юбитель-энтузиаст
Древнего Египта обычно использует
термин "саркофаг" для всего без
разбора, хотя для специалиста это
могут быть разные вещи.
Само слово "саркофаг" -
греческого происхождения и означает
"поедающий мясо". Возможно, это
связано с тем, что, по наблюдениям
этого любознательного народа, от тела,
помещенного в гроб, через несколько
лет остаются только кости, либо с тем,
что в то время верили в существование
особого камня азиатского
происхождения, способного разлагать,
"съедать" мясо, а при
использовании в гробах - разлагать
человеческую плоть.
Поэтому, говоря о Древнем Египте, мы
должны называть саркофагом лишь гроб,
находящийся в непосредственном
контакте с мумией. А он, в случае
пышных захоронений, находился внутри
нескольких гробов, которые
размещались один в другом. Этот первый
гроб обычно изготавливался из дерева,
а в более позднее время иногда из
очень плотного картона. Только
внешний гроб делался из камня и, в
отличие о остальных, уже не имел формы
человеческого тела, скорее
представлял собой четырехугольный
ящик. В исключительных случаях,
например, когда хоронил; фараона, гроб
помещали внутри нескольких других
гробов больших размеров, а затем - в
часовню или несколько часовен по тому
же принципу.
|
Двойной гроб
Усирмоса,
храмового стража. Брюссель.
|
В еще более редких случаях, которые,
к сожалению, еще не привлекли по-настоящему
внимания археологов, гроб был из
металла (необязательно из золота, как
в случае Тутанхамона) или из сплава,
который греки называли Электрумом.
Один из таких эзотерических гробов
занял, наконец, подобающее ему место в
Каирском музее после долгого
пребывания среди предметов меньшей
ценности. Его очертания не повторяют
точно очертания человека, а являются
мистическим сочетанием священных
черт Сокола-Гора и формы тела человека.
Такие гробы принадлежали, очевидно,
великим жрецам и изготовлялись особым
способом, поэтому обращение с ними
должно было быть самым аккуратным,
чтобы избежать всего, что могло бы
подвергнуть опасности или угрозе
магическую форму, материализованную в
сплаве. Возможно, многим читателям все
это может показаться суеверием или
предметом, недостойным
университетских исследований; но
именно те, кто работают в
университетах, забыв на минуту про
честь мундира, могут подтвердить, как
мало в университетах XX века говорят (если
вообще говорят) об этих вещах. Однако
это не должно нас удивлять или
вызывать утрату оптимизма, так как до
XV века с университетских кафедр
нельзя было услышать, что Земля
круглая, до XVII века - что она вращается
вокруг Солнца, вплоть до XX века - о том,
что парапсихологические явления -
реальность. Со временем будет
признано многое из того, чем сегодня
пренебрегают и что отвергают без
достаточных оснований лишь потому,
что та или иная гипотеза идет вразрез
с общей модной тенденцией.
Если для упрощения мы возьмем в
качестве примера гроб или саркофаг,
имеющий форму человека, мы увидим, что
и внутренняя, и наружная его стороны
испещрены иероглифами и магическими
знаками. С внутренней стороны мы
найдем многочисленные изображения
Богов, особенно Матери-Нут, Госпожи
Звездного Неба и Света во Тьме. Ее
милосердные крылья, связывающие ее с
Душой-Ласточкой, расположены таким
образом, что, когда гроб был закрыт,
мумия оказывалась в их объятиях.
Иногда, как в случае алебастрового
саркофага, доставленного Бельцони в
Лондон, фигура Богини изображалась на
дне, так что мумия покоилась прямо на
ней.
Гроб или саркофаг был подобен
кораблю, который бороздит психическое
пространство, разделяющее жизнь и
смерть. Он имел функцию защиты от
ветров астрального мира (как его
называют современные "оккультисты"),
предохранял от контакта с лярвами и
злыми духами. Нужно учесть, что для
египтян, как и для эзотериков всех
времен. Душа, пока она находится в
человеке, не может легко отделиться от
физического тела и от всей массы
чувств, ощущений, воспоминание,
порывов и разочаровании, которые
порождаются земным существованием;
поэтому надо помочь ей возвыситься,
чтобы, насколько это возможно,
избавить ее от лишней боли и усилий.
Жрецы Фив были специалистами в этой
оккультной науке.
Нет ничего удивительного в том, что
культурный и образованный человек не
поймет или не поверит в необходимость
планов Адуата, наносившихся на дно
этих гробов и саркофагов. Если бы
каким-нибудь неведомым путем
культурный и образованный египтянин
мог попасть в XX век из тех времен, о
которых мы сейчас говорим, он не понял
бы устройства радиоприемника, сколько
бы ни смотрел на его схему; а случись
ему услышать звуки этого
радиоприемника, он решил бы, что где-то
за потайной дверцей скрываются
музыканты... Точно так же многие "странные"
явления, происходящие в музеях со
статуями и мумиями, приписываются
воздействию резких перепадов
температуры и давления, укусов
насекомых, неизвестных до сих пор ядов,
которыми пропитаны предметы, или же
неоткрытых еще микроорганизмов. Мы
искренне верим, что эта проблема, как и
многие другие, заслуживает
разностороннего беспристрастного
исследования, если таким образом мы
приблизимся к истине, которая выше
всех неизбежных предрассудков,
переполняющих как наше, так и любое
другое время.
Саркофаг с
нарисованной на дне
богиней Нут,
олицетворяющей
небесный свод.
|
Судя по разрозненным находкам,
включая те, что встречаются на "черном
рынке" древностей, весьма вероятно,
что древние фараоны, принцы и жрецы, а
также высшие государственные
чиновники удостаивались погребальных
обрядов исключительной сложности в
удивительных сооружениях, прекрасных
либо по художественному исполнению,
либо по качеству материалов, которые
были использованы при их постройке. Из-за
грабежей, участившихся уже в эпоху
расцвета Нового царства, а также
опустошений, которым гробницы
подверглись от рук иностранцев и
скрывавшихся в пустыне бандитов, до
нас дошел лишь один, но поистине
удивительный пример прекрасного
погребального сооружения тех времен.
Мы имеем в виду, конечно же, открытое
Картером в начале двадцатых годов (при
финансовой поддержке несчастного
лорда Карнарвона) захоронение
Тутанхамона.
Этот фараон XVIII династии правил чуть
более десяти лет, после ужасного
времени правления Эхнато-на и его
тиранического приказа почитать не
единого Бога, как считают защитники
Эхнатона, а лишь одну из форм Бога-Солнца,
Атона, поставившего вне закона
тысячелетние Мистерии, которые в то
время были доверены Посвященным Бога
Амона в Фивах. Аменхотеп ("Амон
доволен") IV, взявший в приступе
религиозного безумия имя Эхнатон ("Дух
Атона"), покинул Фивы со всем своим
двором ради города, который он начал
строить в Тель-эль-Амарне.
|
Говард Картер и
лорд
Карнарвон, разрушающие
стену, которая преграждает
путь в погребальную
камеру Тутанхамона.
|
Известно, что Эхнатон правил не один,
рядом с ним находился соправитель,
который представляет собой
историческую загадку. Его звали
Сменхкара, и он был так неразлучен с
фараоном, что многие считают
Нефертити всего лишь официальным
символом. Сейчас, когда обнаружено
захоронение Сменхкара, а следов
гробницы Нефертити по-прежнему нет,
некоторые исследователи заходят так
далеко, что начинают сомневаться в
реальности существования царицы, чей
бюст, действительно сделанный с нее
или приписываемый ей, стал широко
известен благодаря стилизованной
красоте модели. Сталкиваемся ли мы
здесь с тысячелетней версией того, что
сейчас вульгарно называют "травести"?
Единственно достоверным сегодня
является то, что мумия Сменхкара
лежала в женской позе и с женскими
атрибутами, хотя анатомические
исследования подтвердили, что останки
принадлежат молодому мужчине.
|