, горизонт (гора с солнцем), жизнь, душа (в образе птицы), красота (в виде лютни), сила (львиная голова как камень на игровой доске), счастье, золото (цепь на шее), правитель, праздник, подарок. Настоящими символами являются иероглифы для обозначения богов: сокол для Гора, трон для Изиды, глаз у трона для Озириса, свирепый зверь со стрелой вместо хвоста для Сета, щит с двумя скрещенными стрелами для Нейт, комбинация из знака-рисунка дома и госпожи для Нефтиды, восседающий на наосе как на троне шакал для Анубиса. В некотором роде содержащими символическое значение являются рисунки-аналогии, так, красный цвет (а также кровь) символизируется изображением фламинго, а зеленый цвет (а также "расти", становиться зеленым) обозначается растением папирус.
     Египетский шрифт разбивается на три вида знаков:

  1. Знаки слов (идеограммы) воспроизводят определенное слово, не принимая во внимание его звучание. Прямоугольник с отверстием означает дом, вздутый парус - ветер, две ноги - идти; для Верхнего Египта характерная лилия (тростник) - юг. Знаки для обозначения бога и слуги, составленные вместе, означают жрец; гусь (по звучанию - сын) и солнце - царь (как сын солнца); бант жизни (жизнь) и знак, обозначающий "господин", характеризуют гробницу и символическое выражение надежды на преодоление смерти.
      
  2. Звуковые знаки передаются согласной или последовательностью двух или трех согласных. Так, картинкой гуся (си) пишется также "сын" (си), так как это слово имеет такое же звучание; ласточка (вр) служит для обозначения слова "большой" (вр), жук (хпр) - для слова "становиться" (хпр). Идеограмма шакал служит звуковым .знаком для слова "мать", коробка - для слова "господин", дубина (хм) для слова "слуга", опахало (мс) для слова "рожать" (мси). Односогласные слова могут также применяться для написания отдельных букв: место для сидения (пе) как п, хлеб (та) как т, рот (ро) как р, вода (ну) как н, море (ши) как ш, рука (дот) как д.
      
  3. Указательные знаки (определительные) - без звукового значения; они должны указывать в конце слова на категорию его значения. Так, названия городов снабжаются идеограммой город; птицей (знаком-картинкой гуся) определяется также саранча, так как она тоже летает. Абстрактные понятия сопровождаются свитком папируса; млекопитающие получают в качестве указательного знака шкуру с хвостом. Для характеристики женского рода служит направленный вверх полукруг. Три одинаковые черточки являются знаком для множественного числа.
небо бог солнце горизонт опора
неба
возникно-
вение
  
управлять
красота сила прочность
  
золото счастье праздник подарок
Гор Хатор Изида Озирис Нефтида
  
Нейт Анубис
идти дом коршун
  
ветер юг корзина гусь
п
(сидение)
  
м
(хлеб)
н
(вода)
б
(нога)
р
(рот)
ш
(озеро)
д
(рука)
мс
(опахало)
мр
(плуг)
мн
(игра на
доске)
хтп
(циновка
для
жертвопри-
ношения)
  
пр
(дом)
вн
(заяц)
хм
(бедро
животного,
булава)
гроб
(хозяин жизни)
  
жрец
(слуга бога)
служанка
(слуга ж. рода)
дочь
(сын ж. рода)
царь
(сын солнца)
млекопи-
тающее
животное
огонь чужая
страна
город абстракция женский
род
множест-
венное
число

1-й и 2-й ряд: Иероглифы со значением символа. 3-й ряд: Знаки обозначения различных богов. 4-й ряд: Знаки-слова. 5-й ряд: Односогласные звуковые знаки. 6-й ряд: Многосогласные звуковые знаки. 7-й ряд: Составные знаки-слова. 8-й ряд: Указательные знаки.

ИЗИДА

Имя богини, вероятно, означает "сиденье", "трон" и идентично знаку, который она несет на своей голове. Таким образом, Изида, очевидно, была первоначально олицетворением тронного места и тем самым имела особое отношение к царю, чьей символической матерью она является. В мифе она нашла мертвого брата и мужа Озириса, от которого зачала сына Гора и которого похоронила и вместе со своей сестрой Нефтидой оплакивала. Сетующие богини изображались в символическом облике двух хищных птиц (коршунов). На стенках гроба она изображается в человеческом обличье и с распростертыми крыльями, чтобы обеспечить защиту умершим и подгонять к ним воздух жизни. Изида почиталась как "колдунья", которая могла защитить сына Гора - и вместе с ним также земных детей - от змей, хищных животных и других опасностей. В период Нового царства Изида тесно связывалась с Хатор, внешние признаки которой (коровьи рога с солнечным диском) она перенимает. У древних египтян богиня считалась "глазом Ра", Платон же, напротив, воспринимал ее как лунное божество. В эллинистический период Изида была защитницей мореплавателей и получила в качестве атрибута руль корабля.

ИМИУТ

Под словом "имиут" следует понимать прежде всего древний фетиш, который появляется уже на памятниках первой династии. Речь идет о подвешенной на шесте шкуре животного без головы, шест воткнут в горшок. В древнейшие времена имиут водружался как защищающий знак у царского трона; в персонифицированном облике он подает царю в праздник тридцатилетия правления скипетр власти. Уже во времена пирамид начинается слияние его с богом некрополей Анубисом; каждый называется «сыном коровы Хесат". Деревянные изображения имиута иногда давались с собой знатным персонам в гробницы.

ИМЯ

В имени содержится вся сущность его носителя. Вещи и люди существуют только с того момента, когда они начинают носить имя. Имя, таким образом, больше, чем только средство идентификации. Имя означает открытие сущности или реализацию свойства, так об Озирисе говорится: "Он укладывает спать страны под именем Сокарис; его могучая внешность в его имени Озирис; он существует до конца вечности под именем Онофрис". Множество имен у одного божества - у Озириса в гл.142 "Книги Мертвых" их сто - это символ полноты божественной сущности. Часто имеет место боязнь произносить действительные имена богов; так возникают псевдонимы, как, например, божественное обозначение Херибакеф, т.е. "тот, кто под маслиной". Истинное имя бога "секретно". В "Текстах Пирамид" (276,394) говорится о боге, "чье имя неизвестно", или о боге, чье имя "не знала даже его мать". Жизнь каждого человека поддерживается тайными (скрытыми) силами его имени. Египетская поговорка гласит: "Чье имя произносят, тот живет". Недаром имена царей и великих людей всегда ставились на памятниках и в надписях, чтобы гарантировать таким образом жизнь носителю имени уже после смерти. Поэтому наихудшим наказанием было забвение имени путем проклятия (анафемы) или его выскабливание на памятниках. Для "царя-еретика" Эхнатона потеря имени должна была означать невозможность загробной жизни. Только тот, кто знает имя демонической силы, может ее заколдовать или даже уничтожить. Со словами: "Я знаю вас, я знаю ваши имена", должны были стать безвредными духи потустороннего мира.

ИХНЕВМОН

Ихневмон (мангуст) появляется среди священных животных относительно поздно. Ихневмоны-боги из храма мертвых Аменемхета III и в гробницах Рамессидов имеют значение духов потустороннего мира. В нижнеегипетском городе Летополе ихневмон отождествлялся с Гором. Фигуры в образе ихневмонов несли на спине в качестве даров символы солнца. О боге Солнца Ра известно, что он однажды превратился в ихневмона, чтобы победить змею преисподней Апоп. Позднее ихневмон подчинялся богине страны Уто и носил солнечный диск и урея.


Стр. 9 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz