Глава тринадцатая - Саккара


I

В  жаркое апрельское утро верхом, в глубь Ливийской пустыни. В карьер несутся наши сирийские жеребцы не смотря на жгучие потоки африканского солнца. Мелкая желтая пыль вьется столбом позади. Мы минуем пирамиду Хеопса, и Сфинкс провожает нас холодным взором каменных очей. Немного спустя вся группа пирамид остается позади. Мы мчимся у подножия песчаных холмов; на востоке все время видна далеко, в сизом тумане зеленая полоса роскошных нив и стройные пальмовые рощи, а между ними небольшие деревушки феллахов. Впереди появляется группа пирамид Абусира. Наши лошади бьют подковами священную землю -все пространство, начиная от Абу Роаш (8 кил. севернее Гизеха) и до Дахшура - цепь гигантских некрополей, где почиет болте 150 людских поколений, находивших себе могилы в течении 5000 лет на западной окраине Мемфиса. Группы пирамид знаменуют лишь царские мавзолеи различных династий фараонов, правивших Египтом, а кругом них, куда только взор хватает - миллионы холмиков всевозможных размеров, бесконечные могилы, в большинства случаев разрытия искателями кладов с древнейших времен и вплоть до наших дней. Пирамиды сооружались, по желанно строителя, в одном из некрополей огромной столицы, растянувшейся с севера к югу на протяжении 20 верст, а потому они размещены несколькими группами, смотря по династиям, на известном расстоянии друг от друга.

Абусирские пирамиды растут, и вскоре мы подъезжаем к их основанию. Построенные фараонами V династии менее искусно, нежели их предшественницы в Гизех, он производят жалкое впечатление своим обтрепанным видом и небольшими размерами (в 50 м. выш.); две из них стоят одна возле другой, а третья несколько поодаль; рядом со среднею откопан в прошлом году надгробный храм; неопытному человеку, однако, трудно составить себе какое-либо понятие о том, чей он был когда-то, так мало от него уцелело; интересен огромный жертвенный камень, из одной глыбы алебастра, возвышающийся среди руин святилища. Вслед за Абусиром, с первого пригорка, открывается вид на группу пирамид Саккары, где еще сохранились, единственные по красоте, историческому и художественному значение, памятники седой старины. Кругом - все пески, горячие, глубокие, сверкающие на солнце. То подымаясь, то спускаясь с песчаных дюн, лошади наши без устали скачут, лишь с короткими передышками.

Пирамиды Саккары на насколько сот лет старше гизехских (4200 лет), но за то он ниже и менее прочно сложены. Самая замечательная из них; так называемая "пирамида со ступенями", отчетливо видна впереди. Это одно из древнейших сооружений на земном шаре служило местом погребения фараона Тьезера, родоначальника III династии; она насчитывает около 6000 лет существования и состоит из шести этажей; площадь каждого из них, по мер возвышена, уменьшается на 2 метра и образует таким образом ступени, придающие этой пирамиде отличный от прочих вид; в сущности она не что иное, как одна "мастаба", положенная на другую и служащая основанием для следующей, меньших размеров. Кругом одни пески без конца и ряд разрытых могил.
  

II

Невдалеке от "пирамиды со ступенями" находятся гробницы священных быков Птаха, известных под именем Аписа; со временем Аписа стали отожествлять с одною из форм Озириса, в качестве владыки Запада, или загробного мира, откуда произошло название Озеро-Хапи, переделанное греками в Озорапис и Серапис; место погребения Аписа называлось в эпоху владычества римлян Серапеумом. Почитание священного быка восходит к древнейшим временам египетской истории, а именно к началу II-й династии; окончилось оно лишь в IV веке по Р.Х.; так, в царствование Юлиана Отступника в Александрии еще существовал Апис. Всех Серапеумов в Саккаре три, но для осмотра доступен только один, наименее древний. Сторож вручает нам свечи, и мы спускаемся под землею. Воздух здесь удушливый и жарко до 21° по Реомюру. Глаза постепенно привыкают, после яркого солнечного дня, к полумраку подземелья, и мы видим, что находимся в огромном проход, высеченном в скале.

Впереди длинная галерея теряется во мраке; высоко над головою обширные своды, обшитые мокатамским камнем; вдоль стены тянутся маленьких ниш, в которых многочисленные богомольцы, стекавшиеся в Мемфис со всех концов царства, помещали ex voto - статуэтки или памятные плиты, а также и плиты с молитвами, в честь священных быков. Впечатление, получаемое от Серапеума - неизгладимо; хотя в Египте успеешь привыкнуть к колоссальным размерам сооружений, тем не менее этот подземный проход в 100 м. длины и 5 ½ вышины, не может не вызвать глубокого изумления. Не даром писал Мариет, открывший в 1851 году Серапеум, что, когда он в первый раз вошел в ипогей, его охватило столь сильное чувство изумления, что оставленное им в душе впечатление, несмотря на протекшие годы, также свежо, как и в первую минуту. Сделав несколько шагов, мы встречаем сперва крышку от саркофага, а затем и самый саркофаг исполинских размеров из черного мрамора; он загромоздил всю галерею, и нам приходится пробираться, плотно прижавшись к стене. Легко представить себе размеры этой гробницы, если вспомнить, что она предназначалась для сохранения целого быка, хотя бы и среднего роста. Насколько далее, свернув влево, мы вступаем в еще более широкий проход, по обе стороны которого в стенах высечены обширные пещеры, основанием своим спускающиеся ниже уровня галереи. Их сводчатый потолок и пол облицованы камнем из Мокатама. В глубине этих пещер возвышаются грандиозные саркофаги, из одного куска черного, или красного гранита, где под тяжелою крышкою помещались мумии Аписов. Всех саркофагов - 24, но большинство из них было раньше разграблено. Лишь два уцелело каким-то чудом. Они стояли в боковой галерее, вход куда был заделан еще в царствование Рамзеса II. Когда Мариету посчастливилось проникнуть туда, он не только нашел в полной сохранности обе мумии быков со всеми положенными в гробницу их украшениями, но мог даже отличить отпечаток пальцев египтянина на известке, которою тот 3700 лет тому назад замазывал отверстие между камнями, заложенными в проход, а также следы босых ног на песке, в западном углу погребального склепа!

Один из саркофагов особенно интересен: нужно спуститься несколько ступеней, в глубь мрачного склепа, чтобы, при скудном свете трепещущего пламени свечей, осмотреть художественно выгравированные иероглифы, покрывающее со всех сторон стенки его из черного гранита.

Вообще, вид этих каменных глыб в темной пасти пещеры, с их полу отодвинутыми назад крышками, производить потрясающее впечатление - все черно вокруг, тишина и духота могилы действуют на нервы, голова мутится, толпы мертвецов начинают мерещиться в бледных полосах света, бросаемых свечами во все стороны галереи. Скорее, вон отсюда на свет Боже, где солнце и жизнь!
  

III

Рядом с домом Мариета находится "Мастаба" Ти, бывшего царским архитектором времен V династии и главным смотрителем пирамид фараонов Неферкери и Нуесере. Не смотря на скромное происхождение, Ти достиг высокого положения в государстве, женился на дочери фараона; дети его пользовались царскими почестями, а после смерти он удостоился погребения на кладбище, где покоились лишь представители аристократических родов, в соседстве с царями первых династий. "Но что же такое мастаба?" спросить читатель. Происхождение этого слова - арабское и означает длинную скамью, или диван; применяется оно, по внешнему сходству, к надгробным сооружениям эпохи Древнего царства, имеющим продолговатую форму усеченной пирамиды.

Мастаба, сложенная, обыкновенно, из кирпича, заключает в себе 2-3 комнаты, соединенные узким проходом, куда дневной свет скудно проникает через небольшое отверстие в потолке; это род надгробной часовни, где в определенные дни собирались для поминовения родственники и друзья усопшего и приносили жертву его двойнику, Ка; мумия, однако, полагалась не здесь а в каком-нибудь тайнике, глубоко под землею, и доступ к ней был, по возможности, затруднен различными препятствиями.

Перед входом в мастабу Ти расположен небольшой портик, опирающийся на два столба с изображением, по ту и другую сторону, покойного царедворца, в длинном, парадном парик, короткой, широкой юбке, с тростью в руке. Узкий проход ведет в просторную комнату для поминовения, с двенадцатью четырехугольными столбами, образующими по середине ее нечто вроде киоска.

Под плитами пола скрывается лестница, высеченная в скале, по которой спускаются к подземной галерее, пересекающей по наклонной плоскости всю длину гробницы и заканчивающейся небольшою комнатою, где хранилась мумия Ти в каменном саркофаге. Из центральной комнаты узкий коридор направляется к другой небольшой комнате, своего рода святая святых, вход куда был тщательно заделан, и лишь небольшая щель оставлялась для доступа во внутрь фимиама, который курился в часовне в установленные ритуалом дни. Стены комнаты украшены сценами из жизни Ти, превосходной работы, дающими наглядное представление об образе жизни, занятиях и развлечениях зажиточных людей той отдаленной эпохи. Хотя краски повсюду сошли, но рельеф сохранил свою тонкость и изящество. На восточной стене изображены Ти с женою, присутствующие при уборке хлеба; один над другим следуют барельефы: жатва, молотьба волами и ослами, которые тяжелою поступью мнут сжатые снопы, рабочие сгребают трезубцами солому, веют зерно, посредством двух дощечек, а женщины ссыпают его в мешки. Далее идет ряд сцен, относящихся к постройке судов: рубка леса, пилка досок, работы на верфи и т. д.; особенно интересно ознакомиться с инструментами, бывшими в употреблении у плотников того времени и во многом схожими с современными. Рельефы, помещенные на южной стене, дают понятие о способах производства у древних египтян фаянса, каменных ваз и кожаных изделий. Вот - столяр за работою, гравер медалей, продавец сахарного тростника. Рядом крестьяне приводят хозяину жертвенных животных, между прочим, газелей и антилоп, которые, как видно, находились в числе домашних животных.

Северную стену, сверху до низу, занимают удивительно реально воспроизведенные эпизоды из жизни в болотах Нильской дельты: охота на птиц, рыбная ловля, стада на пастбищ. Слева - быки, переплывающее реку, между тем как пастухи, сидя в лодке, следят за ними из зарослей папируса; на берегу греются на солнце два крокодила. По середине - Ти едет в лодке, в то время как свита его охотится на гиппопотама, а из камышей вылетают во множестве болотные птицы" различных пород; крестьянин пашет на волах; бараны выпущены на только что засеянное поле, чтобы хорошенько втоптать зерно в разрыхленную землю, и, наконец, вереница 36 крестьянок, во всю длину стены, несет для Ти и его семейства различного рода продукты из его поместий, перечень которых дается рядом. На западной стене, согласно обычаю, нарисованы две фальшивые двери с начертанными на них молитвами за мертвых и с именами Ти - это освященный с незапамятных времен символ входа в загробную страну теней.

Подробное описание мастабы Ти казалось мне существенным не только с целью воспроизведения интересных бытовых картин из жизни египтян, за 2500 лет до Р.Х., но и вследствие желания начертать подробный план одной из гробниц эпохи Древнего царства, по которому сооружены все прочие надгробные памятники мемфисского некрополя; всякий из них, в отдельности взятый, представляет, конечно, некоторые заслуживающие внимания разновидности, но для подробного описания Саккары потребовался бы целый том.


Стр. 14 из 18 Книжная полкаНазадВперед
  

Hosted by uCoz