Не следует придавать очень большого значения самой гробнице Тутанхамона, потому что, несмотря на свою известность, она создавалась не для фараона. Кроме того, она была спешно расширена, как можно видеть по потолку над саркофагом.

Как уже было сказано, колодец - один из постоянно встречающихся элементов захоронений, и, следовательно, его нужно рассматривать как необходимый и даже обязательный. Имел ли он практический смысл - останавливать воров и предотвращать маловероятное, но очень опасное просачивание воды в гробницу? Или имел метафизический смысл - представлять Изначальную Бездну и быть устройством, притягивающим теллурические энергии, исходящие из магнитного центра Земли?

Если мы примем каноны мышления древних египтян, то увидим, что не существует противоречия между первым и вторым. Они дополняют друг друга, и поэтому наиболее вероятно, что при помощи глубокого и аккуратно сложенного колодца достигались обе эти цели.

Что касается прямого назначения колодцев, то они выполняли его лишь отчасти, так как после распада Египта и даже еще раньше многие грабители научились при свете факелов с помощью прочных веревок преодолевать колодцы и выносить из гробниц сокровища. Смертельные ловушки и проклятия, которые древние египтяне во множестве использовали, если верить романам и кинофильмам, являются всего-навсего предположениями и фантазиями. Лишь в конце цикла древнеегипетской цивилизации или во времена политической нестабильности архитекторы прибегали к специальным приемам для защиты священных мест. Что же касается страшных проклятий, их попросту не существовало; единственное, что мы можем встретить практически с доисторических времен и до правления Клеопатры, - это предупреждения, часто символизируемые просто змеем Уреем, об опасностях, грозящих тому, кто глумится над священными предметами или уничтожает их. Если перевести на язык нашего времени, это равнозначно табличкам, предупреждающим о том, что определенное место находится под током и что любой неспециалист, желающий потрогать кабели, подвергает себя смертельной опасности.

Здесь полезно вспомнить вымышленное приключение, которое иногда приписывают Парацельсу, хотя сама эта история много старше и имеет именно египетские корни. В ней говорится, что, находясь в Александрии, знаменитый врач-алхимик встретил Чуму с пустым мешком за спиной. На его вопрос Чума ответила, что идет взимать ежегодную дань, равную тысяче жизней. Врач-маг предупредил ее о том, что она не должна забирать ни одной жизнью больше, чем сама Судьба позволит взять. Чума согласилась с этим, но спустя несколько месяцев она покидала город, унося с собой не менее двадцати тысяч жизней. Когда разгневанный Парацельс обвинил ее в обмане. Чума сказала, что сдержала слово и забрала только тысячу жизней, остальные же умерли от страха... Не так ли происходит в случаях многих таинственных смертей, которые приписывают "проклятью фараонов"?

Порядок Процессий, который Книги Мистерий повторяли в камне и рисунках, был нарушен падением Нового царства. Жрецы удалили со священных трупов сложные магические механизмы защиты и затем перепрятали их, наспех собирая все вместе в укромных местах. Светящиеся Двойники к тому времени уже покинули тела, выйдя через "ложные двери", и поэтому оставалось лишь спасти тела от осквернения ордами бандитов, которые уже невозможно было сдерживать. Так, например, во времена XXI и XXII династий были спрятаны вместе мумии Секненры, Яхмоса, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, некоторых жрецов Амона и ряд других, которые не удалось идентифицировать.

В гробнице Аменхотепа II, помимо его собственной, были найдены мумии Тутмоса IV, Аменхотепа III, Менептаха, Сиптаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI, царицы Тэйе, а также двух неизвестных женщин и ребенка.

Небольшие боковые камеры или часовни также стали использоваться для того, чтобы спрятать сокровища, как в гробнице Аменхотепа II, где исследователь Лоре обнаружил и сфотографировал, как несколько мумий были просто свалены в кучу, а одна мумия принца даже угодила в ритуальную ладью хозяина гробницы. Наверное, мы уже никогда не узнаем о причинах такой крайней спешки и о тех преследованиях и преступлениях, которые предшествовали этому. Но в данной книге нам важно показать, что сами жрецы, питавшие глубокое почтение к своим правителям, знали, что они уже больше не обитают в своих мумифицированных телах, и просто старались спасти их останки от нечестивых рук. Это противоречит новомодной материалистической концепции, пытающейся убедить нас в том, что египтяне считали, что их мумии "воскреснут" физически.

Только в тех случаях, когда это было возможно, как в случае мумии Рамсеса II, писцы оставили пометки на наружных бинтах мумий, чтобы в будущем их можно было идентифицировать, даже если их лишат украшений и картушей с именами.

К несчастью, грабители нашли упомянутые тайники раньше археологов, которым только и осталось, что спасать мумии, да и то благодаря информации, полученной от самих грабителей. В результате все мумии находятся сейчас в весьма плачевном состоянии, лишенные всех своих амулетов и Скарабея-Сердца. По той же причине потеряны многие папирусы, за исключением рукописных, которые грабители из-за отсутствия цветных рисунков не разрывали на части, а продавали целиком.

Даже во время краткого туристического осмотра можно, тем не менее, ощутить красоту и символизм некоторых гробниц, прикоснуться к таинству воплощения - странствия Солнца-Души через мрак и материю, ужас и хаос.


Стр. 22 из 23 СодержаниеНазадВперед
  

Hosted by uCoz