Египет и античный мир
од
термином "античный мир"
подразумеваются страны греческой и
римской культуры и соседние с ними
ареалы, иными словами, довольно
обширный географический комплекс.
Вклад египетской религии в
религиозное мировоззрение стран
этого комплекса оценивался по-разному.
Литература, посвященная этой
проблематике, пополняется из года в
год, ибо раскопки, производимые в
странах комплекса, приносят все новые
и новые археологические находки,
подтверждающие проникновение
элементов египетской религии далеко
за пределы Египта.
Культы египетских божеств,
проникших к страны античного мира,
естественно, "вжились" в
религиозную среду этих стран и
приобрели местный колорит, иногда
очень отличный от их египетского
оригинала. Исследование нового облика
египетских божеств и их культа не
входит в нашу задачу, ибо это не имеет
непосредственного отношения к
религии собственно древнего Египта.
Настоящая глава преследует более
узкую цель. Мы хотим показать, сколь
широко было распространено влияние
религиозных идей Египта в странах
античного мира и насколько популярны
были здесь египетские божества.
Проникновение египетских
религиозных представлений в
средиземноморский бассейн начинается
приблизительно с VI в. до н.э., т. е. со
времени более или менее тесного
соприкосновения Египта с греками. На
двух этрусских вазах того времени
изображено существо явно египетского
происхождения: это человеческая
фигура с головой животного (голова,
несомненно, воспроизводит голову
Анубиса с типичными для него ушами) и с
большим ножом в левой руке. Тот факт,
что египетское религиозное влияние
имело место и на Апеннинском
полуострове, доказывается небольшой
бронзовой статуэткой богини Уаджет в
музее Болоньи (приблизительно того же
времени). К сожалению, автор не
указывает, где именно был найден этот
памятник.
VII век до н.э. - знаменательная веха в
истории египетской культуры. Именно в
это время, в правление второго фараона
XXVI династии Псамтика I (664-610 гг. до н.э.),
греками была основана колония на
территории Египта, в Дельте, к юго-западу
от Саиса. Здесь возник большой город,
Навкратис (как бы предшественник
Александрии), сыгравший важную роль в
сближении египетской и греческой
культур. Из Навкратиса в бассейн
Средиземноморья устремился поток
египетских изделий, в немалой части
культовых, а вслед за ними стали
просачиваться и египетские
религиозные представления. С каждым
годом увеличивается число египетских
предметов, обнаруженных во время
раскопок в странах Европы. Более или
менее систематический их учет ведет
известный французский египтолог Ж.
Леклан в своих ежегодных отчетах.
Египетское влияние сказалось в
странах Средиземноморья, а позже и в
странах Римской империи, в состав
которой помимо самого Египта вошли
Балканы, Италия и ряд других стран
Западной и Восточной Европы, на
которые распространилась власть Рима.
Даже далеко не полный перечень
библиографических источников
свидетельствует о широте диапазона
египетского религиозного влияния в
странах древнего мира.
Уже в VII в. до н.э. в Греции сложилась
орфическая космогония, согласно
которой началом мира было яйцо,
оплодотворенное ветром. Этот образ,
как показал З. Моренц, заимствован из
гермопольского варианта египетской
космогонической системы. Культы
египетских богов встречаются и в
материковой, и в островной Греции,
например на острове Делос.
Основная струя египетского влияния -
распространение культа Исиды.
Представление об Исиде явилось
серьезным вкладом египетской религии
в религии стран античного мира. Культ
Исиды проник даже в дохристианскую
Германию, его следы обнаружены в
Кёльне, Майнце, Аугсбурге и Трире.
Тацит (О происхождении германцев и
местоположении Германии, 9) сообщает,
что свебы почитают Исиду среди своих
богов. Комментатор воспринимает это
сообщение римского историка с
необоснованным скептицизмом. Другие
данные, приводимые автором,
свидетельствуют о глубоком
проникновении египетского влияния на
германские земли вплоть до польской
Померании (недалеко от берегов
Балтики). Вполне понятно, что в Греции,
Галлии, на Апеннинском и Иберийском
полуостровах, в Британии и т. д. Исида
имела местный облик, во многом
отличавший ее от Исиды египетской. Но
вместе с тем у них было и что-то общее.
От поздних птолемеевских времен и от
времени римского господства как в
самом Египте, так и вне его
сохранились близкие по содержанию и
направленности греческие тексты,
известные в науке под названием
аретологий Исиде - нечто вроде
торжественных песнопений,
адресованных этой богине, ярко
выражающих ее вселенский авторитет и
значение, ее милосердие и т. п. Тексты
эти свидетельствуют о том, что к тому
времени Исида, как великая богиня, уже
вышла за рамки египетского божества и
стала божеством эллинистического
порядка, т. е. универсальным. Вопрос о
происхождении аретологий, т. е.
конкретно о том, являются ли они
переводами с египетских текстов или
написаны греками в духе греческой
идеологии, конечно, очень интересный,
но в конечном счете все же
второстепенный. В аретологиях,
несомненно, наличествует египетский
субстрат ".
Вряд ли можно сомневаться в том, что
универсальный характер Исиды в
основном плод мышления греков эпохи
эллинизма. Исида в аретологиях -
божество интернациональное, и
исторически это вполне закономерно.
Крушение полисного мировоззрения в
странах греческого языка, а также:
умаление значимости номов в
птолемеевском Египте создали
предпосылки для возникновения новых
богов или преображения полисных и
номовых богов во вселенские. На исходе
эпохи независимости авторитет Исиды в
Египте неизмеримо. возрос, и ко
времени религиозно-культурного
становления здесь эллинизма она стала
одним из великих вселенских. божеств.
С возникновением Римской империи,
поглотившей и включившей в свои
границы всю ойкумену эллинизма,
влияние Исиды. быстро приобрело точки
опоры как в самом Риме, так и в
подвластных ему странах, по сути дела
чуждых эллинизму, каковыми были
Италия, Испания, Галлия, Британия,
Германия и т. д. Исида стала
религиозной модой, и распространение
культа богини определялось не только
ее вселенским характером, но и в
значительной мере нравственными
запросами народов, подготовивших
почву для возникновения христианства.
Никакая другая религия стран древнего
Востока" разумеется кроме
христианства, не отвечала этим
запросам в такой мере, как египетская,
или, вернее, порожденный ею культ
Исиды. Последний распространился в
античном мире одновременно с
христианством, вызванный к жизни теми
же социальными и моральными запросами
масс - потребностью в утешении, защите,
в справедливости при жизни на земле и
после смерти.
Для античного мира культ египетской
богини был особенно привлекателен.
Греческие боги, как и простые смертные,
подчинялись слепой судьбе, по
египетским же представлениям судьбы
людей вершили боги. Перспектива
заступничества всемилостивой и
всемогущей богини - вот что влекло к
Исиде всех, кто искал утешения и
спасения от опасностей, таящихся в
окружающем грозном мире. Иначе говоря,
богиня Исида была как бы
предшественницей самого Христа.
Именно в этом плане популярность
Исиды понятна и научно объяснима.
Однако победоносное шествие Исиды
по странам античного мира не было
беспрепятственным. Оно встречало
сопротивление римских властей, но при
императоре Домициане культ Исиды не
только стал дозволенным, но и
поощрялся самим императором. Вместе с
тем ряд авторитетных и влиятельных
лиц подвергали культ Исиды осмеянию,
обвинению в безнравственности и т. п.
Такие Же обвинения выдвигались против
иудаизма и христианства.
Можно с уверенностью сказать, что
культ Исиды в какой-то мере расчистил
путь для христианства.
Распространению египетского влияния
в античных странах активно
способствовали и сами египтяне.
Например, в греческом тексте папируса
Оксиринх № 1381 содержится призыв ко
"всему миру греческого языка":
"каждый грек да благословит
Имхотепа, сына бога Пта".
Пропагандистская направленность
этого текста очевидна. Без сомнения,
существовало немало и других подобных
произведении.