ЖЕЗЛ БОГА
Жезлы богов - это палки, украшенные
головами определенных богов (или их
священными животными). Они являются не
только атрибутами, но и
свидетельствами их божественности.
Жезлы богов выставлялись на всех
торжествах и их несли во время
процессий. Во время военных походов
царей взятый с собой жезл Амона должен
обеспечить его владельцу защиту бога.
Гор - это "господин жезла, чтобы
прокладывать себе путь". Из Нового
царства известны многие изображения,
на которых жрецы и чиновники держат в
своих руках жезлы бога.
ЖЕРТВЕННАЯ ПЛИТА
В доисторические времена
жертвоприношение состояло из хлеба,
положенного на сплетенную циновку.
Эта жертвенная циновка (называемая
хетеп) стала знаком для слова "жертва".
С начала Древнего царства циновки
заменялись каменными плитами, которые
по своей форме напоминали знак хетеп
или имели рельеф в виде этого знака на
верхней поверхности; кончик знака
хетеп (который соответствует рисунку
хлеба) всегда направлен на
жертвователя. Для пожертвований воды
были предусмотрены встроенные
углубления. Часто кружки для
подношения жидкостей по очертанию
подходят к жертвенным плитам.
Предназначенные для богов жертвенные
плиты имеют - в противоположность
предназначенным для умерших - на всех
четырех сторонах (символизирующих
стороны света) знак хетеп и образуют
вместе с их цоколями вид алтаря.
ЖИВОТНОЕ
Культ животных, по всей видимости,
был обоснован страхом человека перед
животными и пользой, которую они
приносят. Животные стали наглядными
представителями и посредниками
сверхчеловеческих сил .и
архетипических свойств; так, бык
символизирует силу как производитель,
корова - материнство. Возможно,
различные древние египетские боги
номов выводятся из олицетворяемых
животными защитных духов
доисторических предводителей. У всех
городов были защищающие посредством
табу священные животные, которые
считались формой воплощения бога;
только изредка - разве что во время
религиозного упадка - божество видели
в самом животном. Конкретное животное
является земным отражением
трансцендентного прообраза, чей
териоморфный облик выражает
определенную сторону божественного
бытия. Таким образом, священные
животные - это "внешние души" (как
называет их этнолог Фрейзер) или, по
египетскому выражению, ба бога.
Например, баран - это душа Амона-Ра, бык
Апис - душа бога Пта, а крокодил - это ба
Сухоса. В результате произошедшего за
историческое время очеловечивания
образов богов их стали изображать во
многих случаях только с головой
животного. В конце Нового царства
культ животных взял верх. Отмеченных
особыми знаками отдельных
представителей обожествляемого вида
животных стали интронизировать (возводить
в храмах на трон), как олицетворение
быка Аписа в Мемфисе или священного
сокола в Филэ. Не только
интронизированные экземпляры, но
также и свободно живущих из принятых
за священных животных стали
мумифицировать после смерти в
предписанной форме и хоронить.
Города с известными
культами животных (с севера на юг):
Мендес - баран
Бубастис - кошка
Гелиополь - бык (Мревис)
Мемфис - бык (Апис)
Афродитополь - корова
Крокодилополь - крокодил
Гераклеополь - баран
Кинополь - собака
Гермополь - ибис |
Абидос - ибис
Дендера - корова
Кус - сокол
Гермонтис - бык
Эсне - баран
Эдфу - сокол
Элефантина - баран
Филэ - сокол |
Животные в качестве
символов номов
(см. карту-схему)
|
Номы нижнего
Египта:
VI горный бык
Х черный бык
XI бык Хесеб
XII корова с теленком
XV ибис
XVI рыба
XX сидящий сокол
Номы верхнего
Египта:
II сокол
V два сокола
VI крокодил
Х змея
XI животное Сета
XII горная гадюка
XV заяц
XVI газель
XVII собака (шакал?)
XVIII летящий сокол |
|