Содержание


ГОЛОВНОЙ ПЛАТОК

Головной платок царя - это символ богини Верхнего Египта Нехбет, что подтверждается "Текстами Пирамид" (например, 729). Когда царь вступает в бой, его сопровождает и защищает коршун "в белом головном платке".

ГОР

Гор убивает
крокодила в
присутствии Ра
  

Первоначально Гор был богом Неба, чей образ усматривают в соколе с распростертыми крыльями; солнце и луна считались его глазами. Уже в начале раннего исторического периода небесный сокол отождествлялся с царем. Для народа правитель был формой проявления Гора. Имя царя было написано на внутренней стороне "дворцового фасада", на которой восседал сокол (по имени Гор). Благодаря дуадиетической картине мира у египтян Гор получил в своем брате Сете соперника. В борьбе с ним Гор потерял глаз; в конце концов два бога объединились во владении страной Нила: обычно Сет представляется как бог Верхнего Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С распространением культа Ози-риса Гор становится сыном Озириса и племянником Сета; как Хорсиес (греческое обозначение выражения "Гор, сын Изиды") он подрастает в потаенном болотистом месте дельты, чтобы позднее в образе Хорендота отомстить за своего отца Озириса. Дальнейшая форма Гора - это Хорпократ, т.е. "Гор-ребенок" с мальчишеской косичкой и с пальцем во рту. Важнейшими культовыми городами Гора были Эдфу, где бог почитался в образе крылатого солнца, Ком Омбо, где он, как сын Ра, проходил под именем Хороэриса, и Гелиополь, где он под именем Хорахти считался богом утреннего солнца.

ГОРА

Скалы и вершины гор близки богам. В верхнеегипетском 17-м номе народ в молитвах взывал к "Вершине Амона". К западу от Фив на самом высоком холме горной пустыни был храм, посвященный Тоту и его павианам. Богов называли "Хозяевами гор". В нижнем мире имеется «большая гора, над которой простирается небо. Триста ступней в длину, двести тридцать в ширину, семьдесят локтей в змее, обитающей на ней». Встречается идея о мировой горе, которая все-таки, по египетскому представлению, разделяется на западную гору (по имени Ману) и на восточную (по имени Бакау); обе служат опорами для неба. Согласно "Текстам Пирамид" (271), умершего царя приводят на гору по "лестнице" к "большому сидению". Горы на запад от Нила являются входом в подземный мир, там повелевает Хатор, хозяйка некрополя. Для египтян горная страна была страной пустыни, поэтому применяемые иероглифы (три круглых отделенных разрезами холма) служили также для определения "кладбища", "каменоломни" и названии чужих стран.

ГОРИЗОНТ

Знак-картинка для этого египетского слова "ахет" - гора с двумя вершинами, между которыми восходит солнце. Горизонт, таким образом, это место восхода солнца, так же как и его захода. Ахет является родиной бога Солнца, который, как восходящее солнце, принимает имя Хорахти (Гор горизонта). Основанная Эхнатоном резиденция называлась Ахет-Атон (в настоящее время Тель-эль-Амарна). Горизонт стал метафорой для храма и царского дворца; последний обозначается как "горизонт, в котором пребывает Ра".

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СВЯТИЛИЩЕ

Собственно, существовало два государственных святилища, которые являлись символическими представительствами Верхнего и Нижнего Египта и до времени доисторических государств располагались в Буто и Иераконполе. В будущем государствам предстояло стать царствами. Все изображения на круглых печатях позволяют предположить, что верхнеегипетское святилище (называемое "Большим Домом"), имело форму животного с рогами и хвостом. Нижнеегипетское святилище было скорее всего простой хижиной, сплетенной из тростника. Новое толкование усматривает в обоих первоначально охотничью ловушку и проводит параллели с вавилонским чудовищем Тиамат и рыбой, которая заглотила Иону. Если охотничья западня - это зев нижнего мира, то тот, кто в него входит (в качестве посвященных?), снова выйдет и продолжит жить. В исторические времена святилища, которые также назывались капеллами, не были прочными сооружениями, а сооружались только на время для ритуальных церемоний.

ГРИФОН

В образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола бога Неба Гора. Грифон уже в Древнем царстве является символом победоносного властителя, который шагает по трепещущим телам своих врагов. Во времена Птолемеев и Рима в образе грифона изображались также боги Солнца Гор и Ра. Как демоническое существо с крылатым туловищем льва и головой сокола грифон появляется уже на магических палочках в Среднем царстве; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над тифоническими животными. В поздний период грифон считается "могущественным животным" и символом воздаваемой справедливости; Птолемеи в конце концов приписали его к греческой богине Немезиде.

ГРОБ

Гроб - это "хозяин жизни". Приводимые на стенках символы, магические картины и изречения должны были сделать доступными для умершего ожидаемые от гроба силы вечности. Умерший должен смочь покинуть свой дом (гроб) через нарисованную внутри гроба или на внешней стене дверь. Дальнейшую связь с внешним миром дает приделанная к внешней стороне гроба пара глаз (с 18-й династии часто на внутренней стороне крышки). В Древнем царстве удовлетворялись горизонтальной планкой с именем и титулом умершего; во времена Среднего царства к ним добавляли вертикальные строчки, которые очень часто согласованы с защитой определенных богов: у головы и конечностей - Нефтиды и Изиды, в углах сторон гроба - четырех сыновей Гора. В период Нового царства рядом с надписями устанавливались изображения божеств. На внутренней стороне крышки часто прикреплялся образ богини неба Нут. В Новом царстве начала преобладать мумификация, вероятно, в связи с отождествлением умершего с Озирисом; это подтверждают также украшения из перьев, периода Тутмосов, изображающие распростертую от плеч до ступней мумии пару крыльев, покрывающую гроб (это символизирует Изиду, которая защищает мертвого Озириса и подгоняет воздух жизни). На груди умершего прикреплялся образ коршуна, крылья которого были переняты у богини Неба Нут, он должен был охранять сердце умершего. В конце Нового царства на передний план выходит солнечная символика - в образе крылатого солнца или жука, двигающего перед собой солнечный диск.

ГРОБНИЦА

Гробницы царей и высоких чиновников состоят из трех основных частей.

  1. Камера для гроба - собственно помещение для установки гроба, которое египтяне называли "золотой дом". С конца пятой династии на ее стенах писались тексты из произведений об умерших; на потолке или поблизости - изречения богини Неба Нут. В поздний период гробница воспринимается как земной образ ночного неба, причем потолок часто разрисован звездами. В Новом царстве на каждую из четырех стен камеры помещают глиняную дощечку с символом и магическим изречением: столб джед - на западной стене, ушебти - на северной, шакал - на восточной и факел - на южной стене.
      
  2. Культовое помещение, в котором умерший может магическим образом принимать участие в земной жизни, для чего он обеспечен пищей и напитками. В до - и раннеисторических могильниках находились настоящие комнаты для приема пищи. В более поздние времена умерший должен был с помощью магической силы символа вступить во владение необходимыми для жизни вещами. Жертвенная нища изображалась на стенах захоронения во всех деталях. Сельские сцены, как сев и уборка урожая, сбор винограда и выпекание хлеба, служили также для этой цели. В культовом помещении в честь умершего сжигали благовония. Символическую связь между живым и мертвым изображали с помощью нарисованных ворот.
      
  3. Сердаб - состоит из одного, нескольких, а иногда и многих замурованных помещений, в которых установлены статуи умершего. Щели на уровне глаз должны дать возможность статуе слышать произносимые в культовом помещении молитвы и вдыхать курящийся фимиам.

ГУСЬ

Через символику яйца гусь входит в круг мифов о происхождении мира (равно как в этих мифах начиная с времени военных походов Тутмоса III в Сирию фигурировали яйценесущие куры). Первый бог, должно быть, вышел из яйца "большого болтуна". Это космическое первосущество часто отождествляется с Амоном. Более того, сам бог иногда изображается в виде гуся. В греко-римскую эпоху гусь становится атрибутом Хорпократа (Гора-ребенка). Так как в жертвоприношении играла роль идея уничтожения врагов бога, а гусь был одним из популярных жертвенных животных, он также рассматривался как олицетворение злых сил, как символическое животное Сета.


Стр. 5 из 25 СодержаниеНазадВперед

 

Hosted by uCoz