Первый час ночи...
ревнеегипетские
предания о потустороннем мире
известны с III тыс. до н.э. - со времен
Древнего царства: "Тексты пирамид",
начертанные на стенах гробниц
фараонов, повествуют о том, как
усопший царь в барке ночного Солнца
свершает путь в глубинах подземного
царства, возрождаясь вместе с Солнцем
к новой жизни. Затем в Египте
произошло то, что историки называют
"демократизацией загробных
верований". В середине II тыс. до н.э.,
в эпоху Нового царства, усложненные,
гораздо более подробные, чем прежде,
тексты появляются уже в гробницах
людей средней руки. Эти творения
египетской религиозной мысли и
называют обычно "Книгой мертвых".
Действительно ли жрецы
Нового царства ввели дополнительные
описания "того света"? Может быть,
"демократизация загробных
верований" - это раскрытие таинств,
прежде запретных для широкого круга
людей? Ведь загробный мир египтян - "царство
Дат" - находится не в географическом
пространстве. Это пространство мифа, и
в нем одновременно, в одном и том же
месте, происходят смерть и рождение
человека, закат и восход Солнца,
гибель и новое рождение Вселенной. В
этом же реально-ирреальном
пространстве свершалось и посвящение
в мистерии, которое воспринималось
как второе рождение человека. Об этом
упоминает в "Метаморфозах"
Апулей, посвященный в мистерии Изиды:
"Достиг я рубежей смерти,
переступил порог Прозерпины и вспять
вернулся, пройдя через все стихии; в
полночь видел я солнце в сияющем
блеске, предстал перед богами
подземными и небесными и вблизи
поклонился им" (Апулей. Апологя.
Метаморфозы. Флориды. М., 1959, с. 311).
Познавая законы ночного пути Солнца,
египтянин проникал в тайну рождения и
созидания всего, что он видел вокруг,
поскольку единство мира было главным
принципом мироустройства в
мифологической системе мышления.
До пас дошло несколько
произведений эпохи Нового царства,
которые можно назвать "Книгой
мертвых". Каждое из них разделяется
на 12 частей - "часов ночи", 12
ступеней посвящения. Их можно понять
только в единстве текста и
символических изображений:
мифологическое мышление синтетично.
Пожалуй, наиболее
доступна для современного восприятия
"Книга Амдуат" - "Книга того,
что в Дат". Мы предлагаем ее
вниманию читателей в переводе и с
комментариями польского египтолога
Анджея Нивинського. Вслед за
солнечной баркой мы проследуем по
запредельному царству, где не
действует логика будничного мира, где
исчезают привычные представления о
структуре пространства и времени, где
властвует вечность. В конце пути ждет
радостное возрождение Солнца и
человека, подобное раскрытию лотоса.
Но этот праздничный миг далеко. Солнце
вступает в первый час ночи...
"Послание из
Сокрытого помещения. Места пребывания
душ, богов, теней и блаженных; а также
то, что они делают. Начало - Рог Заката,
врата западного горизонта, конец -
первичный мрак, врата западного
горизонта".
Так звучит полное
заглавие "Книги Амдуат". Ее
священный оригинал, по представлениям
египтян, записан на стенах "Сокрытого
Помещения" в царстве Дат. "Рог
Заката" - это гора, за которой
садится Солнце. Книга написана для
того, "чтобы познать запредельные
души, познать, что они делают, познать
их изменения для Ра. Чтобы познать
таинственные души и то, что они делают,
чтобы знать находящееся в отдельных
часах и познать богов этих часов.
Чтобы знать, к чему Он (Великий Бог. - А.
Н.) их призывает. Чтобы познать врата и
дороги, по которым странствует этот
Великий Бог, чтобы познать течение
часов и их божества. Чтобы познать тех,
которые преуспели, и тех, которые
истреблены".
Итак, барка со "старым",
вечерним солнечным богом вплывает в
подземный мир. На носу барки стоит
Упуаут - "Отверзающий дороги",
рядом с ним - Сиа, персонификация
творящего ума Великого Бога. Далее -
"Госпожа ладьи", богиня,
направляющая ход барки во время
первого часа ночи. Посереди не
возвышается наос - вместилище бога
Солнца, названное просто "Телом" (египтяне
обычно передавали абстрактные
понятия очень конкретными образами).
На корме - солнечный бог Гор с головой
сокола, а за ним - изображенные
шеренгой бог мудрости Тот, бог Ху -
персонификация божественного слова -
и два божества, управляющие рулем. Две
богини с перьями на голове, стоящие
перед баркой, - это "Две Правды" (Маат),
ибо в Дат находятся не только
блаженные, но и осужденные души. От
врагов солнечного бога защищают в
первом часу ночи "Тот - Который -
Ранит" (фигура с ножом перед Маат) и
три змея, изображенные ниже.
Следующая группа фигур
характеризует различные аспекты бога
Солнца. Мумия в короне - Озирис, "Владыка
Запада", олицетворяет
эсхатологический аспект бога,
львиноголовая Сехмет - его грозную
силу. Фигура с головой барана ("Великий
Озаряющий") передает аспект
солнечного блеска. Четыре стелы,
увенчанные человеческими головами,
названы "Указаниями, которые дает
Ра" и соответственно также боги
Атум, Хепри и Озирис - четыре формы
Великого Бога (Ра - владыка живых,
Озирис - мертвых, Атум - ночное Солнце,
а Хепри - дневное).
На обоих берегах
подземной реки - ликующие души усопших
(по законам построения египетского
рисунка они оказываются вверху и
внизу). Великий Бог приветствует их,
дает животворные указания и оделяет
блаженных материальными благами. Ему
помогают в этом своеобразные "снабженцы"
(изображены перед тремя змеями).
Группа обезьян вверху - это стражи
первых врат, отделяющих день от ночи.
Подобная группа внизу - как бы "оркестр",
сопровождающий вступление солнечной
барки. Двенадцать кобр, извергающих
огонь, рассеивают мрак, царящий в Дат.
Да, "старое Солнце"
вступило в Дат, умерло, но уже в нервом
часу ночи ему сопутствует элемент
грядущего воскресения из мертвых -
образ утреннего Солнца, священный
скарабей, плывущий в барке, где ему
поклоняются два божества. Бег времени
в царстве вечности символизирует
фигура перед поднявшимся на хвост
змеем, держащая в руке слегка
изогнутую "волшебную палочку" -
"Тот - Кто - Измеряет - Часы". Ниже -
изображения, означающие достижение
границ первого часа ночи. Это межевой
столб, увенчанный рогами ("Тот - Что -
Разделяет - Долину"),
и божество, обращенное навстречу всей процессии, - "Тот
- Кто - Запечатывает - Землю"
- служитель, замыкающий врата первого
этапа странствия Солнца.
А вот текст краткого
варианта "Книги Амдуат",
повествующий о первом часе ночи: "Этот
бог вступает в землю, во врата
закатного горизонта. Сто двадцать
итеру (1 итеру = 10,5 км. - А. Н.) предстоит
ему пройти в этой сфере, прежде чем он
достигнет богов загробного мира. "Долина
Ра" - имя первого поля Дат. Здесь он
наделяет землями богов, которые ему
сопутствуют. В этой сфере он начинает
давать указания и заботиться об
усопших. Это исполнено в соответствии
с образцом, что в Сокрытом Помещении
Дат. Кто знает эти образы, сам
уподобляется Великому Богу. Это
благоприятно для него на земле,
поистине прекрасно! Необычайно
полезно это для него в Дат. "Тот - Что
- Раскалывает - Лбы - Врагов - Ра"
- имя этого первого часа ночи, который
сопутствует в этой сфере этому богу".
|