ГОЛОВНОЙ ПЛАТОК
Головной платок царя - это символ
богини Верхнего Египта Нехбет, что
подтверждается "Текстами Пирамид"
(например, 729). Когда царь вступает в
бой, его сопровождает и защищает
коршун "в белом головном платке".
ГОР
Гор
убивает
крокодила в
присутствии Ра
Первоначально Гор был богом Неба,
чей образ усматривают в соколе с
распростертыми крыльями; солнце и
луна считались его глазами. Уже в
начале раннего исторического периода
небесный сокол отождествлялся с царем.
Для народа правитель был формой
проявления Гора. Имя царя было
написано на внутренней стороне "дворцового
фасада", на которой восседал сокол (по
имени Гор). Благодаря дуадиетической
картине мира у египтян Гор получил в
своем брате Сете соперника. В борьбе с
ним Гор потерял глаз; в конце концов
два бога объединились во владении
страной Нила: обычно Сет
представляется как бог Верхнего
Египта, а Гор как бог Нижнего Египта. С
распространением культа Ози-риса Гор
становится сыном Озириса и
племянником Сета; как Хорсиес (греческое
обозначение выражения "Гор, сын
Изиды") он подрастает в потаенном
болотистом месте дельты, чтобы
позднее в образе Хорендота отомстить
за своего отца Озириса. Дальнейшая
форма Гора - это Хорпократ, т.е. "Гор-ребенок"
с мальчишеской косичкой и с пальцем во
рту. Важнейшими культовыми городами
Гора были Эдфу, где бог почитался в
образе крылатого солнца, Ком Омбо, где
он, как сын Ра, проходил под именем
Хороэриса, и Гелиополь, где он под
именем Хорахти считался богом
утреннего солнца.
ГОРА
Скалы и вершины гор близки богам. В
верхнеегипетском 17-м номе народ в
молитвах взывал к "Вершине Амона".
К западу от Фив на самом высоком холме
горной пустыни был храм, посвященный
Тоту и его павианам. Богов называли
"Хозяевами гор". В нижнем мире
имеется «большая гора, над которой
простирается небо. Триста ступней в
длину, двести тридцать в ширину,
семьдесят локтей в змее, обитающей на
ней». Встречается идея о мировой горе,
которая все-таки, по египетскому
представлению, разделяется на
западную гору (по имени Ману) и на
восточную (по имени Бакау); обе служат
опорами для неба. Согласно "Текстам
Пирамид" (271), умершего царя приводят
на гору по "лестнице" к "большому
сидению". Горы на запад от Нила
являются входом в подземный мир, там
повелевает Хатор, хозяйка некрополя.
Для египтян горная страна была
страной пустыни, поэтому применяемые
иероглифы (три круглых отделенных
разрезами холма) служили также для
определения "кладбища", "каменоломни"
и названии чужих стран.
ГОРИЗОНТ
Знак-картинка
для этого египетского слова "ахет"
- гора с двумя вершинами, между
которыми восходит солнце. Горизонт,
таким образом, это место восхода
солнца, так же как и его захода. Ахет
является родиной бога Солнца, который,
как восходящее солнце, принимает имя
Хорахти (Гор горизонта). Основанная
Эхнатоном резиденция называлась Ахет-Атон
(в настоящее время Тель-эль-Амарна).
Горизонт стал метафорой для храма и
царского дворца; последний
обозначается как "горизонт, в
котором пребывает Ра".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СВЯТИЛИЩЕ
Собственно, существовало два
государственных святилища, которые
являлись символическими
представительствами Верхнего и
Нижнего Египта и до времени
доисторических государств
располагались в Буто и Иераконполе. В
будущем государствам предстояло
стать царствами. Все изображения на
круглых печатях позволяют
предположить, что верхнеегипетское
святилище (называемое "Большим
Домом"), имело форму животного с
рогами и хвостом. Нижнеегипетское
святилище было скорее всего простой
хижиной, сплетенной из тростника.
Новое толкование усматривает в обоих
первоначально охотничью ловушку и
проводит параллели с вавилонским
чудовищем Тиамат и рыбой, которая
заглотила Иону. Если охотничья
западня - это зев нижнего мира, то тот,
кто в него входит (в качестве
посвященных?), снова выйдет и
продолжит жить. В исторические
времена святилища, которые также
назывались капеллами, не были
прочными сооружениями, а сооружались
только на время для ритуальных
церемоний.
ГРИФОН
В образе грифона объединяется
львиная форма проявления царя с
образом сокола бога Неба Гора. Грифон
уже в Древнем царстве является
символом победоносного властителя,
который шагает по трепещущим телам
своих врагов. Во времена Птолемеев и
Рима в образе грифона изображались
также боги Солнца Гор и Ра. Как
демоническое существо с крылатым
туловищем льва и головой сокола
грифон появляется уже на магических
палочках в Среднем царстве; его
изображение, подвешенное перед
повозкой, ведет солдата к победе над
тифоническими животными. В поздний
период грифон считается "могущественным
животным" и символом воздаваемой
справедливости; Птолемеи в конце
концов приписали его к греческой
богине Немезиде.
ГРОБ
Гроб - это "хозяин жизни".
Приводимые на стенках символы,
магические картины и изречения должны
были сделать доступными для умершего
ожидаемые от гроба силы вечности.
Умерший должен смочь покинуть свой
дом (гроб) через нарисованную внутри
гроба или на внешней стене дверь.
Дальнейшую связь с внешним миром дает
приделанная к внешней стороне гроба
пара глаз (с 18-й династии часто на
внутренней стороне крышки). В Древнем
царстве удовлетворялись
горизонтальной планкой с именем и
титулом умершего; во времена Среднего
царства к ним добавляли вертикальные
строчки, которые очень часто
согласованы с защитой определенных
богов: у головы и конечностей - Нефтиды
и Изиды, в углах сторон гроба - четырех
сыновей Гора. В период Нового царства
рядом с надписями устанавливались
изображения божеств. На внутренней
стороне крышки часто прикреплялся
образ богини неба Нут. В Новом царстве
начала преобладать мумификация,
вероятно, в связи с отождествлением
умершего с Озирисом; это подтверждают
также украшения из перьев, периода
Тутмосов, изображающие распростертую
от плеч до ступней мумии пару крыльев,
покрывающую гроб (это символизирует
Изиду, которая защищает мертвого
Озириса и подгоняет воздух жизни). На
груди умершего прикреплялся образ
коршуна, крылья которого были
переняты у богини Неба Нут, он должен
был охранять сердце умершего. В конце
Нового царства на передний план
выходит солнечная символика - в образе
крылатого солнца или жука, двигающего
перед собой солнечный диск.
ГРОБНИЦА
Гробницы царей и высоких чиновников
состоят из трех основных частей.
- Камера для гроба - собственно
помещение для установки гроба,
которое египтяне называли "золотой
дом". С конца пятой династии на ее
стенах писались тексты из
произведений об умерших; на потолке
или поблизости - изречения богини
Неба Нут. В поздний период гробница
воспринимается как земной образ
ночного неба, причем потолок часто
разрисован звездами. В Новом
царстве на каждую из четырех стен
камеры помещают глиняную дощечку с
символом и магическим изречением:
столб джед - на западной стене,
ушебти - на северной, шакал - на
восточной и факел - на южной стене.
- Культовое помещение, в котором
умерший может магическим образом
принимать участие в земной жизни,
для чего он обеспечен пищей и
напитками. В до - и
раннеисторических могильниках
находились настоящие комнаты для
приема пищи. В более поздние времена
умерший должен был с помощью
магической силы символа вступить во
владение необходимыми для жизни
вещами. Жертвенная нища
изображалась на стенах захоронения
во всех деталях. Сельские сцены, как
сев и уборка урожая, сбор винограда
и выпекание хлеба, служили также для
этой цели. В культовом помещении в
честь умершего сжигали благовония.
Символическую связь между живым и
мертвым изображали с помощью
нарисованных ворот.
- Сердаб - состоит из одного,
нескольких, а иногда и многих
замурованных помещений, в которых
установлены статуи умершего. Щели
на уровне глаз должны дать
возможность статуе слышать
произносимые в культовом помещении
молитвы и вдыхать курящийся фимиам.
ГУСЬ
Через
символику яйца гусь входит в круг
мифов о происхождении мира (равно как
в этих мифах начиная с времени военных
походов Тутмоса III в Сирию
фигурировали яйценесущие куры).
Первый бог, должно быть, вышел из яйца
"большого болтуна". Это
космическое первосущество часто
отождествляется с Амоном. Более того,
сам бог иногда изображается в виде
гуся. В греко-римскую эпоху гусь
становится атрибутом Хорпократа (Гора-ребенка).
Так как в жертвоприношении играла
роль идея уничтожения врагов бога, а
гусь был одним из популярных
жертвенных животных, он также
рассматривался как олицетворение
злых сил, как символическое животное
Сета.
|