I
жаркое
апрельское утро верхом, в глубь
Ливийской пустыни. В карьер несутся
наши сирийские жеребцы не смотря на
жгучие потоки африканского солнца.
Мелкая желтая пыль вьется столбом
позади. Мы минуем пирамиду Хеопса, и
Сфинкс провожает нас холодным взором
каменных очей. Немного спустя вся
группа пирамид остается позади. Мы
мчимся у подножия песчаных холмов; на
востоке все время видна далеко, в
сизом тумане зеленая полоса роскошных
нив и стройные пальмовые рощи, а между
ними небольшие деревушки феллахов.
Впереди появляется группа пирамид
Абусира. Наши лошади бьют подковами
священную землю -все пространство,
начиная от Абу Роаш (8 кил. севернее
Гизеха) и до Дахшура - цепь гигантских
некрополей, где почиет болте 150
людских поколений, находивших себе
могилы в течении 5000 лет на западной
окраине Мемфиса. Группы пирамид
знаменуют лишь царские мавзолеи
различных династий фараонов,
правивших Египтом, а кругом них, куда
только взор хватает - миллионы
холмиков всевозможных размеров,
бесконечные могилы, в большинства
случаев разрытия искателями кладов с
древнейших времен и вплоть до наших
дней. Пирамиды сооружались, по желанно
строителя, в одном из некрополей
огромной столицы, растянувшейся с
севера к югу на протяжении 20 верст, а
потому они размещены несколькими
группами, смотря по династиям, на
известном расстоянии друг от друга.
Абусирские пирамиды растут, и вскоре
мы подъезжаем к их основанию.
Построенные фараонами V династии
менее искусно, нежели их
предшественницы в Гизех, он
производят жалкое впечатление своим
обтрепанным видом и небольшими
размерами (в 50 м. выш.); две из них стоят
одна возле другой, а третья несколько
поодаль; рядом со среднею откопан в
прошлом году надгробный храм;
неопытному человеку, однако, трудно
составить себе какое-либо понятие о
том, чей он был когда-то, так мало от
него уцелело; интересен огромный
жертвенный камень, из одной глыбы
алебастра, возвышающийся среди руин
святилища. Вслед за Абусиром, с
первого пригорка, открывается вид на
группу пирамид Саккары, где еще
сохранились, единственные по красоте,
историческому и художественному
значение, памятники седой старины.
Кругом - все пески, горячие, глубокие,
сверкающие на солнце. То подымаясь, то
спускаясь с песчаных дюн, лошади наши
без устали скачут, лишь с короткими
передышками.
Пирамиды Саккары на насколько сот
лет старше гизехских (4200 лет), но за то
он ниже и менее прочно сложены. Самая
замечательная из них; так называемая
"пирамида со ступенями",
отчетливо видна впереди. Это одно из
древнейших сооружений на земном шаре
служило местом погребения фараона
Тьезера, родоначальника III династии;
она насчитывает около 6000 лет
существования и состоит из шести
этажей; площадь каждого из них, по мер
возвышена, уменьшается на 2 метра и
образует таким образом ступени,
придающие этой пирамиде отличный от
прочих вид; в сущности она не что иное,
как одна "мастаба", положенная на
другую и служащая основанием для
следующей, меньших размеров. Кругом
одни пески без конца и ряд разрытых
могил.
II
евдалеке
от "пирамиды со ступенями"
находятся гробницы священных быков
Птаха, известных под именем Аписа; со
временем Аписа стали отожествлять с
одною из форм Озириса, в качестве
владыки Запада, или загробного мира,
откуда произошло название Озеро-Хапи,
переделанное греками в Озорапис и
Серапис; место погребения Аписа
называлось в эпоху владычества римлян
Серапеумом. Почитание священного быка
восходит к древнейшим временам
египетской истории, а именно к началу
II-й династии; окончилось оно лишь в IV
веке по Р.Х.; так, в царствование Юлиана
Отступника в Александрии еще
существовал Апис. Всех Серапеумов в
Саккаре три, но для осмотра доступен
только один, наименее древний. Сторож
вручает нам свечи, и мы спускаемся под
землею. Воздух здесь удушливый и жарко
до 21° по Реомюру. Глаза постепенно
привыкают, после яркого солнечного
дня, к полумраку подземелья, и мы видим,
что находимся в огромном проход,
высеченном в скале.
Впереди длинная галерея теряется во
мраке; высоко над головою обширные
своды, обшитые мокатамским камнем;
вдоль стены тянутся маленьких ниш, в
которых многочисленные богомольцы,
стекавшиеся в Мемфис со всех концов
царства, помещали ex voto - статуэтки или
памятные плиты, а также и плиты с
молитвами, в честь священных быков.
Впечатление, получаемое от Серапеума -
неизгладимо; хотя в Египте успеешь
привыкнуть к колоссальным размерам
сооружений, тем не менее этот
подземный проход в 100 м. длины и 5 ½
вышины, не может не вызвать глубокого
изумления. Не даром писал Мариет,
открывший в 1851 году Серапеум, что,
когда он в первый раз вошел в ипогей,
его охватило столь сильное чувство
изумления, что оставленное им в душе
впечатление, несмотря на протекшие
годы, также свежо, как и в первую
минуту. Сделав несколько шагов, мы
встречаем сперва крышку от саркофага,
а затем и самый саркофаг исполинских
размеров из черного мрамора; он
загромоздил всю галерею, и нам
приходится пробираться, плотно
прижавшись к стене. Легко представить
себе размеры этой гробницы, если
вспомнить, что она предназначалась
для сохранения целого быка, хотя бы и
среднего роста. Насколько далее,
свернув влево, мы вступаем в еще более
широкий проход, по обе стороны
которого в стенах высечены обширные
пещеры, основанием своим спускающиеся
ниже уровня галереи. Их сводчатый
потолок и пол облицованы камнем из
Мокатама. В глубине этих пещер
возвышаются грандиозные саркофаги, из
одного куска черного, или красного
гранита, где под тяжелою крышкою
помещались мумии Аписов. Всех
саркофагов - 24, но большинство из них
было раньше разграблено. Лишь два
уцелело каким-то чудом. Они стояли в
боковой галерее, вход куда был заделан
еще в царствование Рамзеса II. Когда
Мариету посчастливилось проникнуть
туда, он не только нашел в полной
сохранности обе мумии быков со всеми
положенными в гробницу их украшениями,
но мог даже отличить отпечаток
пальцев египтянина на известке,
которою тот 3700 лет тому назад
замазывал отверстие между камнями,
заложенными в проход, а также следы
босых ног на песке, в западном углу
погребального склепа!
Один из саркофагов особенно
интересен: нужно спуститься несколько
ступеней, в глубь мрачного склепа,
чтобы, при скудном свете трепещущего
пламени свечей, осмотреть
художественно выгравированные
иероглифы, покрывающее со всех сторон
стенки его из черного гранита.
Вообще, вид этих каменных глыб в
темной пасти пещеры, с их полу
отодвинутыми назад крышками,
производить потрясающее впечатление -
все черно вокруг, тишина и духота
могилы действуют на нервы, голова
мутится, толпы мертвецов начинают
мерещиться в бледных полосах света,
бросаемых свечами во все стороны
галереи. Скорее, вон отсюда на свет
Боже, где солнце и жизнь!
III
ядом
с домом Мариета находится "Мастаба"
Ти, бывшего царским архитектором
времен V династии и главным
смотрителем пирамид фараонов
Неферкери и Нуесере. Не смотря на
скромное происхождение, Ти достиг
высокого положения в государстве,
женился на дочери фараона; дети его
пользовались царскими почестями, а
после смерти он удостоился погребения
на кладбище, где покоились лишь
представители аристократических
родов, в соседстве с царями первых
династий. "Но что же такое мастаба?"
спросить читатель. Происхождение
этого слова - арабское и означает
длинную скамью, или диван; применяется
оно, по внешнему сходству, к
надгробным сооружениям эпохи
Древнего царства, имеющим
продолговатую форму усеченной
пирамиды.
Мастаба, сложенная, обыкновенно, из
кирпича, заключает в себе 2-3 комнаты,
соединенные узким проходом, куда
дневной свет скудно проникает через
небольшое отверстие в потолке; это род
надгробной часовни, где в
определенные дни собирались для
поминовения родственники и друзья
усопшего и приносили жертву его
двойнику, Ка; мумия, однако, полагалась
не здесь а в каком-нибудь тайнике,
глубоко под землею, и доступ к ней был,
по возможности, затруднен различными
препятствиями.
Перед входом в мастабу Ти расположен
небольшой портик, опирающийся на два
столба с изображением, по ту и другую
сторону, покойного царедворца, в
длинном, парадном парик, короткой,
широкой юбке, с тростью в руке. Узкий
проход ведет в просторную комнату для
поминовения, с двенадцатью
четырехугольными столбами,
образующими по середине ее нечто
вроде киоска.
Под плитами пола скрывается
лестница, высеченная в скале, по
которой спускаются к подземной
галерее, пересекающей по наклонной
плоскости всю длину гробницы и
заканчивающейся небольшою комнатою,
где хранилась мумия Ти в каменном
саркофаге. Из центральной комнаты
узкий коридор направляется к другой
небольшой комнате, своего рода святая
святых, вход куда был тщательно
заделан, и лишь небольшая щель
оставлялась для доступа во внутрь
фимиама, который курился в часовне в
установленные ритуалом дни. Стены
комнаты украшены сценами из жизни Ти,
превосходной работы, дающими
наглядное представление об образе
жизни, занятиях и развлечениях
зажиточных людей той отдаленной эпохи.
Хотя краски повсюду сошли, но рельеф
сохранил свою тонкость и изящество. На
восточной стене изображены Ти с женою,
присутствующие при уборке хлеба; один
над другим следуют барельефы: жатва,
молотьба волами и ослами, которые
тяжелою поступью мнут сжатые снопы,
рабочие сгребают трезубцами солому,
веют зерно, посредством двух дощечек,
а женщины ссыпают его в мешки. Далее
идет ряд сцен, относящихся к постройке
судов: рубка леса, пилка досок, работы
на верфи и т. д.; особенно интересно
ознакомиться с инструментами, бывшими
в употреблении у плотников того
времени и во многом схожими с
современными. Рельефы, помещенные на
южной стене, дают понятие о способах
производства у древних египтян фаянса,
каменных ваз и кожаных изделий. Вот -
столяр за работою, гравер медалей,
продавец сахарного тростника. Рядом
крестьяне приводят хозяину
жертвенных животных, между прочим,
газелей и антилоп, которые, как видно,
находились в числе домашних животных.
Северную стену, сверху до низу,
занимают удивительно реально
воспроизведенные эпизоды из жизни в
болотах Нильской дельты: охота на птиц,
рыбная ловля, стада на пастбищ. Слева -
быки, переплывающее реку, между тем
как пастухи, сидя в лодке, следят за
ними из зарослей папируса; на берегу
греются на солнце два крокодила. По
середине - Ти едет в лодке, в то время
как свита его охотится на гиппопотама,
а из камышей вылетают во множестве
болотные птицы" различных пород;
крестьянин пашет на волах; бараны
выпущены на только что засеянное поле,
чтобы хорошенько втоптать зерно в
разрыхленную землю, и, наконец,
вереница 36 крестьянок, во всю длину
стены, несет для Ти и его семейства
различного рода продукты из его
поместий, перечень которых дается
рядом. На западной стене, согласно
обычаю, нарисованы две фальшивые
двери с начертанными на них молитвами
за мертвых и с именами Ти - это
освященный с незапамятных времен
символ входа в загробную страну теней.
Подробное описание мастабы Ти
казалось мне существенным не только с
целью воспроизведения интересных
бытовых картин из жизни египтян, за 2500
лет до Р.Х., но и вследствие желания
начертать подробный план одной из
гробниц эпохи Древнего царства, по
которому сооружены все прочие
надгробные памятники мемфисского
некрополя; всякий из них, в
отдельности взятый, представляет,
конечно, некоторые заслуживающие
внимания разновидности, но для
подробного описания Саккары
потребовался бы целый том.
|